Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ольга Николаевна Шиловская

Рабочая программа по литературе для 5 класса  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ,  в соответствии ФГОС ООО, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2010, основной образовательной программы МКОУ «Гимназия №1 г. Майского», положения о рабочей программе педагога гимназии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus_5.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 5 класса  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ,  в соответствии ФГОС ООО, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2010, основной образовательной программы МКОУ «Гимназия №1 г. Майского», положения о рабочей программе педагога гимназии.

Рабочая программа составлена для учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина «Литература. 5 класс», издательство «Просвещение», 2016г.

Предполагает использование электронного приложения к данному УМК, электронных образовательных ресурсов.

В соответствии с учебным планом  программа составлена по  программе автора В.Я. Коровиной из расчета 3 часа в неделю, 105 часов в год.

 1 четверть- 24 ч

 2 четверть- 24 ч

 3 четверть- 30 ч

 4 четверть- 27 ч

Проектная деятельность учащихся: 5 часов за учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Введение (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 ч)

Русские народные сказки

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя

Из древнерусской литературы (2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Русская литература XVIII века (1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Из литературы XIX века (43 ч)

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен.

Василий Андреевич Жуковский

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Николай Васильевич Гоголь

 «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Стихотворения о родине и родной природе Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева,И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова.

Литература  XX века (30 ч)

Иван Алексеевич Бунин

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко

Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Сергей Александрович Есенин 

Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов

Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Константин Георгиевич Паустовский

Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак

Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

К.М. Симонов , А.Т. Твардовский

«Майор привез мальчишку на лафете»; Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе И.Бунин, А. Прокофьев, Д.Кедрин, Н. Рубцов,  Дон Аминадо.

Саша Черный

«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Юлий Черсанович Ким

Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Зарубежная литература (14 ч)

Роберт Льюис Стивенсон

Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Краткий рассказ о писателе

Даниэль Дефо

«Робинзон Крузо». 

Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс  Кристиан Андерсен 

Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды

Жорж Санд

«О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • формирование "стартовой" мотивации к обучению;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на  мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности;
  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование ценностного отношения к происходящим событиям;
  • формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование уважительного отношения к  истории и культуре славянских народов (наших предков)
  • формирование навыков самоанализа и контроля;
  • формирование мотивации к обучению;
  • формирование мотивации к самосовершенствованию;
  • овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения;
  • формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
  • формирование уважения к культурному наследию Родины;
  • формирование познавательного интереса, навыков сопоставления и навыков саморегуляции;
  • формирование навыков анализа текста, расширения кругозора;
  • формирование  мотивации познавательного интереса;
  • формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества;
  • формирование выстраивания системы личностных отношений;
  • формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок;  
  • формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного  произведения;
  • формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности;
  • формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей.

Метапредметные:

  • уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;
  • строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи;
  • уметь формулировать собственное мнение и свою позицию;
  • уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • уметь высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • уметь определять общую цель и пути её достижения;
  • уметь читать вслух и понимать прочитанное;
  • формировать навыки выразительного чтения;
  • уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение;
  • уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста;
  • формировать навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества);
  • уметь составлять речевую характеристику литературных героев;
  • формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений
  • уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;
  • уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • применять метод информационного поиска, в том числе компьютерных средств;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • уметь адекватно  использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей;
  • выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий;
  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;
  • уметь планировать алгоритм ответа;
  • уметь оценивать и формулировать то. что уже освоено;
  • уметь анализировать стихотворный текст;
  • формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт;
  • уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;
  • формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия;
  • формировать ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции  коллективной деятельности;
  • уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению;
  • уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели;
  • уметь сравнивать  свои действия с ожидаемым результатом;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие  со сверстниками и взрослыми;
  • уметь строить речевое высказывание - доказательство;  
  • составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема);
  • уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста;
  • уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью;
  • уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;
  • уметь анализировать выбор учебного действия ля достижения планируемого результата;
  • уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам; корректировать ответ;
  • уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника;
  • уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели;
  • уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
  • уметь выделять и формулировать познавательную цель;
  • уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;
  • уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;
  • узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием;
  • уметь конструировать осознанное  и произвольное сообщение в устной форме;
  • уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест);
  • уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста;
  • уметь составлять характеристику сказочного героя,  давать оценку его поступкам;
  • уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала  XIX в.;
  • познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста;
  • познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану;
  • уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей;
  • уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию их прочитанного;
  • приобретать навыки выразительного чтения;
  • знать элементы биографии и творчества выдающихся русских писателей;
  • уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов;
  • применять методы информационного поиска;
  • осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме;
  • уметь формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме;
  • овладеть навыками смыслового чтения;
  • уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков;  
  • уметь видеть тему  и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);
  • научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию;

Предметные

обучающиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от позы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма. строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно- выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
  • подготовить  (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к  героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие сочинения фольклорного жанра - сказки,  загадки, басни;
  • создавать сочинения - миниатюры по картине.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

Содержание

КЧ

КР

РР

П

ВЧ

Введение

1

-

-

-

-

Устное народное творчество

10

-

3

-

-

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

-

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

-

-

Из русской литературы XIX века

43

1

5

3

3

Из русской литературы XX века

30

-

4

2

2

Из зарубежной литературы

14

1

1

1

2

Уроки повторения и обобщения

4

-

-

-

-

ИТОГО

105

2

13

5

7

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретацию произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...