Презентация к работе "Лингвопоэтический анализ текста на уроках литературы"
методическая разработка по литературе на тему

Шабаркина Марина Евгеньевна

Презентация иллюстрирует основные разделы работы "Лингвопоэтический анлиз текста на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lingvopoeticheskiy_analiz_teksta_na_urokah_literatury.ppt125.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвопоэтический анализ текста на уроках литературы Автор: Шабаркина Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 г. Лысково Лысково, 2016

Слайд 2

Идея проекта. Актуальность проблемы. Образовательные стандарты нового поколения ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности. Огромную роль в деле воспитания самостоятельно думающей и действующей личности играют уроки литературы. Умение работать с художественным произведением - важнейший фактор в развитии познавательного, культурно-эстетического и этического уровня обучающихся. Чтобы найти решение данным вопросам, необходимо применение современных инновационных технологий в рамках учебного процесса. Одной из таких технологий является лингвопоэтический анализ текста

Слайд 3

Цель и идея замысла. Задачи. Исходя из вышеозначенной проблемы и изучая возможности лингвопоэтического анализа художественного текста, мы ставим целью развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором. Обучающийся должен продемонстрировать способность видеть в произведении элементы его художественной структуры, выявлять их роль в тексте и обнаруживать связи между ними, самостоятельно анализируя текст.

Слайд 4

Концепция проекта. Перед нами стояла задача - обучить школьников лингвопоэтическому анализу художественного текста, одновременно развивая их мышление, интуицию, повышая уровень знаний. В числе методов, которые использовались в рамках лингвопоэтического анализа, можно назвать трёхуровневый анализ. В отличие от других видов лингвопоэтического исследования, трёхуровневый подход вполне прост: сначала изучается семантический уровень текста (разъясняются все вопросы, связанные с содержанием текста), затем необходимо найти тропы и фигуры речи, которые использует автор (метасемиотический уровень анализа) на завершающем (метаметасемиотическом) уровне предполагается объяснить, как маркированные языковые единицы, использованные в тексте, создают эстетический эффект и передают определенное художественное содержание.

Слайд 5

Инновационный опыт. Работа по лингвопоэтическому анализу текста проводится следующим образом. На первом этапе школьники учатся находить важные для понимания смысла текста слова, объясняют их значение, используя для этого разные словари, отмечая при этом значение данного слова в данном тексте, определяют роль ключевых слов в передаче глубинного смысла произведения. На втором этапе учащиеся работают над составлением словарей. Они могут быть разными: словарь, составленный из слов, важных для понимания текста (ключевых слов); словарь, включающий слова с необычным значением; словарь - характеристика главного героя; словарь имен собственных и другие словари. Третий этап заключается в написании творческой работы (миниатюра, эссе, отзыв) по изученному произведению.

Слайд 6

Заключение. Подводя итоги работы по лингвопоэтическому анализу текста, хочется еще раз отметить те позитивные моменты, которые делают этот вид анализа более продуктивным по сравнению с другими лингвистическими анализами. Во-первых, и это самое главное, он позволяет глубже проникнуть в содержательную ткань произведения, в его идейную сущность, не разрушая при этом его целостной структуры. Во-вторых, слова-ключи, оправдывая свое название, помогают сохранить в памяти содержание и основную мысль произведения. В-третьих, работа со словарями, составление собственных словарей, дает богатейшую информацию о слове, повышает эрудицию учащихся. И, наконец, сами уроки по лингвопоэтике отличаются эмоциональностью, в них зачастую преобладает импровизация, поиск. Учащиеся чувствуют себя не ведомыми, а ведущими; в беседу, как правило, включаются даже те, которые на обычном, стандартном уроке, отмалчиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника

Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...

Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Сопоставительный анализ текста на уроках литературы по рассказам В.М.Шукшина.

Сегодня в школе имя знаменитого советского писателя и кинематографиста В.М.Шукшина незаслуженно забыто. А ведь его уникальные произведения никого не могут оставить равнодушным. Есть немало ...