Урок литературы в 7классе "Дорога добра"(по рассказу А. Платонова "Юшка")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Маслова Татьяна Викторовна

Урок литературы в 7класе "Дорога добра" (по рассказу А. Платонова "Юшка")

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ  - СОШ с. Минаевки

Асиновского района Томской области

Конспект урока литературы  в 7 классе

 «Дорога добра  (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»

Учителям русского языка и литературы

Автор: Маслова Татьяна Викторовна

2017г.

Тема: Дорога добра  (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Тип урока: открытие новых знаний

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Методы и приёмы: проблемно-поисковый, исследовательский, наглядно-практический, приём « двучастный дневник»

Формы работы:  фронтальная, работа в парах,  групповая работа

Цель деятельности учителя: создать условия для анализа рассказа Платонова «Юшка»; расширить понятие «характеристика литературного героя»; показать духовные и нравственные качества героя, помочь выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать содержание произведения; уметь охарактеризовать поведение героев, сопоставлять поступки героев; рассуждать, делать выводы, формулировать свои впечатления от рассказа.  

метапредметные:

познавательные: осознавать познавательную задачу, развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию,  делать выводы;

регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

личностные:

осваивать новые виды деятельности, участвовать  в творческом созидательном процессе, развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества;

                                       ХОД УРОКА.

I.Мотивация  учебной деятельности

Аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля…

Переведите на современный язык.

Да, это наша старая азбука, так назывались буквы,  обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслете”,Ж-«Живете» а буква Д обозначалась словом “Добро”.(слайд1)

Попробуйте из данных букв  составить предложение-призыв.

 “Люди Земли, мыслите, живите  и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

II.Целеполагание.

-Как связан данный призыв с произведением, которое вы прочитали к сегодняшнему уроку?

Когда вспоминаешь текст рассказа, так и хочется напомнить людям, что жизнь нам дана, чтобы мы творили добро, как главный герой Юшка.

-Назовите главное качество Юшки

 Добрый,  терпеливый. Не обращает внимания на издевательства, молчит, идёт дальше своей дорогой.

У каждого человека есть своя дорога, это не только конкретный путь от дома до школы, например, а это ещё  тот жизненный путь, по которому он идёт. По своей дороге идёт и наш герой, сталкиваясь с человеческой жестокостью, злом, бессердечием.

-Какой можно назвать дорогу Юшки? (Доброй)

-Сформулируйте тему урока. Ключевые слова дорога, добро

«Дорога  добра» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)  (слайд2)

Запишите в тетради.

                                  1. Так всякое добро приносит и плоды добра

                                                                 Евангелие от Матфея

2. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.      

 Б.Пастернак

3.Я счастлив счастием, мне чуждым,

                                             И грустен горечью чужой;

                                             Чужим несчастиям и нуждам

                                              Готов помочь я всей душой.

 (И.Суриков)

4.А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

(М.Лермонтов)

Подумайте, какой отрывок, на ваш взгляд, вы возьмёте в качестве эпиграфа к уроку. Обоснуйте свой выбор.

(Ответы учеников: «Я выбираю стихи Б.Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы»

«Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю стихи И.Сурикова»

-Почему никто не предложил 4 вариант?

(Юшка не бунтующий, не мятежный, а тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится)

-Итак, посмотрите на тему и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какие роли выполнять?

Роли Читателя, Исследователя,  Человека, имеющего своё собственное мнение

-Какие цели ставим?

Внимательно читать эпизоды из произведения. Выбирать необходимый материал.

Провести  исследование и ответить на вопрос: что такое дорога добра? Какая она? Что встречает человек на своём пути? Т.е. исследовать  проблему добра и зла. Подумать, что нужно делать, чтобы зла было меньше .

Оценить поступки героев и сделать выводы о том, по какой дороге должен идти человек и попытаться  потеснить то зло, которое, к сожалению, есть в человеке.

А поможет нам в этом главный герой рассказа Андрея Платонова Юшка, удивительный человек, который умел побеждать зло добром.

III «Открытие» учащимися новых знаний  

Итак, тема определена, цели поставлены, обращаемся к произведению.

 Работа с текстом.

1.Давайте, ребята, познакомимся с главным героем, открывайте учебники, тетради работаем с текстом (цитаты выписали дома)

Работа в парах. Заполняем двучастный дневник.

Цитата

Комментарий

1 Внешность.

«Плохо видел глазами и в руках у него мало было силы… Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»

Старый на вид человек. Он плохо видел, глаза как у слепца, зато чувствовал, т.е. видел сердцем.  И в руках у него мало было силы. Маленький и худой, в глазах всегда слёзы  Это глаза плакали? Нет, душа. Глаза – это зеркало души. Что это значит? ( что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)  Именно наша душа страдает, любит.

Чуткость, душевность

2 Образ жизни.

«Он работал в кузнице…, подручным помощником у главного кузнеца…Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром шёл в кузницу, а вечером обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу, а чай и сахар…должен был покупать на своё жалованье, но Ю. чаю не пил и сахар не покупал…»

Был слабым, поэтому работал помощником, работал за пищу, своего дома не было, каждый день одно и то же.

3.Одежда

«…одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом ходил в штанах и в блузе, чёрных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь… и босой; зимою же …поверх блузы надевал полушубок…, а ноги обувал в валенки…»

Старая изношенная, доставшаяся от отца, штопанная перештопанная…

4 Речь.

«Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня! Отчего я вам всем нужен? Меня народ любит. Я жить родителями поставлен,  я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже, значит, нельзя»

Речь ласковая. добрая, никогда не повысит голоса, считает, что народ его любит.

Доброта,  наивность,

любовь к людям

-Какой вывод можно сделать из сказанного по образу  Юшки?

Юшка не похож на всех остальных,  ему трудно живётся. Очень часто бывает в жизни, что люди не принимают не таких как все. Давайте посмотрим, каких людей на своём пути встречает  Ю., как они к нему относятся.

- Вспомните, что говорит по этому поводу  Ю, как к нему относятся?

Запишите вопрос .

-Почему Юшка, которого постоянно обижают и избивают и дети , и взрослые  считает, что «народ его любит»?(слайд3)

2. Отношение односельчан  к Юшке. Исследовательская деятельность

Работа в группах (5минут)

I  группа . Встреча Юшки с детьми

Отношение детей к Юшке.

Как к Юшке относятся дети?

Назовите глаголы, показывающие их отношение.

Какие чувства вызывают у вас эти сцены?

Как Юшка реагировал на зло? Обижался ли Юшка на детей? Как он оправдывает их поведение?

Дети

( Что делали? Как вели себя?)

Юшка

(Что делал? Что чувствовал?)

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…ещё сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно  

…по- прежнему толкали Ю.

радовались

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

В “психологическом поединке” дети и Юшка ведут себя в по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Как называется литературный приём, который указывает на противоположные качества, признаки?

Антитеза в поведении героев

- Почему дети, которые только начинают жить, а значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно (индив. задание)

Дети удивлялись тому, что он не сердится, не закрывает лицо, не ругает, не отвечает им. Они хотели разозлить, рассердить его.

-Что влечёт детей к Юшке?

-Как Юшка отвечает на их жестокость?  Обижается ли он на них?  Почему?

Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник  радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». Дети повторяют поступки взрослых. Он верил, что нужен им, что его любят.

- Каким предстает перед нами Юшка?  А дети?

Юшка – добрый, терпеливый, безответный.  Дети – злые, жестокие, грубые

II  группа . Встреча Юшки со взрослыми. 

Как относятся к Юшке взрослые? Почему?

 Назовите глаголы, показывающие их отношение.

Как взрослые называют Юшку?

Какие чувства вы испытываете к взрослым?

За что взрослые мучают Юшку? Как Юшка реагирует на зло? (Обижается ли Юшка на взрослых?

Как он их оправдывает их поведение?

Верит ли он, что народ его любит?

Взрослые

(Что делали? Что говорили?)

Юшка

(Что делал?)

«иногда обижали его…»

«…злое горе или обида, то сердце наполняется лютой яростью…»

«…Что ты блажной, непохожий

ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?»

«Животное такое…»

«От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение и бил ещё больше.»

«в этом зле забывал своё горе…»

«Ю. останавливался, слушал и молчал в ответ»

«Ю. молчал»

«Долго лежал в пыли на дороге…, очнувшись, вставал»

«Народ меня любит»

-Почему они так относятся к нему?

Потому что он не такой, как все,  бьют Юшку из-за его непохожести на других. Своё зло вымещают на нём. В отличие от детей делают это сознательно. Юшка  всех любит, а они любить не умеют.  Этого они ему не могут простить.  В глазах взрослых Юшка — человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, поэтому-то именно его вспоминают они, браня детей; вероятность стать таким как Юшка, звучит в их словах как упрек, возмездие за шалости и прегрешение.

-Как называют Ю. на протяжении всего рассказа?

Мини- исследование. (Индив. задание)

Блажной, животное такое, божье чучело, юрод негодный.

Блаженный- 1. В высшей степени счастливый; 2. Не совсем нормальный (юродивый) 3. То же, что и святой. (Ожегов)  

Животное такое

Божье чучело-  народ считает юродивых Божьими людьми. Им нужно помогать.

Юрод негодный

Юродивый- 1.чудаковатый, помешанный; 2.безумец, обладающий даром прорицания.(Ожегов)

Вывод: в этих словах слышится издевательство людей, глумление над человеком, и в то же время ущербность тех, кто произносит эти ругательские слова

 -Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? 

Они омерзительные, очень жестокие, злые  люди. Они не толерантны.

Толерантность - терпимое отношение  к чужому образу  жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям.  (индивид задание) (слайд4)

Запишем в словарь Чувствительных слов.

-Как Юшка объяснял их поведение?

«Сердце в людях бывает слепое» , а причина-зло.

-Как понимаете- слепое сердце?

Слепое сердце” (пустое) бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. «Слепое сердце»- это худшее, что может быть в человеке.

Вывешивается плакат Зло - Слепое сердце (причина зла)

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру (Словарь Ожегова) (индивид. задание) (слайд4)

Вот оно слепое, пустое, обескровленное сердце. Это сердце людей, которые обижали Юшку. Люди били его, бросали камни.

Помните. Мы говорили о том, что Юшка плохо видел, глаза у него  как у слепца, зато чувствовал, т.е. видел сердцем.

-Как можно назвать такое всевидящее сердце? Сердце, от которого идёт добро?

Зрячее сердце (доброе) Горячее, полное жизни сердце было у Юшки

Вывешивается плакат Добро- Зрячее сердце (причина добра)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. (Словарь Ожегова)  (индивид. задание) (слайд4)

Каждый человек выбирает свой путь в жизни. Люди со слепым сердцем идут  путем зла.

А Юшка шел своей дорогой.

-Какой?

Дорогой добра, не причиняя людям зла, не отвечая грубостью.  

3. Юшка на природе(слайд5)

Мы понимаем, что живётся Юшке среди людей очень тяжело. Но есть всё же место, где он начинает вольнее дышать.

- О каком месте я говорю?

Это природа. На природе Юшка чувствует себя гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою любовь к живым существам.

Работа в группах. Заполняем двучастный дневник

I группа. Поведение Юшки на лоне природы

II  группа. Отношение Юшки к живым существам

Работа в группах. Заполняем двучастный дневник

Цитата

Комментарий

«В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака,…слушал голос рек…,и больная грудь Юшки отдыхала. Он более не чувствовал своего недуга- чахотки»»

Ю. обладает способностью понимать природу, он сливается с ней, умеет видеть  ценить красоту окружающего мира, находится в полной гармонии. И болезнь его отступает.

Любовь к природе. Любовь к Родине.

«Уйдя далеко, где было…безлюдно, Ю не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них…, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков. Которые падали замертво, всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим»

Ю не только людей любит, но и всё живое: цветы, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою.

Он жалел каждую мёртвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшими».  

Любовь к живым существам.

Здесь, на лоне природы, мы видим полную гармонию человека и природы. Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей, которые терзают его.

Человек с добрым сердцем, никогда никому не сказал слова грубого, всегда терпел издевательства над собой. Не злился и не сердился. И вдруг осерчал.

-Когда осерчал? Из-за чего?

4. Смерть Юшки.

Чтение  диалога прохожего и Юшки.

-Случайно ли здесь слово «осерчал»?

Подберите синонимы к данному глаголу (рассердился, разозлился,   возмутился, разгневался)

-Почему ни один из них не подходит?

«осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука

-Что стало причиной этого?

«Я жить родителями поставлен…»

-Как вы понимаете слова Юшки?

Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право её отнять. У героя её отняли.

Юшка умер. Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот так трагически закончилась его жизнь. Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился? Выходит, что зло победило?

Ставим знак вопроса между табличками

ЗЛО ? ДОБРО

-Как вы считаете?

Нет, закончилась жизнь физическая, но душа Ю. живёт на страницах рассказа

-Почему без Юшки стало хуже?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, что обозначает слово юшка. Одно из значений:

Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит  организму смертью. Пустить юшку – избить до крови (Словарь Академии Наук)  (индивид. задание) (слайд6)

-Подумайте, почему автор назвал своего героя этим именем?

Возвращаемся к вопросу:

-Почему без Юшки стало хуже?

Вот и получается, что потеря животворящей крови, т.е. юшки, грозит людям навсегда остаться злыми. Вся злоба осталась среди людей, т.к. не стало человека, безответственно терпевшего их насмешки, ожесточение

Таким образом, зло со стороны людей гасилось добром со стороны Юшки.

-Как звучит полное имя Юшки?  (Ефим Дмитриевич)

Ефим – благочестивый, благожеланный, священный(слайд6)

Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна,  взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды(Словарь имён) (индивид. задание) (слайд6)

Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше пониманием его слова : «Я тоже всему свету нужен». Юшка – воплощённое добро, утрата его губительна для людей.

-Этот путь доброты к людям, который прошел Юшка, с его смертью прерывается, заканчивается?

5. Девочка- сирота.

Добро и  любовь, по Платонову, не уходят, не иссякают из мира со смертью человека. Добро прорастает и даёт свои плоды.

Для кого он жил?  Почему не ел сахар? Почему ходил в одной одежде? Куда же он деньги (7руб. 60 коп.)девал?- можем мы задать вопросы.

История девочки – сироты.

Рассказ о девушке. (индивид задание)

-Какой дорогой идёт она?

 Она, как и Юшка идет той же дорогой, дорогой любви, добра.

Выпишите  цитату, прокомментируйте.

Заполняем двучастный дневник

Цитата

Комментарий

«Она стала работать в больнице для чахоточных, ходила по домам, где были туберкулёзные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд… лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть…»

Помогает людям, Ю. научил её своим примером любить людей.

Любовь к людям.

«Она стала работать в больнице для чахоточных, ходила по домам, где были туберкулёзные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд… лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть…»

6. Выводы.

Возвращаемся к вопросу:

-Почему Ю, которого постоянно обижают и избивают и дети , и взрослые  считает, что «народ его любит» и не сворачивает с пути добра?(слайд7)

У такого человека, как Юшка, в сердце жила всеобъемлющая любовь ко всему живому без исключения. Она породила в душе героя убеждение в том, что и его любят. Он не видел мир иначе, как наполненным любовью и смыслом. И другие должны нести в себе ту же любовь и тот же смысл.

Юшка прошел сложный путь. Он всегда шел дорогой добра. Мы тоже с вами попытались пройти этот путь вместе с героем. Я хочу, чтобы этот рассказ не прошел бесследно для вашей души. Ваше добро остается с вами. Вы всегда сможете им поделиться с ближними, сможете отдать частичку своего сердца так, как это делал Юшка,  Ефим Дмитриевич.

Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? (Какие шаги намечали? Что сделали?) (слайд8)

  1. Что такое дорога добра? Какая она?
  2. Что встречает человек на своём пути?
  3.  Подумаем, что нужно делать, чтобы зла было меньше?

Послушайте Притчу о двух волках( видеоролик) (слайд9)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

-Как поняли притчу?

Если в себе побуждать добро (т.е. помогать людям, относится ко всем с уважением и т.д),  то добро будет так сказать побеждать зло. И вы будете добрым человеком и наоборот если побуждать зло, то вы будете плохим человеком.
В каждом человеке есть добро и зло. Даже в преступнике например есть добро, а в самом добром человеке зло.

IV Рефлексивная деятельность

1.У вас на партах лежат листочки с фразой. Продолжите  её (слайд10)

 Дорога добра – это…

2.Заполнить лист самооценки

V Домашнее задание: Заполните «Дневник литературного героя»  Дневник Юшки.( 5-6 записей)

или

Сочинение «Напрасно ли прожил жизнь Юшка?» (слайд11)

Слайд-шоу «Иди дорогою добра»( В слайд-шоу использованы фото обучающихся данного класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)

Урок литературы разработан по стандарту ФГОС. Ребята сами определяют тему, цели; на примере русской народной и литературной сказок постигают суть понятий ДОБРО и ЗЛО. Работают с текстом сказок, отраба...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы в 7классе "Тема человеческой жестокости" (по рассказу Л. Андреева "Кусака"

Конспект урока литературы по рассказу Л. Андреева "Кусака". Урок построепо ФГОС. Использованы технологии проблемного диалога, элементы РКМЧП....

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...

План-конспект урока "Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»

Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»...