Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бабекина Тамара Викторовна

Урок проходил в 5 классе при изучении творчества А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_a.s.pushkina_skazka_o_mertvoy_tsarevne.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г.Сафоново Смоленской области

Урок по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Бабекина Тамара Викторовна

2016

Цели урока:

- формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты, добра и зла, стремление  к душевному совершенствованию

- формирование умений проецировать знания на свой внутренний мир и межличностные отношения

- развитие творческого потенциала учащихся

- ознакомление учащихся с духовно-нравственными понятиями, обогащение словарного запаса

- совершенствование навыка характеристики главных героев сказки А.С. Пушкина, исследование их внутреннего мира  

- проведение  сопоставительного анализа художественных образов

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

1-й этап – актуализация и целеполагание

Учитель начинает урок с чтения стихотворения «У красоты так много проявлений». Параллельно идет демонстрация слайдов

Вопрос классу:

- Ребята, что такое красота, какого человека мы считаем красивым?  (Ребята отмечают, что это человек, который привлекателен внешне, который добр, внимателен к другим, вежлив.)

 

Учитель отмечает, задача урока – понять, что есть красота, что значит само понятие «красивый человек». Более того, мы попробуем сегодня вывести формулу подлинной красоты и понять, зачем человеку нужно стремиться к красоте души. А помогать нам в этом будут герои сказки А. С. Пушкина.

2-й этап – обобщение полученных знаний

Проверка домашнего задания:

- Что вы узнали об истории создания сказки?

- «Сказка о мертвой царевне» - литературная сказка, но она тесно связана с устным народным творчеством. Докажите это.

Вывод после ответов учащихся:

- Да, Пушкин рассказывает свою сказку народным слогом, проявляя при этом поэтическое мастерство.

Вы знаете, что в сказках добрые силы противостоят злым. Такой прием называется антитезой, это противопоставление положительных и отрицательных героев (внешность, речь, характеры, поступки).

•        Кто противопоставлен в пушкинской сказке? Послушаем выразительное чтение отрывка из сказки (читаем начало сказки).

  • Характеристика главных героев. Царица

•        Какой была первая жена царя, мать царевны? Но вот после ее смерти прошел год.

•        Какие перемены произошли в жизни царя?

•        Почему его вторая жена – другая? Что о ней говорит автор?

•        Почему царица только с зеркальцем была « добродушна, весела»?

•        Как характеризует царицу такое поведение?

Учащиеся  читают отрывок  сказки, где Царица обращается к зеркальцу.

- Что, по мнению Царицы, есть красота? (Дети приходят к выводу, что царица признает лишь красоту внешнюю.)

  • Характеристика образа Царевны

•        А что автор говорит о царевне? (читаем отрывок из сказки)

•        Почему она другая? (портрет, характер, любимые занятия)

•        Как изменилась царица, узнав , что царевна соперничает с ней в красоте?( чтение отрывка из сказки)

•        Что изменилось в обращении с зеркальцем?

•        Какие качества характера она проявляет, задавая вопросы зеркальцу с возмущением?

•        До чего довела царицу зависть? Почему зависть - низкое чувство?

Продолжаем наблюдать за царевной.

•        Что произошло в лесу, после того, как Чернавка ее там оставила?

•        Почему Соколко пропустил царевну в терем?

•        Чем она занялась, поджидая хозяев?

•        Какую черту характера проявила героиня? На героинь каких народных сказок она похожа?

•        Как ведет себя царевна при встрече с богатырями? ( чтение отрывка ).

•        Богатыри ее полюбили, но когда решили посвататься к ней, царевна им отказала. Почему?  

- Какие внутренние качества героини раскрываются в этом эпизоде? (Учащиеся отвечают, что это доброта, скромность, трудолюбие и т. д.)

- Как одним словом назвать лучшие качества человека? (Учитель подводит детей к тому, что это слово - добродетель, затем ребята объясняют его значение.)

  • Заранее подготовленные ученики раскрывают смысл таких понятий, как «смирение», «целомудрие», «кротость».

- Наделена ли пушкинская героиня такими качествами?

- Что лежит в основе  добродетелей Царевны?

 Учащиеся приходят к выводу, что в основе лежит любовь к людям.

 Дети сравнивают две получившиеся схемы.

Как складывается дальнейшая жизнь Царицы и Царевны? Почему одна умирает, а другая выходит замуж и в счастье продолжает свою жизнь? Какую жизненную мудрость мы можем постигнуть на примере этих образов? (Гордость Царицы уязвлена, она не в состоянии смириться, что есть кто-то красивее ее. Зависть, которая порождена эгоизмом, губит ее, не дает ей возможности жить и радоваться тому, что есть. Поэтому она умирает.

Царевна открыта миру, она любит все, что ее окружает, и, преображая этот мир, сама обретает счастье. Горделивый, эгоистичный человек не может быть счастливым, он обречен на одиночество. Он сам, как ножницами, отрезает себя от окружающих и от жизни в целом.)

- Теперь ответьте, для чего же человек должен стремиться к душевной красоте? (Подлинное счастье сможет найти лишь тот человек, который живет в гармонии с миром, дарит свою любовь людям.)

-А сейчас давайте подумаем, какова же  формула истинной красоты.  

Дети приходят к выводу, что красота – это любовь, живущая в сердце и помноженная на добрые дела. Ребята записывают эту формулу.

- Но путь к добродетели тернист, и не всегда, к сожалению, мы чувствуем в себе ту самую любовь, да  и – что греха таить -  не всегда хотим протягивать кому-либо руку помощи. Что же тогда: закрыться в раковине своего эгоизма? (Ребята отмечают: нет, все равно нужно помогать)

Акцент учителя: - Ребята, вы, сами того не ведая, сформулировали еще одну важную истину, которая, уверена, всем нам пригодится в жизни. Даже если не чувствуешь в себе любви, делай добро, и любовь придет сама и поселится в твоем сердце. Дари добро тому, кто рядом, кто нуждается в нем, не думая, нравится тебе человек или нет. Надо помнить, что обретение душевных сокровищ требует от нас большого труда над собой, терпения, но только на этом пути возможно найти истинное счастье.

 3. Заключительный этап урока    

Домашнее задание

1.        Подготовить устный рассказ - сравнение о царице, царевне , ее матери (первый опыт сравнительной характеристики)

2.        Ответьте на вопросы: какие черты характера царицы проявляются в ее разговоре с зеркальцем и в ее поступках? Случайно ли автор называет новую жену царя по-разному: царица, гневная баба, злая царица, злая мачеха? Какими чертами характера наделяет поэт молодую царевну? В чем сходны и чем отличаются царевна и царица?Учитель благодарит учащихся за труд, за их размышления, за искренность и в завершение произносит напутственные слова:

- Я  хочу вам пожелать, чтобы год от года ваша душа обретала все больше и больше душевных сокровищ и чтобы, глядя на вас, люди восхищались не только вашей внешностью, но и вашей прекрасной душой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке А. С. Пушкина "...о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс)

Презентация может быть использована на уроках литературы в 5 классе при изучении "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.Некоторые материалы для презентации были взяты из открытого...

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...