Тезисы "Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой культуры в аспекте информатизации образования"
статья по литературе на тему

Плотникова Анна Николаевна

Данный материал был подготовлен для  выступления в рамках ежегодных Городских педагогических чтений.

Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы пробудить интерес к чтению книг – электронных или бумажных – неважно, потому что книга, безусловно, «воспитывает» душу подростка.  Повысить интерес к чтению возможно...Как это сделать? Возможно, мой опыт даст вам ответ на заданный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы

 Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой культуры в аспекте информатизации образования. 

   В настоящее время нравственные ориентиры общества в целом размыты, подрастающее поколение многие обвиняют в бездуховности. Материальные ценности часто преобладают над духовными, иногда молодежь неверно истолковывает понятия добра, справедливости,   толерантности. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) определяет  «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание…и развитие высоконравственного, ответственного» гражданина.

  Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни, в том числе образовательную.   Одним из важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

  Основная образовательная и воспитательная ценность информационных ресурсов в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, доступными и учителю, и ученику. В отличие от обычных средств воспитания информационные технологии позволяют не только «насытить» обучающегося большим количеством теоретической информации, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными видами и источниками информации.

  Как классный руководитель и учитель литературы, приоритетной задачей которой является «воспитание души» подростка, я уделяю большое внимание нравственному воспитанию своих учеников с помощью чтения. Более того, процесс нравственного воспитания должен быть ненавязчивым и интересным, увлекательным для школьников. Стараюсь использовать для достижения цели разнообразные электронные ресурсы, руководствуясь принципом рациональности: от мультимедиа технологий до социальных сетей.

   Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы пробудить интерес к чтению книг – электронных или бумажных – неважно, потому что книга, безусловно, «воспитывает» душу подростка.  Повысить интерес к чтению возможно, используя различные информационно-комуникационные технологии и элементы, способы и формы, актуальные для подростков.

 Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние несколько лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции различного рода информации.

  Мультимедийная презентация. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность. Мультимедийная презентация доносит любую необходимую информацию до учащихся в интересной, современной форме: яркий видеоряд, авторское чтение, «кликабельные» ссылки, наложение звука и видео.  У учащихся постепенно проявляется интерес к самостоятельному созданию презентаций Power Point по любимой книге или волнующему их нравственному понятию. Полученные материалы активно используются на уроках литературы и классных часах. В течение нескольких лет совместно с учащимися мы создавали Банк электронных ресурсов по школьному курсу «Литература», включающий в себя презентации о биографиях известнейших авторов русской и зарубежной литературы и их произведениям. Банк постоянно пополняется как моими презентациями, так и презентациями, созданными учащимися.

   Аннотированный электронный каталог современных произведений для подростков. Каталог помимо электронной версии, созданной в Microsoft Word, имеет и бумажный вариант, постоянно пополняется. Созданный совместно с ученицей каталог был представлен на городской НПК в 2017 году в социокультурной секции (результат - 1 место, а на Областной НПК девочка заняла достойное 4 место). Каталог содержит 17 произведений отечественной и зарубежной современной литературы, представляющих собой высокую эстетическую ценность, с аннотациями и отзывами учеников. В каталоге 2 раздела (отечественная литература и зарубежная литература), все произведения классифицированы по жанрам. Данный каталог по запросу И.В. Усовой (городского методиста ЦДО) был распространен в городском педагогическом сообществе.

  Буктрейлер. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении». Буктрейлеры создаются совместно с учащимися в программе Wondershare Filmora, потому что ее возможности позволили максимальным образом воплотить задуманные идеи. Результат представления буктрейлеров на уроках литературы свидетельствует о том, что   видеоконтент побеждает другие средства подачи информации. Вновь создаваемые буктрейлеры пополняют коллекцию в Банке электронных ресурсов.

  Социальные сети. То, что подростки несколько часов в день проводят в социальных сетях, стало фактом. Моя задача как учителя и классного руководителя сделать так, чтобы и в социальных сетях подростки могли почерпнуть информацию, способствующую их нравственному развитию. В одной из популярных в подростковой среде социальной сети мной создана группа 9 А класса, в которой состоят все учащиеся моего класса. На стене данной группы я размещаю информационные посты по нравственной тематике и анонсы книг, влияющих на становление нравственности подростков.  В статистике просмотров я могу отслеживать «популярность» записей, по «лайкам» понимаю, какая информация была наиболее актуальной, а комментарии ребят дают возможность обсудить и проанализировать интересные и волнующие их моменты (интерактивность).

   Прививая современным школьникам интерес к чению (неважно: чтение бумажной книги или электронной) учитель воспитывает ученика, ведь чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, которое обогащает подростка в моральном плане, дает ему бесценный жизненный опыт.

  Мониторинг результатов нравственного воспитания необходим, чтобы понимать, как в дальнейшем планировать деятельность по нравственному воспитанию и оценить рациональность выбранных методов и приемов. Использую для мониторинга программно-диагностический инструментарий СОНАТА-ДО.  Это программа для организации мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: сборки, хранения, обработки, систематизации и анализа данных об уровне развития универсальных учебных действий, обучающихся и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.  Программа установлена на рабочем компьютере, она содержит структурированный диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития УУД учащихся. Предложены только общепринятые в психолого-педагогической практике критерии оценки. Инструмент также позволяет разрабатывать и использовать собственные методики диагностирования любых показателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы "Нравственное воспитание подростков как одна из проблем классного руководства"

Данные тезисы обобщают мою работу по нравственному воспитанию подростков....

Проект "Обогащение духовно-нравственного опыта обучающихся через погружение в мир мировой культуры".

Данный проект направлен на  решение проблемы развития духовно-нравственной сферы обучающихся в современном технократическом обществе. Проект содержательно показывает как поэтапно добиться поставл...

Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной культуры казачества

Рассматривается организация духовно-нравтсвенного воспитания в кадетском классе испульзуя традиционную культуру казачества...

Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной культуры казачества

Рассматривается организация духовно-нравтсвенного воспитания в кадетском классе испульзуя традиционную культуру казачества...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Тезисы для участия в Городских педагогических чтениях "Нравственное воспитание на основе ценностей отечественной и мировой литературы"

Одно из актуальнейших направлений в воспитании подрастающего  поколения - нравственное воспитание. Данная статья носит тезисный характер....

Статья " Духовно-нравственное воспитание обучающихся- основа современного "качества образования"

В статье дается обоснование сущности духовно0нравственного воспитания современных школьников как интегрированной основы их "качественного образования" и описан опыт моделирования внеурочной ...


 

Комментарии

Анна Николаевна, подскажите, пожалуйста, где опубликован каталог, который Вы упоминаете. Думаю, многим будет интересно.

Плотникова Анна Николаевна

Светлана Николаевна, на этом сайте опубликовать не получается, т.к. у каталога большой "вес". Опубликовали на сайте Инфоурок