Сопоставительный анализ текста на уроках литературы по рассказам В.М.Шукшина.
статья по литературе (5 класс) на тему

 Сегодня в школе имя знаменитого советского писателя и кинематографиста В.М.Шукшина незаслуженно забыто. А ведь его уникальные произведения никого не могут оставить равнодушным. Есть немало свидетельств значительной роли писателя в развитии национальной культуры и литературы, поэтому творчество В.М.Шукшина принадлежит к числу выдающихся достижений русского искусства, знакомство с которыми позволяет учителю сочетать задачи познавательного, эстетического и воспитательного характера, что соответствует требованиям современного образования. Одним из путей реализации данного подхода является сопоставительный анализ художественного текста на уроках литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_shukshinu_.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ текста на уроках литературы по рассказам В.М.Шукшина.

 Сегодня в школе имя знаменитого советского писателя и кинематографиста В.М.Шукшина незаслуженно забыто. А ведь его уникальные произведения никого не могут оставить равнодушным. Есть немало свидетельств значительной роли писателя в развитии национальной культуры и литературы, поэтому творчество В.М.Шукшина принадлежит к числу выдающихся достижений русского искусства, знакомство с которым позволяет учителю сочетать задачи познавательного, эстетического и воспитательного характера, что соответствует требованиям современного образования. В последнее время в новейшей педагогической  науке возрастает интерес к сравнительному аспекту исследования произведений конкретных писателей. Этому есть немало причин. Русский методист А.А. Артамонова отмечает, что сегодня литература не воспринимается большей частью учащихся правильно. Читающий не находит на страницах классиков «личностных смыслов», содержание книги воспринимается отстраненно, оно не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. В связи с этим очень важно при изучении произведений литературы приобщать учащихся к исследовательской деятельности.

Одним из путей реализации данного подхода является сопоставительный анализ художественных текстов  на уроках литературы. Особенно продуктивным станет  обращение к сквозным образам, темам и мотивам, так как они позволяют значительно сократить временные затраты, актуализируя при этом имеющиеся знания на новом, более сложном и высоком уровне. Этот приём в обучении помогает учащимся увидеть отражение в тексте целого ряда особенностей языковой картины мира писателя: ее своеобразие, оригинальность языка, богатейшие ресурсы, великие традиции. Наиболее благоприятной для осуществления такого подхода в современной русской литературе является проза В.М. Шукшина.

Выдающийся писатель 20в. В.М.Шукшин продолжает в своем творчестве традиции русской классической литературы в изображении «маленького человека», правдоискателя. В центре внимания Шукшина судьба героя, который болезненно и часто безуспешно ищет ответы на вопросы о смысле жизни, добре и зле (Рассказы: «Сураз», «Микроскоп», «Обида», «Нечаянный выстрел», «Думы», «Горе» и другие)  

Народно-разговорный язык является основной особенностью произведений В.М. Шукшина. Проза писателя позволяет рассмотреть фрагмент истории 1960-1970-х годов как срез культуры того времени. Сказовая манера повествования многих произведений осуществляется за счет разговорных слов и просторечий героев. Таким образом, просторечие у В.М.Шукшина — одна из форм национального языка.. Работа с лексикой его  рассказов позволяет выявить, во-первых, соотношение литературной и нелитературной лексики, и, во-вторых, представить стилистическое богатство и образность использованных В.М. Шукшиным художественных средств, что делает прозу писателя  народной.

Изучение В. Шукшинав школе - задача сложная, но необходимая. С творчеством писателя учащиеся встречаются впервые в пятом классе на уроках внеклассного чтения, и с этого момента начинается постепенное вхождение в мир писателя. К одиннадцатому классу у школьников  уже сложилось представление о некоторых особенностях его творческого метода. Сознание учащихся вполне готово к постижению оригинального, неповторимого художественного мира Шукшина, основы которого как бы заложены в его словах: «В постижении сложности — и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обретается». Таким образом, деятельность учащихся, направленная на изучение творчества В.Шукшина начиная с 5-го класса, происходит путём постоянного усложнения литературных и литературоведческих знаний, через формирование умений и навыков, сначала простейших, потом более сложных. Работая над произведениями Шукшина, мы можем использовать различные виды сравнительного анализа художественного произведения в зависимости от возраста учащихся.

Виды сравнительного анализа на уроках.

1. Формальный (5-6 класс): композиция (сюжетная, образная, речевая, художественной детали).

2. Проблемный (7-8 класс): стиль (принадлежность к эпохе), тема проблемы, идея (в основе сравнительный анализ событийного ряда).

3. Концептуальный (9-11класс): “оправдание” финала или его отсутствия, стиля, жанра (авторская концепция мира и человека).

Сопоставительная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения  увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:

-Комментированное чтение, сравнительная характеристика героев;  

- сопоставление творческой истории произведения с жизнью;

-сопоставительный анализ текстов одного автора с точки зрения темы, идеи, основных образов;

-сравнительный анализ деталей текста: пейзаж, речевая характеристика, портрет героя и т.д.;

-сопоставление интерпретаций критических статей

-сравнение литературного произведения с произведениями другого вида искусства и т.д.

                   Список произведений для внеклассного чтения.

  • 5 класс: «Как зайка летал на воздушных шариках», «Демагоги»;
  • 6 класс: «Чудик», «Критики», «Солнце, старик и девушка»;
  • 7 класс: «Мастер», «Крепкий мужик», «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту»;
  • 8 класс: «Обида», «Мечты», «Сапожки», «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Миль пардон, мадам»;
  • 9 класс: «Сураз», «Как помирал старик», «Беседы при ясной луне», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Алеша Бесконвойный».
  • 10-11 класс: «Волки», «Экзамен», «Приезжий», «Воскресная тоска», «Нечаянный выстрел», «Материнское сердце», «Хахаль», «Думы», «Кукушкины слезки», «Залетный» и др.

С учетом разработок В.Маранцмана [6, с.154 – 185] и других методистов предлагаем рабочую классификацию сопоставлений на уроках литературы по рассказам В.М.Шукшина с учетом возрастных особенностей учащихся

Классы, произведения.

Возрастные особенности, читательский опыт учащихся

          Виды сопоставления

5-6кл.

«Дядя Ермолай»,

«Жатва» и др.

(10-11 лет) — «период наивного реализма». В этом возрасте любят читать литературу событийную. Читательские эмоции развиты очень сильно. Смысл произведения улавливают на уровне пересказа, оценку дать не могут.

Сопоставление художественного произведения  с его реальной основой, героя с прототипом. Сравнительная характеристика речи героев в зависимости от конкретной ситуации. Анализ монологов и диалогов, чтение по ролям.

7-8 кл.

«Мастер»,

«Обида» и др.

 (12-13 лет) «период нравственного эгоцентризма» Отношение к тексту очень личностное и субъективное. На этом этапе книга может помочь разобраться в самих себе. Смысл понимается на уровне рассуждения. Развито воображение. Могут додумывать за автора. Акцент также делается на развитии речи;

Сопоставление разных редакций, вариантов текста.

Сопоставление частей и различных элементов художественного текста (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)

9-11 кл.

«Волки»,

«Нечаянный выстрел» и др.

 (14-16 лет) — «я и мир». Формируется мировоззрение. Период открытия «я». Интересуют вопросы не только нравственные, но и социальные и эстетические. Менее эмоциональны. В восприятии выходят на концептуальный уровень. Требовательны к учителю.

Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя. Изучение творческой эволюции, идейный и стилевой анализ  

 Сопоставление интерпретаций критических статей.

Анализ творческого замысла, анализ художественных особенностей, комплексный анализ произведения

Виды работ и заданий по сравнительному анализу текста:

Учебная деятельность учащихся на уроке

Чтение и анализ текста

Комментированное чтение – понимание проблемы, ассоциации с имеющимся опытом, дополнения фонового контекста (исторические справки, отдельные сведения и т.д.)

Аналитическое чтение – выявление и формулирование основных проблем и мотивов

Исследовательское чтение – выявление и характеристика главных образов, средств художественной выразительности через сопоставление речи героев

Выступления учащихся

Монологические – как правило, подготовленные заранее выступления и доклады (допускается использование справочной и дополнительной литературы, текстов)

Рефлексивные – выступления в качестве отклика на заданные вопросы, поставленные задачи, отличаются импровизационностью, творческим решением

Групповые – выступления творческих групп, выполнивших задания заранее (проекты) или подготовивших выступления заранее

Творческие выступления, проекты – результаты творческой деятельности учащихся по подготовке к урокам-концертам, спектаклям, «гостиным» и др.

Письменные творческие работы

Сочинения – контрольные работы, к которым, как правило, учащиеся готовятся заранее. Могут быть работы на уровне зачетных или экзаменационных, которые предполагают минимум предварительной информации, могут быть тренировочные, когда заранее известен круг тем и отработаны конкретные формы.

Эссе, мини-эссе. Такие сочинения, как правило, не готовятся заранее, а предлагаются в качестве рефлексивного задания на уроке, выполняя одновременно и контролирующую функцию

Учебная деятельность учащихся вне урока

Подготовка домашних заданий

Чтение и анализ текста

Домашние сочинения

Выучивание наизусть

Подготовка докладов и сообщений, словарь

Написание рефератов

Самостоятельная исследовательская,  творческая и поисковая деятельность

Самостоятельные и групповые проекты – творческое решение заданий, исследование темы, составление словарей, подготовка концерта, спектакля, выпуск альбома, газеты, экспедиция, др.

В качестве примера приведем конспект урока по творчеству В.М.Шукшина.

                5 класс:  В.М.Шукшина «Дядя Ермолай» и «Жатва»

Тема: «Не особенные люди,  а особенное в людях...»

Цель: выполнить сопоставительный анализ рассказов «Дядя Ермолай» и «Жатва» с целью выявления языковых закономерностей малой прозы писателя.

Задачи:

1.Исследовать роль разговорных и просторечных слов в творчестве Василия Макаровича Шукшина как средство сравнительной характеристики персонажей через составление словаря текста.

2.Совершенствовать умение осмысленного чтения, ведения исследовательской работы на основе текста.

3.Способствовать  формированию у обучающихся аналитического и образного мышления, грамотной связной речи.

4.Способствовать формированию у обучающихся нравственных позиций, а также повышению интереса к изучению литературы.

Для достижения результатов работы было необходимо

1.Осуществить входную и выходную диагностику глубины понимания текста, уровня речевой культуры читателей.

2. Выявить проблемы, препятствующие проникновению в глубинный смысл произведения, наметить пути их преодоления.

3. Составить словарь текста «Дядя Ермолай».

Оборудование: портрет В. М. Шукшина, ветка калины, карта Алтайского края, на которой обозначены пункты: Благовещенка - Барнаул - Бийск - Сростки, выставка книг В. М. Шукшина.

Краткое содержание структуры урока.

Этап 1. Погружение в проблему.

Цель: выявление речевой компетенции, а также степени общего развития учащихся.

I.    Вступительное слово учителя

- Ребята, что значит для вас Родина? Какое место на земле вы считаете своей Родиной?

  • Какие качества необходимы человеку, чтобы любить свою родину?
  • Какие писатели прославили Россию?

II.        Разговор по теме урока

  • Тема нашего урока так и звучит: «Не особенные люди, а особенное в людях...» Как вы поняли, о чём же сегодня пойдёт разговор? А нужно ли нам знать имена людей, таких как Василий Шукшин? Почему?
    III.        Рассказ учителя о В. М. Шукшине(См.презентацию)

IV.Изучение творчества Шукшина.

1.        Я уверена, что вы знакомы с рассказами Шукшина. И думаю, что они вам понравились.

-Какие рассказы вы прочли? Назовите.

  1. Инсценировка отрывка из рассказа «Дядя Ермолай».
  2. Проверка первичного восприятия

- Узнали, из какого рассказа был сейчас разыгран отрывок?
Вот об этом рассказе мы с вами и поговорим.

- Что вас поразило в этом рассказе?

- Обратимся к короткому вступлению, которое даётся в рассказе?

«Вспоминаю из детства один случай»

- Не вспомнился, не вспомнил, а - вспоминаю. Почему именно так - вспоминаю?

Этот случай из детства не даёт покоя писателю, он помнит о нём постоянно. Память запечатлела проступок, и, через много лет Шукшин пишет рассказ «Дядя Ермолай».

  • Почему, солгав, мальчики так упорно стоят на своем?
  • Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время?
  • Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду
  • Центральная часть рассказа - диалог дяди Ермолая с мальчиками.

Составим своеобразный сравнительный этюд поведения, а главное - чувств, состояний героев.

Дядя Ермолай.        Дети

.. .смотрит пытливо...        .. .смотрит, не мигая...

.. .дядя Ермолай...        .. .решил стоять насмерть...

...аж за голову взялся и болезненно        Это нас не смутило...

сморщился...        .. .были

...взвизгнул дядя Ермолай...        ...Были

...сморщился  болезненно  и   пошел

прочь, вытирая ладошкой глаза...        Были

...ошалел...

...посмотрел с мольбой...        Были

...стал терять терпение...

...из последних сил крепился        Мы убежали.

...опять сморщился... сорвался

  • Почему дядя Ермолай всеми силами хотел услышать от них правду, их собственное признание? Почему умолял их сознаться?

-Что необычного в речи героя Шукшина?

-Какую роль играют разговорная лексика и просторечные выражения в прозе Шукшина?

-Как язык героев помогает понять их характеры?

-Какова нравственная картина мира писателя?

Вывод: С первых строк рассказа на читателя "обрушивается" шквал просторечных слов и выражений. Для писателя характерна приверженность к истокам народной речи. Через сравнительную характеристику речи героев можно понять их психологический портрет, возрастные особенности, а также отношение автора к героям.

 Заключение:

Виды сравнений на уроках литературы могут быть разными. Сопоставительный анализ может касаться отдельных эпизодов, деталей, картин, всего произведения в целом. Главное в этой работе – установление связи произведения с жизнью,  полноценное восприятие текста, усвоение идейного содержания учащимися. Сопоставление в школьном анализе, являясь в определенной мере элементом сравнительного литературоведения, связано неразрывно и с литературной критикой, и с историей литературы, и с ее теорией.

Метод сравнения позволяет изучать предметы и явления в их изменении и развитии, т.е. во всей их диалектической сложности. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Всем этим достигается сознательность в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставительный анализ текста

Тайна смерти и помски путей её преодоления (традиции русской литературы в тпорчествк Дины Рубиной), динамика  внупреннего состояния героев. Конфликт с окружающей действительностью.Поиск смысла жи...

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника

Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...

Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...

Урок литературы в 8 классе "В.Шукшин.Рассказы"

Биография и рассказы "Дядя Ермолай", "Сельские жители"....

Презентация к работе "Лингвопоэтический анализ текста на уроках литературы"

Презентация иллюстрирует основные разделы работы "Лингвопоэтический анлиз текста на уроках литературы"...