"Теоретические основы постмодернизма как направления современной литературы"
статья по литературе (11 класс) по теме

Ильина Мария Евгеньевна

  «Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. 

 

Одним из самых интересных жанров для читателя, особенно для юного, явился жанр иронического фэнтези.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_prostmodernizm.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы постмодернизма.

  Современный литературный процесс характеризуется исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», «тема армии» и т. п.) и резким возвышением роли бытовых взаимоотношений. Внимание к быту, порой абсурдному, к опыту человеческой души, вынужденной выживать в ситуации ломки, сдвигов в обществе, порождает особые сюжеты. Многие писатели как бы хотят отделаться от былой патетики, риторики, проповедничества, впадают в эстетику «эпатажа и шока». Реалистическая ветвь литературы, пережив состояние невостребованности, подходит к осмыслению перелома в сфере нравственных ценностей. На видное место выходит «литература о литературе», мемуарная проза.

  «Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. Одним из способов обновления реализма является попытка освободить его от идеологической заданности. Эта тенденция привела к новому витку натурализма: в ней соединились традиционная вера в очистительную силу жестокой правды об обществе и неприятие пафоса любого рода, идеологии, проповедничества (проза С. Каледина «Смиренное кладбище», «Стройбат»; проза и драматургия Л. Петрушевской).

   Постмодернизм появился еще в середине 40-х годов, но был осознан как феномен западной культуры, как явление в литературе, искусстве, философии лишь в начале 80-х. Постмодернизм зародился в США и Европе. Этот термин объединяет широкий спектр разнообразных культурных процессов: отсутствие единого ценностного центра, критическое отношение к глобальным идеологиям и утопиям, внимание к маргинальным социальным группам (людям «дна»), поиски синтеза между искусством и массовой культурой.

  Изначально он ориентировался на модернистскую традицию. Первым периодом развития этого направления является поздний модерн или трансавангард – вариант «превосхождения», усиления нового. В определенном роде постмодернизм явился отрицанием модернизма, но в то же время и наследником ряда модернистских черт и особенностей.

  Постмодернизм – это антиэлитарное искусство, уравнивающее в правах низкое и высокое. За это его часто обвиняют в безвкусице. Постмодернизм – это упразднение стиля.

  Постмодернизм имеет ярко выраженный антиутопический характер. Он порожден долговременным и планетарным спадом после очередного социально-философского разочарования. Фредерик Джемсон отмечает, что необходимо понимать постмодернизм не столько как стилевое направление, сколько как доминанту культуры – кризисной, поверженной, перевернутой, представители которой «превращают… природу в культуру, а культуру – в имманентную семиотическую систему». Умберто Эко заметил, что постмодернизм – это некое «духовное состояние современности, длящееся в мировой культуре в целом значительное время и организующее творчество многих авторов одновременно».

  Это направление не выработало своей твердой эстетической концепции, так как его представители отрицают законы и нормы в искусстве, а еще больше отвергают какие-либо запреты.

  Американский культуролог Ихаб Хассан выделяет следующие черты эстетики постмодернизма:

  • Неопределенность;
  • Фрагментарность;
  • Деканонизацию и деконструирование всего на свете (отсюда черный юмор);
  • Утрату Я;
  • Неопределенную иронию;
  • Гибридизацию;
  • Карнавальность;
  • Непрезентабельность;
  • Иррационализм.

  Главное в творчестве постмодернистов – особого рода игра, стилевая игра, даже коллаж. В постмодернистских текстах огромное количество подтекстов в самых разнообразных сочетаниях.

  Еще одной особенностью постмодернистской литературы является абсолютная свобода авторского обращения с героями, читателями, сюжетом. Произведение писателя-постмодерниста тяготеет к гипертекстуальности. (Гипертекст – это совокупность различных уровней собственно текста, подтекстов, затекста, контекстов). Текст – это единственная самовоспроизводящаяся ценность, которая характеризуется саморазвитием. Авторы, создавая произведения, стремятся к жанровому, стилевому, языковому, тематическому абсолюту.

  Для создания такого универсума используется прием коллажности, например, создается мозаика сюжетов: в одном произведении сочетаются быт, фантастика, история, любовь, социальные действия в самых неожиданных сочетаниях. Очень смело могут сочетаться также признаки романтизма и реализма, документальность. Во многих произведениях постмодернизма возникают разные аллюзии на многочисленные произведения, на героев прошлых литературных эпох. Именно так авторы переосмысляют пласты прошлых литератур, эстетик. Но зачастую это носит иронический характер. Так достигается эффект отрицания и отрицания самого отрицания. Постмодернистское отрицание имеет вид сочетания пародии и самопародии.

  Писатели-постмодернисты стремятся к недопрочитанности, незавершенности своих произведений. А это, в свою очередь, стимулирует читателя к сотворчеству с писателем. Писатели используют различные приемы, например, жанр отрывка (иногда в тексте отрывки могут произвольно комбинироваться самим читателем), приёмы открытой концовки или нескольких финалов.

  В современной критике можно прочитать суждения о том, что постмодернизм уже изжил себя или вовсе завершился. Но согласиться с этим вряд ли можно. Все-таки постмодернизм – это крупнейший культурный феномен и литературное направление. И он будет существовать, пока не изжили себя реалии постиндустриальной эпохи, составившие его фундамент: развитие электронных технологий (в том числе виртуальной реальности); осознание невозможности описания мира как единого целого с помощью каких-либо теорий; плюрализм взглядов, мнений и норм; использование специфического «стиля письма».

    «Новая литература», несмотря на подчёркнутое определение «новая», - это тоже в определённом смысле «возвращённая литература», так как многие из современных «новых» писателей начинали в 1960 – 1970-е годы, но тогда они существовали вне официальной культуры, вне разрешённой словесности как «вторая культура», «альтернативная культура», «другая литература», т.е. находились в оппозиции той литературе, которая печаталась в государственных издательствах.

  Следствием стирания границ между высокой и массовой литературой явилось окончательное крушение культурных табу, в том числе: на употребление обсценной (ненормативной) лексики – с публикацией романа Эдуарда Лимонова «Это я – Эдичка!» (1990), произведений Тимура Кибирова и Виктора Ерофеева; на обсуждение в литературе проблем наркотиков и сексуальных меньшинств.

  Тенденцией постмодернистского периода можно считать установку на «читабельность», «интересность».

Жанр иронического фэнтези .

  Одним из самых интересных жанров для читателя, особенно для юного, явился жанр иронического фэнтези.

  Ироническое фэнтези как жанр родилось в период культурного перелома – в конце 20 – начале 21 веков. Явление культурного перелома предполагает определенное безвременье, выражающееся порой засилием безвкусицы, графомании. В это время появилось множество бездарных, но хорошо продаваемых и покупаемых произведений, которые вполне удовлетворяли вкус массового читателя.

  Начало 2000-х ознаменовалось вторым явлением культурной революции в России: все чаще стали переводить и издавать произведения так называемых элитарных зарубежных авторов: Фаулза, Кастанеду, Эко Маркеса, Зюскинда. Их тексты заинтересовали молодежь. Эти тексты принесли с собой мир постмодернистской культуры чисто западного образца.

  Русская литература развивалась по-своему: в этот период к привычному соц-арту прибавился поп-арт. Тогда же появляется в массовом варианте жанр фэнтези. Об этом жанре так писал К.Мзареулов: «В середине 90-х ситуация в русской фантастике принципиально изменилась. Рынок требовал «облегченного» чтива, и на такую роль оптимально годилась именно второсортная фэнтэзи, тиражи которой ставили постоянно растущие рекорды… Вероятно, рыночные авторы подсознательно понимали, что их творения далеки от высоких художественных идеалов, а потому ринулись подводить теоретическую базу, доказывая непревзойденные достоинства примитивной мистики».

  Именно в этой среде и зарождается в русской литературе жанр иронического фэнтези.

  Ирония в литературном произведении – это способ художественного переосмысления действительности. Она характерна не только для постмодернизма, но и для устойчивых культурных эпох. Но в современной литературе ирония приобретает особую, небичующую форму. В постмодернистских произведениях зачастую замыкается на себе самой: ирония сменятся самоиронией – иронией над иронией – и наоборот. Именно ирония в современной культуре становится не только разрушительным, но и созидательным инструментом. И именно такая ирония наблюдается во многих произведениях жанра иронического фэнтези. Она основана на построении культурного универсума. При этом от модернизма воспринимается позитивная космичность, стремление к универсальной утопии, а от постмодернизма – отсутствие всякой иерархии, предельный демократизм. Ирония делает неопределенное зло смешным (а потому нестрашным), а добро самоироничным.

  Фэнтезийные миры М.Успенского и А.Белянина, например, представляют собой смоделированные сказочные миры, в которых так называемый положительный герой борется со злом. Это классическая ситуация и мифа, где культурный герой борется с хаотическими чудовищами, и волшебной сказки. Во всех случаях герой так или иначе одерживает победу.

  У Успенского и Белянина герои очень редко применяют высшую меру наказания к противникам. Они их либо жалеют и отпускают, либо перевоспитывают и привлекают на сторону добра.

  Зло в сказочном космосе иронического фэнтези по большей части лишено своей мистической ужасности: оно либо нивелируется ироническим описанием, либо иронически же очеловечивается. Водяные, лешие, демоны, например, у Успенского более человечны, чем некоторые люди.

Монографии, статьи, учебная, справочная литература и словари.

  1. Буслаков Т.П. Современная русская литература: Тенденции последнего десятилетия: учеб.пос. – М.: Высшая школа.2008.
  2. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм// Знамя. – 1998. - №4. – С.193-204.
  3. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. -  М.: Интрада, 2001.
  4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -  М.: Интрада, 1998.
  5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – Спб., 2000.
  6. Эпштейн М.Л. Постмодерн в русской литературе. – М.: Высшая школа, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

"Теоретические основы инновационной деятельности педагога в современной школе". Выступление на методическом объединении.

В сообщение раскрываются теоретические основы инновационой деятельности педагога в современной школе, её основные принципы и результаты....

Статья Теоретические основы и современные направления рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга

сборник: Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности Международный финансово-экономический форум.2014....

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы....

Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"

В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы ....

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...