Пушкин и поэты Серебряного века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок посвящен отношению поэтов Серебряного века к творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Используется материал литературных статей поэтов Анненского, Блока, Ахматовой, Бальмонта, Маяковского. Все они высоко ценили творчество Пушкина и считали его своим учителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_i_poety_serebryanogo_veka.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема урока: А.С. Пушкин и поэты  Серебряного века

Цели урока: выяснить отношение поэтов Серебряного века к Пушкину, познакомившись с литературными статьями И. Анненского, В. Маяковского, А. Блока, К. Бальмонта, стихотворениями И. Северянина и А. Ахматовой, расширить и углубить знания учащихся о поэтах Серебряного века.

Оформление урока: портреты А.С. Пушкина, И. Анненского, В. Маяковского, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Ахматовой, ксерокопии статей этих поэтов о Пушкине.

                                      Ход урока

Слово учителя об А.С. Пушкине

В своем стихотворении «Памятник» Пушкин утверждал, что он не будет забыт потомками: «Нет, увесь я не умру...»

«И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит», - пророчески заявлял поэт более 200 лет назад.

Как же поэты Серебряного века относились к поэту?

На первый взгляд кажется, что Пушкин был ближе Анненскому и Ахматовой. Анненский был директором гимназии, Ахматова училась в ней.

Современники оставили незабываемые впечатления об Анненском: «Он был весь неповторим и пленителен. Такого очаровательного ума я не встречал нигде и, наверное, уже не встречу. Мыслитель на редкость общительный, он обладал редчайшим даром общения: умел говорить и слушать одинаково чутко.

Высокий, сухой, он держался необыкновенно прямо. Он постоянно носил сюртук, черный шелковый галстук был завязан по-старомодному широким, двойным, «дипломатическим» бантом.

В манерах, в светскости было, пожалуй, что-то от старинного века. И все же обворожительно молод был он, молод умственной неутомимостью, жаждой впечатлений, отзывчивостью к младшему поколению! Для нас, его друзей - учеников, не была критика снисходительней».

И сегодня весьма актуальна статья Анненского «Пушкин в Царском Селе». Эта статья написана в 1899 году. Но, когда читаешь ее, кажется, что Иннокентий Анненский обращается к нам, жителям XXI века.

Учащиеся читают статью И. Анненского «Пушкин и Царское Село» и анализируют.

Выступление учащегося:

«Статья Анненского «Пушкин и Царское Село» - это пример яркого публицистического стиля. Она поражает нас своей эмоциональностью, страстностью, свидетельствующей о любви к поэту. Обратимся к статье: говоря о Пушкине, Анненский использует многочисленные эпитеты, характеризующие поэта: Горячее и смелое сердце, дивный дар.

Статья насыщена риторическими вопросами, с помощью которых автор статьи обращает наше внимание на творчество поэта: Разве теперь, читая или повторяя на память его «Пророка» или «Анчара», «мы чувствуем на плечах гири столетнего юбилея?»

«Разве самые архаизмы Пушкина не дышат всей наивностью живого существа?»

«Разве божественная речь монологов «Бориса Годунова» кажется нам созданной 75 лет назад?» Эмоционально звучит обращение Анненского к читателям: «Но кто же мы, кто читатели Пушкина?»

Необыкновенно актуально звучат сегодня следующие строки: «На наших глазах сбывается и вещее слово поэта о широкой известности его имени в «подлунном мире». Пушкина называют и читают на 52 языках вот уже 76 лет». Трудно поверить, что эта статья была написана более 100 лет назад.

Кроме статьи «Пушкин и Царское Село» у Анненского есть еще несколько статей, посвященных творчеству Пушкина. В статье «Символ красоты у русских писателей» он писал о понимании Пушкиным красоты. В статье «Эстетика мертвых душ и его наследие» он сравнивал его с творчеством Гоголя, называя их в целом «наш двуликий Янус». Если у Пушкина, по мнению Анненского, Русь - сказочная, радостная, то у Гоголя - загадочная.

Гуманность Пушкина, по мнению Анненского, была явлением высшего порядка: ее источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости.

Учитель: Каким предстает А. Пушкин и его творчество в статье И. Анненского?

Учащийся: А.С. Пушкин для И. Анненского явление высшего порядка.

 Учитель: Творчество Ахматовой навеяно Царским Селом, где прошли её гимназические годы.

Из выступления учащегося: Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала поэтесса к Пушкину. Каковы же были названные выше обстоятельства? Анна Ахматова — царскоселка. Ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий пушкинский дух. Те же Лицей и небо, и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды... Анна Ахматова с самого детства впитала воздух русской поэзии и культуры. В Царском Селе написаны многие стихи ее первого сборника «Вечер». Вот одно из них, посвященное Пушкину:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

 Еле слышный шелест шагов.

Учитель: Для читателей начала XX века большой интерес представляли лекции Константина Дмитриевича Бальмонта о Пушкине. В начале XX в. Константин Дмитриевич Бальмонт был популярнейшим поэтом. Сам он высоко ценил себя как поэта и своё творчество:

« Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто». И все-таки был поэт, пред которым преклонялся Бальмонт. Этот поэт А.С. Пушкин.

Я полюбил его на утре детских лет,

Когда его слова, родным касаньем ласки,

Переплелись во мне с мечтой народной сказки,

И я в саду искал - волшебниц тайный след.

Бальмонт отмечает, что Пушкин воплотил героическую сторону русской души, ее способность понимать красоту и правду

Слово учителя: Неоднократно бывал в Царском Селе А. Блок. В письме к матери он писал: «А в Царском Селе очень хорошо, Пушкиным пахнет, и огромная даль (18 июля 1918года)

Учащийся: К творчеству великого поэта А, Блок обращался в своих записных книжках, дневниках, статьях, речах. В статье «Судьбы Аполлона Григорьева» (1915) Блок пишет: «Грибоедов и Пушкин заложили твердое основание зданию истинного просвещения». Статья заканчивается словами: «Пушкин - наше все».

Поэт-символист А. Блок открыто высказал свое отношение к А. Пушкину в речи, произнесенной в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти А.С. Пушкина.

Учитель: В записных книжках Блока можно найти интересную запись: «Пушкина научили любить по-новому - вовсе не Брюсов, Щеголев, Мордов и т.д., а футуристы. Они его бранят по-новому, а он становится ближе по-новому. Уже потому, что бранить во имя нового труднее и ответственнее» (1914 г. 9 января).

Кто же бранил Пушкина? Кто они? В декабре 1912 года в альманахе «Пощечина общественному вкусу» можно было прочитать манифест футуристов.

Учащиеся знакомятся с манифестом.

Учащийся: Маяковский метафорой «из гробов выйдут покойники и захотят влиять на творчество наших дней» еще раз подчеркивает ненужность и бесполезность классиков.

Маяковский спустя несколько лет на вопрос о Пушкине и Лермонтове в анкете полемически вызывающе заявит о «полном неинтересе к двум вышеупомянутым».

Так что заявление Маяковского этих лет о Пушкине («А почему не атакован...») нельзя воспринимать безоговорочно. Было здесь какое-то принесение жертвы ради последовательности революционного тезиса, понимаемого узко и односторонне.

А с другой стороны, в выступлениях на диспутах о задачах литературы и драматургии 26 мая 1924 года Маяковский признается, что очарован пушкинским романом «Евгений Онегин», что знает его наизусть, говорит, что к таким художественным произведениям мы будем возвращаться сотни раз и учиться добросовестным творческим приемам».Таким образом взгляды Маяковского менялись с возрастом от неприятия Пушкина  до почитания

великого поэта.

Учащиеся делают вывод о том, что для поэтов Серебряного века Пушкин был также дорог, как и для поэтов начала 19 века.

Дом.зад. Написать эссе «Чем нам дорог Пушкин?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Пушкин и поэты Серебряного века

В презентации представлен материал, показывающий отношение В.Маяковского, К.Бальмонта, И.Северянина, А.Ахматовой, М.Цветаевой и И.Анненского к А.Пушкину. Приведены строчки из стихотворений поэтов Сере...

КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).

На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".

Работа о творчестве поэтов  "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися  Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...