Литературно-музыкальная гостиная «Мы слышим ваши голоса…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов России)
план-конспект занятия по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Чернецова Валентина Николаевна

Литературно-музыкальная гостиная

«Мы слышим ваши голоса…» (по стихам  репрессированных и гонимых поэтов России)                                                       

Звучат колокола из песни И. Талькова.

Звучит  «Аве Мария»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx27.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная

«Мы слышим ваши голоса…» (по стихам  репрессированных и гонимых поэтов России)                                                        

Звучат колокола из песни И. Талькова.

Звучит  «Аве Мария»

Ведущий. Сегодня  наша гостиная посвящается  репрессированным и гонимым  поэтам России. Зажжем свечу в память о них.

Музыка умолкает, в полной тишине идёт перекличка.

Ахматова Анна Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

 Клюев Николай.  В 1934 году был выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.

 Мандельштам Осип Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

 Цветаева Марина Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы  муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.    

 Баркова  Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

Василенко Виктор. Поэт, искусствовед. С 1947 по 1956 года отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

Андреев Даниил. С 1947 года по 1956 года отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

Тереньтьева Мария               Шаламов Варлам                  

Домбровский Юрий                Ручьев Борис  

и другие…    Отбывали  заключение по  необоснованным обвинениям.            

Песня «Монолог» М Цветаевой.     («Уж сколько их упало в эту землю…»)          

Ученик: Который год мне   не даёт покоя

               Всё то же неотступное виденье.

               В тот миг, когда державные часы

               На Спасской башне отбивают полночь,

               Когда ещё не смолк, не отзвучал тяжёлый звон –

               С двенадцатым ударом они на площадь Красную вступают

               И начинают шествие своё  -

               За рядом  ряд , колонна за колонной,

               И, как штандарты воинских частей ,

               Плывут над ними стяги, на которых

               Как номера дивизий и полков, стоят                      

                            (ГОЛОСА С МЕСТ)

             29-й, и 30-й, и 33-й, и 34-й,  и 35-й , и 37-й

                      и   все другие годы остальные.

 Ведущий:     Эти убили, а эти ославили.

                   Кто ж наши Каины?

                   Кто ж наши Авели?

                   Даже могил никаких не оставили,

                   Горько в родимой земле им лежать.

Ведущий: И не только в родимой. Сколько наших соотечественников  похоронено в чужой земле.

Песня А. Малинина «Малая церковка, свечи оплывшие..»

Ведущий: но сегодня мы поговорим  о трагической судьбе  русских поэтов.  Пусть наша встреча станет своеобразным памятником всем репрессированным поэтам России.

Ст-ие  Н. Гумилева «Слово» 

Ученик:  Это было стихотворение  Н. Гумилева «Слово», а знаете ли вы, в чём  обвинили его? Поэт не донёс органам Советской власти, что  ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт отказался категорически от предложения. Но доносить не пошёл, мешало понятие о чести.

 Ученик:  Что такое честь? По словарю Даля, это внутреннее, нравственное достоинство человека доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Поэтому отправляли на Лубянку тех , кто стремился сохранить в чистоте свою совесть .

 Николаю Гумилёву на вопрос: можно ли ему писать стихи, - быстро ответили: прозу можно, стихи нет. Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок.

Ученик: Николай Степанович почему-то думал, что умрёт 53-х лет. Он был уверен, что смерть нужно заработать и что природа скупа  и с человека выжмет все соки и, выжав, - выбросит. «Меня не убьют, я ещё нужен», - говорил Гумилёв. Да во время  войны его не убили, но 3 августа 1921 года замечательного поэта, известного путешественника,  профессора арестовали по подозрению в заговоре. В заговоре, которого не было, ибо пока никто не доказал, что он существовал. Можно привести добрый десяток «за»  невинность Гумилёва, но ни у кого нет документальных улик. Только домыслы, вымыслы

Ученик: Но 24 августа 1921 года петроградская ГУБЧеКа  примет постановление о расстреле 61 человека, проходившего по этому «делу» , среди которых был Николай Степанович Гумилёв.

Ученик: К 1919 году были уничтожены 320 тысяч священнослужителей. Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок – за день до его получения разрешения властей выехать на лечение за границу.

Звучит ст-ие  А. Блока  «Рожденные в года глухие…»

Ученик: Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными?

Ученик: Вдумайтесь в такую цифру: В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек, а репрессировано было 2000. Почему? За что?

.Песня  «Генералам 12 года»

Ученик: Прозвучала песня на стихи М цветаевой. Не поняв и не приняв Октябрьскую революцию, она вместе с мужем Сергеем Эфроном эмигрировала за границу. Жила в Берлине, Праге, Париже… Ариадна Эфрон, дочь поэтессы, скажет: «Мама дважды сломала себе жизнь из-за отца. Первый раз, когда уехала за ним из России, второй – когда за ним же и вернулась». Пережив арест и расстрел мужа, арест и 8 лет лагерей дочери, тревогу за сына Георгия, Марина Ивановна ощутила острейший кризис – одиночества, усталости, переутомления.

 Ст-ие «Идешь на меня похожий…»

Она покончила с собой в Елабуге 31 августа 1941 года. Остались ее стихи и песни.

Одна из них звучит  в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром»

Песня «Мне нравится..»

Ученик: А вспомните судьбу русских поэтов 19 века. Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера.  «Горька судьбы поэтов всех времён. Тяжеле всех судьба казнит Россию…», - сказал Кюхельбекер.

Ученик:                   Темен  жребий русского поэта:

                                    Неисповедимый рок ведёт

Ученик:  Поэт серебряного века Максимилиан  Волошин посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилёва.

Ученик: События 1917г  стали «горькой» вехой в истории страны.  «Грозные» обстоятельства» уже  в февральской революции для поэтов, живших в это смутное время, включаются в цепь исторических бед России, её поражений и обид, повторяющихся с роковой неизбежностью  и вызывающих желание оставить этот край, эту несчастную страну «навсегда». … Многие вынуждены были уехать за границу.

Я научилась просто мудро жить. Это Анна Ахматова. Она непокинула Россию.

                 Мне голос был, он звал утешно,

                 Он говорил: « Иди сюда,

Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала об единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

 Ст-ие  (отрывок из «Реквиума»   « Показать бы тебе насмешнице..»

Тихо звучит «Аве Мария».

Сын Ахматовой и Гумилёва был по сути дела мальчиком. Очень часто утренний вывод арестантов на  оправку начинался под быстрый стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы.

Страна умилялась « Колыбельной» из кинофильма «Цирк»: «Сто путей, сто дорог для тебя открыты».  А в Часовой башне Бутырской тюрьмы не пела шептала своему  сыну поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.

Ученик:                    Утром рано на рассвете караульный придёт

                                   На проверку встанут дети, солнышко блеснёт…                                                  

Ученик: Две тысячи репрессированных поэтов…  Это только членов Союза писателей, а многие такого членства ещё и не имели. Но они ни в чём не изменили себе. Они не  хотели расставаться с поэзий даже в тюрьме.  

Ученик: Поэту  Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: «Что были для Вас в лагере стихи?» Он ответил, не задумываясь: «Жизнь».

Ученик: «Часто не на бумаге, а в памяти сохранялись многие стихотворные строки. Или свои стихи выдались за стихи незапрещённых  Блока или Твардовского», - вспоминает А.Солженицын.  Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос: « За что?». Многие  свято верили в непогрешимость Сталина и Власти, они писали полные недоумения и веры строки.

                                    За что? Пусть Господь разберёт

                                    И движется длинный – предлинный

                                    Нам, к гибели нашей черед

                                    Но, брат мой, вмурованный в камень.

                                    Пойми, недаром легли,

                                    Мы то, чем крепится фундамент

                                    Всей будущей жизни земли.

Ученик: Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения

                                    Мы живём, под собою не чуя страны,

                                   Наши  речи за десять шагов слышны

 Звучит музыка Моцарта («Аве Мария»)

                                   Извращённый мир, извращённая власть «полулюдей», лишённых лица и речи – здесь бесчеловечность оказывается обычной нормой.

Ученик: Конечно, легче всего было бы убить поэта, написавшего такие стихи, но вождю надо было сначала Мандельштама поставить на колени. Он  был арестован 13 мая 1934 года, но Сталин отдал распоряжение  сохранить ему жизнь, так как испугался. Да-да испугался этого щуплого, рано постаревшего отверженного  интеллигента, и отправил в ссылку. Кто мог подумать, что теперь начался поединок один на один?

           Вождь решил ужесточить правила игры после возвращения  из ссылки и в 1938 году  вновь, обвинив поэта в контрреволюционной деятельности, отправил его по этапу, где, немного не дожив до 48 лет, русский поэт Осип Мандельштам умер. 

Звучит песня О. Мандельштама «Ленинград»

Ученик: Николай Клюев воспринимает  Октябрьскую революцию с воодушевлением  (как и февральскую).  В начале 1918 года вступает в партию большевиков, ведёт  лекционную работу, выступает с чтением революционных стихов. Борцы с «опиумом  для народа» быстро разглядели в поэте врага. Весной 1920 года его исключают из партии, почти перестают  печатать. Клюев стал неугоден, стал раздражать власти. Клюев вступил в неравный бой , поэтому неудивительно, что он стал одной из первых жертв  репрессий тридцатых годов .  

 2 февраля 1934 года он был арестован, сослан в Нарымский край. Долгие годы жила легенда о том, что в конце 30-х годов поэт был освобождён, а по дороге из ссылки умер действительности же Клюев был расстрелян в Томске в 1937 году.

Ученик:     Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев-это новая волна репрессированных поэтов.                                        

Ученик: Смерть Сталина в 1953 году не оставила лавину репрессий и предательства.

                                       Пусть мне говорят «Успокойся» -

                                       Спокойным я быть не умею,

Ученик: Многие, слишком многие не дожили до реабилитации. Многих ещё предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь. «Забвение пережитого – смерть души» , - говорил Шаламов.

         Борис Ручьёв вошёл в историю советской литературы как поэт героического и драматического плана. В его стихах, в его личной судьбе отразились противоречия эпохи её взлёты и падения.                          

                                           Какой бы  пламень гарью нас не метил,

                                           Какой бы пламень нас не обжигал,

                                           Мы станем чище, мы за всё ответим  –

                                          Чем крепче боль, тем памятней закал.

Ученик: Нельзя не быть благодарным поэту за такие стихи. Даже это одно четверостишие кажется отчеканенной душевной сутью не только самого автора, но и целого поколения. Борис Ручьёв нам дорог тем, что в самые трудные дни  своей жизни он не позволил страданиям согнуть себя, а высекал из сердца стихи и поэмы, пронизанные высоким чувством веры в жизнь, в справедливость и будущее,  в непобедимость силы народа. Борис Ручьёв не выставляет напоказ свои шрамы от ран, не говорит: «Вот посмотрите, какой я мученик!», не хнычет, не проклинает жизнь, а мужественно, с достоинством говорит о тех ударах судьбы, которые были ему нанесены незаслуженно.

 «Последний поэт деревни», как он сам себя называл, покончил жизнь самоубийством.

Ученик:                            Приснилось мне, что старые друзья

                                             Опомнились, раскаялись , вернулись

                                             И что ко мне тревожа и дразня,

                                             Приветливые руки протянулись.

                                             И дружеские руки отстраняя,

                                             Я говорю без гнева и досады:

                                             -друзья мои, не трогайте меня,

                                              Мне ничего ни от кого не надо.

                   В зале наступает тишина, идёт перекличка поэтов.

Тегер Елена. Поэтесса,  десять лет провела на Колыме.

Плужников Евгений.  Уже больным туберкулёзом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер.

Васильева Елизавета (она же легендарная Черубина де Гебриак). Хромую, её отправили по этапу на Урал.

               Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

Песня  А. Малинина «Дай бог»

Диалог с залом. Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах,      подготовленные заранее.

Ученик:                  - Мы к вам идём в сегодняшний ваш день,

                                    И в завтрашний ваш день и в день грядущий

                                   - Мы к вам идём – куда ж нам друг без друга,

                                    Мы память, что жестока и горька,

                                    И мы её горчайшая строка,

                                    Но в памяти – грядущему порука,

                                    Цена ж забвенья слишком высока.

                                                         Гасится свеча

Ведущий на  фоне музыки «Аве Мария»:

         Наша встреча подошла к концу.  Нет границ у памяти, но есть предел забвенью. Мы вспомнили - и они снова как будто с нами, все, кого мы назвали и о ком подумали.

 Звучат колокола…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам репрессированных и гонимых поэтов предназначен для постановки на сцене. Данная копмозиция позволит учащимся 11-ых классов не только узнать п...

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»

Который год мне   не даёт покоя               Всё то же неотступное виденье....

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Сценарий общешкольного мероприятия: литературно-музыкальный вернисаж «Как прекрасен этот мир» (Посвященный 2017 году - году Экологии в России).

Сценарий общешкольного мероприятия: литературно-музыкальный вернисаж "Как прекрасен этот мир". Данное мероприятие посвящено 2017 году- году экологии в России. Данный сценарий имеет все текстовые матер...

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова "Поэт трагической судьбы"

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова. Цель: раскрыть перед слушателями многогранный и неоднозначный образ великого поэта  человека гру...

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...