Исследовательская работа "Русская народная песня и её развитие в репертуаре фольклорного ансамбля «Прялица» с.Ногуши"
проект по теме

Матвеева Галина Александровна

В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности и падает уровень духовности, необходимо изучение и сохранение культурного наследия, традиций и обрядов родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа 47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Карлыханово

Муниципального района Белокатайский район

Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Русская народная песня и её развитие в репертуаре  фольклорного ансамбля «Прялица» с.Ногуши

Авторы:

Клыкова Юлия,

ученица 9  класса;

Карабатова Анастасия,

Карабатова Марина,

ученицы 7 класса

Руководитель работы:

Матвеева Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

с. Карлыханово

2018г.

Оглавление

Введение        3

Русская песня – душа народа        5

Из истории с.Ногуши        6

Страницы истории народного фольклорного ансамбля «Прялица».        7

Песенный репертуар ансамбля        12

Обрядовые Троицкие и Масленичные песни        13

Необрядовые народные песни        16

Плясовые песни        17

Заключение        21

Литература        22

 Приложение

- Сборник песен, исполняемых  ансамблем «Прялица»

- Фотоальбом, выполненный в скрапбукинге

-Диск с видеозаписью выступления ансамбля «Прялица»

Введение

Сегодня, как никогда, главной проблемой является духовное обновление общества, повышение его культуры.

Люди слишком поздно поняли: сколько духовных ценностей уничтожено, нравственных норм потеряно, традиций и песен забыто.

Хорошо известно, что нацию объединяет язык и песня. Но в последнее время молодежь поет все меньше.

Каждый день с телеэкранов на нас обрушиваются сотни песен. Реклама может сделать любую из них хитом. Но уже через несколько дней ни песню, ни исполнителя никто не вспоминает.

Как же нам самим разобраться, хорошая песня или плохая, как правильно оценить исполнителя? Ответ, думается, однозначен: истинная песня задевает душу, делает человека лучше, чище, добрее.

Чтобы отличить хорошее от плохого, нужно иметь образец, с чем сравнивать. И вот таким образцом может стать русская народная песня.

В связи с этим мы считаем, что необходимо вызвать интерес к культурному наследию народа – песенному творчеству. Ведь бывает так, что рядом с нами живут замечательные люди, существуют фольклорные коллективы, которые в своих песнях воспевает красоту родных мест, отмечают качества человека, раскрывают его духовный мир, чувства и переживания.

Нас заинтересовало народное песенное творчество, и решили исследовать его на примере репертуара нашего народного фольклорного ансамбля «Прялица».

Поэтому тема нашей научно-исследовательской работы называется «Русская народная песня и ее развитие в репертуаре народного фольклорного ансамбля «Прялица» села Ногуши» 

Актуальность: В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности, падает уровень духовности,  необходимо изучение и сохранение культурного наследия, традиций и обрядов родного края. 

Данную тему мы выбрали с целью:

  1. исследовать развитие песенного творчества жителей с. Ногуши на примере ансамбля «Прялица»;
  2. показать, что песенное творчество является замечательным искусством слова;
  3. приобщить молодежь к историко-культурному наследию, пробудить желание изучать, исполнять и слушать народные песни;
  4. вызвать интерес к изучению русского фольклора;
  5. воспитывать эстетические и высокие нравственные качества молодежи посредством народной песни.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

- познакомиться с историей возникновения народного ансамбля «Прялица» села Ногуши;

- исследовать песенный репертуар этого ансамбля;

- собрать сведения об участниках фольклорного коллектива «Прялица»

Объект исследования: творческая история и репертуар коллектива «Прялица» с. Ногуши.

Гипотеза: Сохранило ли современное поколение фольклорное наследие предков своего народа.

Практическая значимость исследования:  

1.Собранные материалы применять в образовательном процессе:

а) в проведении воспитательных школьных и классных мероприятий эстетического и нравственного направлений;

б) в разработке учебных занятий по литературе, истории и культуре народов Республики Башкортостан.

2. Результаты исследовательской работы  передать в школьный  и сельский музеи.

Методы исследования:

  • Изучение истории родного края, архивных материалов, фотосессии;
  • Встречи с руководителем и участниками ансамбля;
  • Анализ фольклорных песен;
  • Обобщение материала;
  • Работа с методической литературой и со словарями;
  • ИКТ.

Данная работа дала простор мысли, в ней старалась соблюдать логически обоснованную последовательность.

Нам русские песни поют с колыбели,

В них русский задор, кого не спроси,

Вам каждый ответит о том, как умели

О том, как умеют петь на Руси!

Русская песня – душа народа

Русская народная песня! Какую чарующую силу имеешь ты для сердца русского человека!

Ты, русская песня, как птица, как облако, как ветер, не знаешь границ.

Народная песня- это стихотворное произведение, которое поется в одиночку или группой людей. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального искусства. Народные песни насыщены бытовым жизненным материалом.

Отметим, что в русской литературной и музыкальной среде всегда был велик интерес к народной песне, так как песенное творчество отразило народные художественные вкусы. Народные песни ценны тем, что в них воплощены объективные законы красоты, и они являются важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени.

Восхищаясь многообразием и богатством народного песенного творчества, еще в первой половине 19 века Николай Васильевич Гоголь говорил: «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен». Он называл народные песни «…историей, обнажающей всю жизнь народа».

Песня укрепляет его нравственный облик, становится его исторической памятью, праздничными одеждами его души. Песенное творчество наполняет глубоким содержанием всю его размерную жизнь, текущую по обрядам и обычаям, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и детей.

Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если вначале было слово, то потом уже песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца: дух своего народа он впитывал с колыбельными мотивами. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы и оплакивали усопших, шли в бой, жертвуя жизнью за Отчество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.

Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня – это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы теряем душу. Сможем ли почувствовать, сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня?

Из истории с.Ногуши

Село Ногуши - одно из старинных славянских сел в районе, оно основано русскими переселенцами из Пермской губернии во второй половине восемнадцатого века. Переселенцы в основном были выходцами из Кургунской округи, а также Пермской губернии.

Название предположительно происходит от имени местного башкира, продавшего земли переселенцам, - Могуш. Затем в нем была изменена первая буква.

Природа как бы специально одарила наш край всем необходимым для жизни человека. Леса, наполненные ягодами, грибами; плодородные черноземные поля – все это и привлекло людей  для заселения в нашем крае.

Первые дома строились прямо в лесу в беспорядке, улиц не было. Центром Ногушей была улица с церковью, построенной в 1824 году, которая называлась Селом (это название употребляется и сейчас старожилами). Здесь же находилась церковно-приходская школа.

Богата история нашего села. Оно является Родиной Героев Советского Союза Александра Федоровича Патракова и Александра Алексеевича Худякова. Славится село своими обычаями и традициями.

Страницы истории народного фольклорного ансамбля «Прялица».

Продолжателем русских песенных традиций в нашем селе является народный фольклорный ансамбль «Прялица». Их репертуар - народные песни, которые являются благодатной почвой для воспитания духовности в молодых людях, достоинством и умом народа.

А начиналась все так. Стоял морозный декабрьский вечер, такой, какой обычно бывает накануне Нового года. Под ногами поскрипывал мягкий снежок; легкие снежинки, медленно кружась, ложились на плечи, головы празднично одетых людей, которые спешили в новый Дом культуры, построенный в 1981 году. Были среди них и пожилые женщины, которые шумной толпой, громко смеясь и весело напевая, задорно приплясывая и притопывая, тоже торопились в клуб. Они пели, плясали, исполняли танцы своей молодости. Так был создан хор, которым руководил Иван Федорович Ведров, он работал в колхозе парторгом и хорошо играл на баяне.

В 1984 году в село приехал молодой парень из Белокатая Павел Будаков и начал работать в Доме культуры художественным руководителем. Он и создал ансамбль, который вначале назывался «Родные напевы». В разное время коллективом руководили Будаков П.В., Власов А.В., Оплеснина Н.А.

Со временем репертуар ансамбля пополнялся новыми песнями, новыми людьми. Но неизменным оставалось одно: любовь и интерес к русскому песенному творчеству. Появились первые награды за большую пропаганду народной песни и участие в конкурсах и фестивалях. 

Ансамбль «Прялица» неоднократно принимал участие в межрегиональном празднике русской песни и частушки, где получил звание Дипломанта третьей степени, Лауреата второй  степени и дважды был Лауреатом первой степени. Надо сказать, что это очень большая заслуга. Кроме этого у ансамбля много еще разных достижений.  Неоднократно об ансамбле «Прялица» печатали статьи в районной газете «Новый Белокатай», фотографии участниц ансамбля можно увидеть на страницах журнала «Рампа».

Уже больше трех десятков лет «Прялица» радует своих зрителей родного села, также  они объездили с концертами соседние деревни Белокатайского района. И везде их встречают тепло и с уважением: будь то Карлыхано или Емаши, Искуш или Левали, благодарят за выступления бурными аплодисментами. 

В 2014 году ансамбль «Прялица» отметил свой 30-летний юбилей. Торжественное поздравление прошло в Доме культуры в родном селе. Много было гостей, сердечных поздравлений, теплых пожеланий за многолетнее песенное творчество. Сами бабушки (назовем их так ласково и нежно) вспоминали первые годы совместной художественной деятельности; тех, кто стоял у истоков создания фольклорного коллектива.

Женщины предстают всегда в ярких и нарядных русских костюмах, улыбающиеся, с добрыми лицами, миловидные и приветливые, с большим чувством юмора. Бабушки шутят, подсмеиваются друг над другом, но всегда по – доброму, с поговорками и пословицами.

Руководит ансамблем директор Дома культуры Карабатова Г.С., ответственная и удивительная женщина. Ансамбль и она – одна семья, одна душа. Будучи человеком творческим, она помогает коллективу в подборе репертуара. Галина Сергеевна сохраняет истоки и традиции русского фольклора. 

Какой же ансамбль без гармониста. Клыков Николай Александрович влился в ансамбль недавно, но уже успел завоевать любовь зрителей. Николай Александрович является лауреатом второй степени районного конкурса «Серебряные планки» им. В. Декало, а также награжден почетной грамотой этого же конкурса, но уже зонального, где занял второе место. На конкурсе « Играй, гармонь!», который проходил в Искушинском СДК, ему присвоено звание «Самый лучший гармонист».

Оплеснина Нина Андреевна –« золотой голос» ансамбля. Поет с детства, у нее хорошо пели мама и бабушка. Несмотря на то, что у Нины Андреевны очень трудная судьба, ей помогает выжить ее страстная любовь к песне. Песня с ней и в горе, и в радости. Своим присутствием, пением она оживила ансамбль, придала еще большее очарование, красоту, неповторимость исполнения песен. Человек хорошего настроения, с большим чувством юмора, любого заразит своим смехом. Песни в ее исполнении излучают свет и нежность ее души.

Попова Нина Александровна участвовать в художественной самодеятельности начала со школьных лет. В состав ансамбля вошла в 2003 году, после того, как вышла на пенсию. Любит петь, не только выступает, но и подбирает репертуар для ансамбля. Кроме того она заботливая и замечательная мама и бабушка. Увлекается шитьем, вязанием, любит выращивать цветы. Приветливая, жизнерадостная. Любовь к русской песне, обычаям русского народа привели ее в ансамбль.

В ансамбле еще  9 участниц, это: Ведрова Александра Павловна, Ведрова Лилия Васильевна, Корлыханова Мария Петровна, Корлыханова Любовь Николаевна, Пыхова Валетина Алексеевна, Редреева Любовь Ивановна, Самойлова Валентина Федоровна, Худякова Зоя Михайловна,Чебыкина Зинаида Васильевна.

 О каждом участнике ансамбля можно говорить много и долго, но всех их объединяет большая и крепкая дружба, любовь к песне, к общению.

Уже много лет и в жару, и в мороз, и в дождь, и в снег, отложив домашние дела, всегда на подъеме и с искорками радости в глазах торопятся бабушки на репетиции, забыв про бытовые и житейские трудности, возраст и болезни, которые уже дают о себе знать. Но женщины не унывают, говорят, посмеиваясь: «Лучшее лекарство – это песня. Когда запоешь – все «болячки» отступают».

И вот участницы вышли на сцену, встали полукругом, задумались и запели песни, то печальные и растяжные, то веселые и задорные, старинные и незнакомые. И полилась русская песня, затеплилась, засеребрилась напевом, запричитала скороговоркой и, набравшись сил, полилась широко по залу, охватывая трепетом сердца слушателей.

Сейчас к песенному творчеству народного фольклорного ансамбля «Прялица» проявляют большой интерес: приезжают и записывают их песни студенты из вузов Башкортостана и соседних областей. Мы тоже услышали от бабушек и записали много народных песен.  Участницы ансамбля «Прялица» - люди преклонного возраста, а значит, что не потеряна связь времен, что русской народной песне не страшны года.

Песенный репертуар ансамбля

Познакомившись с репертуаром фольклорного ансамбля «Прялица» условно мы разделили его на обрядовые и необрядовые песни.

Обрядовые Троицкие и Масленичные песни

К обрядовым песням относятся те, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда, праздника, их поют в самых различных условиях жизни. Мы тоже принимаем участие в этих праздниках.

В обрядовых песнях рассказывается о каком-либо обрядовом событии. В таких песнях изображаются определенные сюжетные ситуации, представляющие собой картины жизни. Участницы ансамбля очень любят обрядовые русские праздники, стараются принять участие в каждом из них. Мы тоже участвуем в таких праздниках. Вот приходит, например, Масленица или Троица - уже рады петь.

Троица - шумный и многолюдный праздник. Ритуалы его лучше других сохранились в памяти людей, да и как иначе, ведь символом этого праздника является березка. Мы радуемся  Троице, наряжая березку разноцветными ленточками, платочками. Ее чествуют, водят вокруг нее хороводы, провожают с песнями. Ведь березка предсказательница девичьей судьбы. К ней относились с уважением, ей подносили дар. 

В песнях воспевают красоту березы, сравнивая ее с девичьей красой. И обязательно исполняют обрядовые песни, например:

Уж ты, белая березонька, да, 

Уж ты, белая, кудрявая. 

Для чего тебе, березонька, стоять при ветру, 

При ветру тебе, при вихоре? 

При ветру тебе, при вихоре да, 

При большой-то при дороженьке? 

Уж вы, девки, уж вы, девушки, да,

Хорошо ли в замуж выйдется, 

Хорошо ли в замуж выйдется да: 

Хороший мужик достанется 

Или старой или маленькой? 

Прожила я свое девичье житье, 

Молодушкой много горя приняла, 

Вышла в замуж, вышла в замуж молода. 

Перво горе- с лица спала румяна, 

Друго горе- муж- удала голова, 

Муж- удала головушка, 

Поцелуй меня, лебедушка. 

Поют, сопровождая игрой в фанты, плетут венки, вешают на березку, потом идут к реке, бросают венки в воду и поют:

Тонет- не тонет мой венок,

Тужит- не тужит мой милой,

Мой- от веночек потонул, ой,

По мне миленький вздохнул,

По моей-то русою косе,

По моей-то девьей красоте,

По моей-то девьей красоте,

По моей-то алой ленточке.

Как у наших у ворот, да,

Разыгралась молодежь, да,

Ой, вянет мой репей, да.

Ой, вянет молодой.

Разыгралась молодежь,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Негде взялся гудок,

Зашел к девицам в кружок, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Вы послушайте, ребята,

Что гудок, да, говорит, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

При этом играют в «ручеек», водят хороводы, одеваясь как можно наряднее.

Большим и самым веселым праздником для русского народа является Масленица. Она считается весенним праздником. Празднование ее совершается по строго расписанному порядку. 

Исполняли в Масленицу и народные песни, которые по тематике и назначению делятся на две группы: одна из них связана с обрядом встречи, другая- с обрядом проводов.

Они представляют собой прославление Масленицы, или в них описываются события масленичной недели. В них говорится, что Масленку встречают с блинами, маслом; также подчеркивается богатство и праздничное изобилие. Некоторые из таких песен по своему ритму и эмоциям напоминают плясовые, среди них и песня «Как мы Масленку встречали…»

Как мы Масленку встречали, 

На крутой горе побывали, 

Побывали, кума, побывали. 

Блином гору устилали, 

Маслом гору поливали, 

Поливали, кума, поливали. 

Пришла гостейка дорогая, 

Наша Масленка дорогая, 

Дорогая, кума, дорогая. 

Она пешаю не ходит, 

На конях она разъезжает, 

Разъезжает, кума, разъезжает. 

У ней кони все вороные, 

Вороные, кума, вороные. 

Парни-девки все молодые, 

Молодые, кума, молодые. 

Прошла Масленица, прокатила, 

Прокатила, кума, прокатила. 

На Великий пост посадила, 

Посадила, кума, посадила. 

Необрядовые народные песни

Репертуар у ансамбля большой, очень много песен пели еще их бабушки и прабабушки. Любят участницы ансамбля исполнять и частушки. Но в репертуаре коллектива больше песен с сюжетным повествованием. Они заставляют задуматься, сопереживать.

Любимой песней в их исполнении является народная песня «Прялица»:

1.Дорогая моя прялиця,

Мы прядем, а нитка тянеця,

Мы прядем, а нитка тянеця,

Нам работа наша глянеця.

2.Ой ты тетушка-меленка,

Стара баба-рукоделенка,

Топором траву кашивала,

Рукавицей воду нашивала.

3.Посадить бы стару бабу на пенёк,

Не скоря ли стара баба напрядёт.

На пеньке пускай помуциця,

 Не скоряя ли науциця.

4.Полюбила я Егорушку,

Да за русыё кудёрышки,

Кудри русы развиваюця,

Девки все в него влюбляюця.

5.Говорил мне мой матанецкя,

Ты рости моя духанецкя,

Я росла,росла старалася,

Но матане не досталася.

6.Я заметила заметоцкю,

Сорвала  с сирени ветоцкю,

Сорвала с сирени ветоцкю

 Для любимого приметоцкю.

7.Мы напелись и напрялися,

Наши руценьки присталися,

Вам низёхонько кланямся

И тут с вами распрощаемся.

Некоторые песни исполняются  местным диалектом.

Плясовые песни

Плясовые песни отличаются более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. Общий тон этих песен жизнерадостный: на лицах исполнительниц веселье, улыбка когда поют «Молодка, молодка, молоденькая…».

Частушки улочные

1.Ты играй, гармонь моя,

Сёдни тихая заря,

По заре долёко слышно,

Слушай, милоцкя моя!

2.Вспомни, милоцкя, да вспомяни,

Где мы дружбу завели,

В маленьтёй избушецке

Спали мы ведь без подушецки.

3.Слушай, милка.по зоре,

Голосок подам тибе,

Голосочик тонинький

Через сад зелёнинький.

4.Коротайся день да скоряя,

Приходи растёмна ноць.

Ко мне милоцкя да сулился

Во глухую ой да во полноць.

5.Рано, рано мамонтя-то стала,

Рано цветик она сорвала.

Не дала покрасовацця,

Рано замуж меня отдала.

6.Ты играй, я подпою,

Эх, ягодиноцкя да моя,

Эх, ты иди, а я дождуся

В переулоцке да тебя.

7.Играй,Ванецкя, в тальноцкю

На нижние лады.

Мы проводим тебя, Ванецкя,

До самой до избы.

8.Не садись на эту ветоцкю,

Весёлый соловей,

Эта ветоцкя- приметоцкя

Изменушки моей.

9.Не кокуй- кося да кукушецкя,

На сырой да сосёноцке,

Не тоскуй- кося да мальчишецкя

Об баской девцёноцке!

10.Я пою, так серцю легце,

Позабуду всю пецаль,

Перестану -петь не стану,

Серцю тошно-милку жаль!

В качестве плясовых песен исполняются и различные веселые частушки. Они необычайно разнообразны по своему идейно-тематическому содержанию. Ритм частушек «Прялицы» зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, например:

Вот и годы пролетели, 

Вот и молодость прошла. 

На веселой на головке 

Появилась седина. 

* * * 

Лицо морщины искрестили, 

И сутулость уж видна. 

Моя стройная фигурка 

Ох, исчезла навсегда. 

* * * 

Глазки плохо стали видеть: 

Не читаю и не шью, 

И соседей своих близких 

Я с трудом уж узнаю 

* * * 

Памяти совсем не стало, 

Много вспомнить не могу. 

Ну а песни все же помню, 

Если надо, то спою.

Часто в исполнении «Прялицы» звучат частушки про родную деревню:

В Ногушах мы живем,

Сладки пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

Их для вас сейчас споем.

В Ногушах мы родились,

В Ногушах и мы живем.

Уголок России милой,

Здесь стоит наш отчий дом.

Ногушинская река

Вовсе не глубокая.

Старуха деда разлюбила,

Старик ходит охает.

Каждая песня ансамбля «Прялица» несет тепло, наполняет душу радостью. Слушаешь и невольно представляешь себе, как раздвинулись стены зала, зазеленели поля и встал незримо за песней образ родной стороны…

Заключение

Познавательное значение песенного творчества проявляется прежде всего в том, что оно отражает особенности реальной жизни и дает обширные знания об общественных отношениях, труде и быте, а также предстваление о мировоззрении и психологии народа.

Мы вспоминаем народные песни и думаем: «Вот благодатная почва для воспитания духовности в молодых людях, вот пример высоких нравственных качеств людей».

Подтверждением этих слов является народный фольклорный ансамбль «Прялица» из с. Ногуши. Опираясь на русский фольклор, ансамбль не теряет своего оригинального лица. Он взял в свой песенный репертуар принципы и приемы устной народной поэзии, обогащая их новым, неповторимым содержанием, расцвечивая характерной, присущей только ему палитрой красок.

Нельзя не восхищаться самобытным мастерством этих женщин. В их песнях – их душа, радующаяся, страдающая и сопереживающая.

Когда звучат народные песни ансамбля, то пожилые люди как бы переносятся в своих воспоминаниях в далекое детство, когда большие и крепкие были   деревни Ногуши, Карлыханово, Емаши и другие.

Непередаваемые словами чувства испытывает человек, слушая выступление ансамбля. Родные напевы, частушки, глубина и искренность исполнения дарят нам встречу с неповторимым искусством родной белокатайской стороны.

Участницы песенного коллектива «Прялица» иногда поют друг для друга, позабыв о возрасте, недугах и болезнях. А старость? Что старость? Это так далеко и не для них.

Участницы этого ансамбля несут людям зерна культурного отношения к великим ценностям духовной жизни народа.

Вот почему необходимо все это сохранить не только в своей памяти, но и на бумаге, в звукописи, чтобы последующие поколения запомнили и  дальше развили это удивительное искусство: русские народные песни. Мы собрали,  записали  сборник народных песен, исполняемых в с.Ногуши и сделали фотоальбом.

Мы  рады, что нам, молодым, есть чем гордиться и у кого учиться народному песенному творчеству, и наша задача сохранить фольклорное наследие предков своего народа.

Литература

1.Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество. М., 1983.

2.Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

3.Орлов В.Н. Народные лирические песни. М., 1999.

4.Ощепков В. А. Белокатайский район: история и современность. - Уфа: «Издательство «Диалог», 2004

5.Ощепков В. А. Ветеранское движение в Белокатайском районе: годы, события, люди.-Уфа, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»

В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской ...

Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио

В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памятиу учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенн...

«Развитие русской народной песни»

Тема занятия: Исполнительское развитие русской народной песни «Во поле берёза стояла».Цель занятия: Исследование музыкального произведения, как общественного  явления во всей полноте его историче...

Проект: "Ансамбль русской народной песни «Жемчужина».

Целью проекта является поиск эффективных средств для развития интереса подрастающего поколения к богатству песенного народного творчества, а также выявления особенностей текстуального, мелодического с...

Социально-образовательные проекты в ансамбле народной песни «Росинка».

  Актуальность практики диктуется современными приоритетными направлениями социальной политики, политики в области образования, которые направлены на решение проблем подрастающего поколени...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...