Компетентностный подход в развитии личности учащегося ансамбля народной песни и музыки «Забава».
статья

Дуюн Сергей Александрович

Компетентностный подход в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в развитии личности учащегося ансамбля народной песни и музыки «Забава».

МБУДО «Центр детского творчества» г.Саяногорск

Концертмейстер: Дуюн Сергей Александрович

Народное музыкальное творчество – одна из важнейших областей культуры каждой страны, каждого народа. С давних времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Музыкальное народное творчество прочно вошло в быт людей. Славяне имели достаточно развитый обрядовый фольклор, героический эпос, народное песенное творчество и инструментальную музыку.

Входя в мир народной музыки, ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры Народное песенное и музыкальное творчество подготавливает детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. "Незнакомая" музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка направляются на постижения этого явления. Поэтому громадные потенциальные возможности заложены в традиции народной музыкальной культуры.

В ансамбле «Забава» развитие личности обучающихся происходит на основе русских традиций, музыкального фольклора, устного и игрового народного творчества.

Ребята знакомятся через песню с бытом и русской природой, чувствами, думами русского народа, его историей. Песня помогает  учащимся стать духовно богаче,  развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Народная песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым.

Опора на народное песенное творчество стимулировала развитие инструментального исполнительства.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки - трещотки, погремушки, бубенцы и так далее. Они развивали у детей, сначала координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем и интерес к музыкальной деятельности. Музыкальные инструменты являлись посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Учебная деятельность на занятиях ансамбля строится на основе деятельного подхода, цель которого заключается в развитии личности и творческих способностей учащегося на практической основе усвоения музыкального творчества.

Исполнение песен и приемы свободного движения под музыку развивают музыкально-творческие способности детей – музыкальный слух, голос, чувство ритма, речевое интонирование, и т.п. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения и способствуют укреплению физического здоровья.

Пословицы и поговорки являются для детей образцом творческого подхода к собственному выражению мыслей. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребят, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки, перевертыши, небылицы развивают чувство ритма, образность.

Народная игра позволяет воспитаннику проверить свои силы, дает свободу действия, возможность самовыражения и самоутверждения. Игры включают в себя различные виды творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности, умения ориентироваться на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В образовательной деятельности такой подход принято называть компетентностным.

Компетентность – это мера освоения компетенции, она включает в себя знания, умения, навыки, опыт. Компетентность представляет собой культурное новообразование личности, т.е. совокупность ценностей, убеждений, мотивов, знаний, привычных и знакомых действий, дорастающих до полноценных деятельностей.

Компетентностный подход – это умение применять в жизни знания, умения и навыки. Он предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

    Стремясь к тому, чтобы лучше развивалось музыкальное мышление учеников, их музыкальные способности, необходимо, чтобы педагог был не только носителем информации, но и творцом личности, основным деятелем процесса воспитания, музыкально компетентен.

Опираясь на исследования многих авторов о компетенции, можно сделать вывод, что музыкальная компетенция - это комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий квалифицированно выполнять свою деятельность.

О многогранности компетенции педагога музыки еще в 1926 г. писал В. Асафьев, что «педагог музыки не должен быть только специалистом в одной какой-нибудь области музыки. Он должен быть и теоретиком, и историком музыки, и этнографом музыки, и исполнителем, хорошо владеющим инструментом, чтобы всегда мог бы привлечь внимание с одной или другой стороны».    

Профессиональные компетенции педагога музыки – интегрированное качество личности, в котором его деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства.      

 Выделяют несколько компетенций педагога музыки:

  • педагог должен выделяться  широкой и разнообразной музыкальной культурой (художественным интеллектом);
  • музыкальная культура педагога отличается высоким художественным качеством музыкального исполнения;
  • музыкальная культура педагога отличается довольно широким музыкальным кругозором;
  • педагог музыки - многознающий музыковед;
  • педагог музыки – педагог-психолог.

Развивая ключевые компетенции  учащихся ансамбля, педагог старается формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.  

Такой подход помогает педагогу согласовать поставленные им цели обучения и собственные цели учащегося; постепенно повысить степень самостоятельности и ответственности обучающегося; поднять уровень мотивации в обучении.

 Для занятий был сформулирован состав ключевых компетенций, их учебное содержание, определены методы, приемы, технологии развития компетентностей, критерии оценки уровня освоения ключевых компетенций. Проводится диагностика уровня освоения ключевых компетенций.

Во время учебного процесса у обучающихся формируются  компетенции:

  • Ценностно – смысловые – формируются с помощью ценностного ориентира учащегося. Развиваются они посредством слушания музыки. Через музыку ребенок приобретает способность видеть и понимать окружающий мир.
  • Общекультурные компетенции – разучивание и исполнение песен своего народа и других народов мира, знакомство с народными традициями и обрядами.
  • Учебно–познавательные компетенции – формируются через самостоятельную познавательную деятельность.  Учащиеся  овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях ().  Учащиеся делятся на команды, и каждая команда выполняет свое задание. В итоге представители команд делятся полученной информацией, делая выводы.
  • Информационные компетенции – формируют  умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
  • Коммуникативные компетенции – обучающиеся приобретают   способность средствами музыки осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.                              
  • Социально-трудовые компетенции – формируются  через инсценирование обрядовых песен, театрализованных действий, устного фольклора, творческих заданий.
  • Компетенции личностного роста – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
  • Музыкально-творческая компетенция – развития музыкальных способностей обучающихся для достижения прогрессивных социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

При развитии музыкально-творческой компетенции используются:

- Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; проблемного обучения; игровая; интерактивного обучения; театральная; сотрудничества; технология «Диалог культур».

- Методы и приемы: убеждение, упражнение, наблюдение, сравнение, сопоставление, показ, повторение, исполнение, ситуация успеха, инсценирование, акцентирование, иллюстрация, графическая запись и т.п..

Виды деятельности музыкально-творческой компетенции:

Вокально-хоровая деятельность; слушание музыки; овладение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных и шумовых инструментах; концертные выступления (реализация коммуникации); оценка успешности (рефлексия).

С помощью вокально-хоровой деятельности формируются умения и навыки:

- исполнять песню точно интонируя мелодию, четко исполнять гласные и произносить согласные, выражать голосом чувства;

- владеть певческим дыханием, соблюдать правила певческой установки;

- слышать себя и других в общем исполнении музыкального произведения, сливая свой голос в общее звучание и т.п..

Посредством слушания музыки формируются умения:

- анализировать музыкальное произведение, высказывать и доказывать своё личное отношение к ним;

- понимать музыкальный образ произведения;

-  чувствовать особенности стиля музыкального произведения и т.п..

Играя на музыкальных и шумовых инструментах обучающиеся смогут:

- играть на простых детских музыкальных инструментах;

- знать технику игры на инструментах (бубне, дровах, металлофоне, ксилофоне, ложках и т.д.) и ритмически точно исполнять музыкальное произведение в ансамбле;

- уметь точно передавать характер и настроение музыкального произведения в исполнении и т.п..

Участвуя в концертной деятельности, обучающиеся:

- развивают умения артистично выступать перед публикой;

- реализовывают поставленные цели;

- учатся доносить до слушателей музыкальный образ, смысл музыкального произведения и т.п..

Оценка успешности помогает учащимся оценивать собственное исполнение и выступления других относительно поставленной цели.

Для успешного формирования ключевых компетенций необходимо:

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю»,  «умею» и  «понимаю».

Для воспитания личности ребенка и развития его творческих способностей средствами народной культуры составлены программы, в основе которых лежит изучение народной традиций («В песне русская душа», «Родная земля»), разработана система перспективного планирования занятий и мероприятий; подобран репертуар по фольклору (устному и песенному), составлены сценарии занятий, праздников и т.д. Благодаря использованию на занятиях различных видов народного творчества, музыкального фольклора, изучению народных традиций воспитанники осмысленно воспринимают окружающий мир, учатся видеть взаимосвязь Человека с Природой.

Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению – задача нелегкая и первостепенная. К сожалению, в наше время детям свойственно пассивное потребление культурного опыта людей. А в старину обряды, обычаи, праздничные действия помогали человеку любого возраста в различных жизненных ситуациях. Умение петь, и играть на каком-то инструменте, танцевать в хороводах и принимать участие в разных развлечениях, народных забавах, играх, и уметь что-то придумывать самому – было хорошей традицией русского народа.

Воспитание детей на народных традициях положительно влияет на развитие культуры личности, художественно-творческих способностей обучающихся, что наглядно представлено в успехах ансамбля: участие в городских и республиканских мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях. Воспитанники имеют призовые места, награждены почетными грамотами и дипломами.

В процессе воспитания обучающихся в ансамбле происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организаторских) для усвоения новым поколениям общественной истории (народного опыта). Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его.

Культура общества – это важнейшее условие совершенствования и развития личности. Она должна быть настолько многообразной, богатой, интересной и многогранной, чтобы каждый человек мог проявить себя в одном из ее направлений. Культура общества должна удовлетворять духовные запросы личности. Вот почему культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов, ремесел, фольклора – это важнейшие условия развития культуры личности и воспитания.

Список литературы

  1. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. — М., 1961.
  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. // Ростов н./Д, «Феникс», 2002.
  3. Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьника. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/181/89120.php
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет – журнал «Эйдос». – 23 апреля 2002. – Центр дистанционного образования «Эйдос». – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. 
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001, 365с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода

1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...

Компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики

Эффективность обучения математике может быть существенным образом повышена, если разработать и реализовать на практике методику формирования у школьников приемов математической деятельности на основе ...

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС подразумевает процесс индивидуализации. Когда в центре образования стоит деятельность каждого...

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Социально-образовательные проекты в ансамбле народной песни «Росинка».

  Актуальность практики диктуется современными приоритетными направлениями социальной политики, политики в области образования, которые направлены на решение проблем подрастающего поколени...