Клоуз - тесты по литературе
тест по литературе (7 класс) на тему

Доброневская Анна Владимировна

Тесты для учащихся среднего звена школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klouz_-_testy.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ночью дул           …          – холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.

     …          завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.

Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном.

К утру берёза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и текли холодные струи            …         , чётко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна берёзовых листьев. Сам хозяин её уже скрылся куда-то, а она всё набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей. ## (Юрий Коваль)

Ключ: Листобой (в заголовке), листобой, листобой, листобоя

(2)

«         …         , - говорит Цветаева, - есть соучастие в творчестве». Это, конечно же, заявление поэта; Лев Толстой такого бы не сказал. В этом заявлении чуткое – по крайней мере, в меру настороженное – ухо различит чрезвычайно приглушённую авторской (и женской к тому же) гордыней нотку отчаяния именно поэта, сильно уставшего от всё возрастающего – с каждой последующей строчкой – разрыва с аудиторией. И в обращении поэта к          …        – к этой априорно «нормальной» форме общения с читателем – есть всегда некий мотив снижения темпа, переключения скорости, попытки объясниться, объяснить себя.      _ _ _          без соучастия в творчестве нет постижения: что есть постижение как не соучастие? Как говорил Уитмен: «Великая поэзия возможна только при наличии великих       …              ». Обращаясь к прозе, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово – мысль – фраза состоит; она пытается – часто против своей воли – приблизить читателя к себе: сделать его равно…                . # (И. Бродский. Поэт и проза)

Ключ: чтение, прозе, ибо, читателей, равновеликим

(3)

Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых всё условно, а      …      . Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты. # (А.П. Чехов. Скучная история)

Ключ: желания

 (4)

В акте дарения есть что-то        …         с любовью, которую мы тоже отдаём другому человеку по неотменяемому зову собственной души. Мы отдаём        …        , и сами становимся богаче и лучше. Вместе с любовью мы отдаём наше доверие, наши тайны, наши замыслы.

Но и        …         подарок – это тоже некий знак. Если ты          …       дар – это заключение союза, подписание договора. Однако не со всякими       …                   поступают так. Я хорошо помню, как одаривали Анну Андреевну Ахматову. И сколь немногие подарки она оставляла у себя. Если подарок       …       не принимался, то Ахматова коротко говорила: «Это надо передарить».

Мне кажется, что сам смысл подарка надо понимать более широко. В каком-то смысле жизнь – это тоже           …                   . Дар божий. И поэтому нет ничего более правильного, чем истина из великой грузинской поэмы: «Что       …                 – твоё». # (Е. Рейн. Записки марафонца)

Ключ: схожее, любовь, принять, принимаешь, подарками, душевно, подарок, отдал

(5)

     В священной   …   восходит солнце, и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким     …    золотых цветов дрока.

     Остров, среди тёмной равнины      …      вод, под бледным куполом неба, подобен жертвеннику пред лицом бога-солнца.

     Только что погасли звёзды, но ещё блестит белая Венера, одиноко утопая в холодной высоте мутного неба, над прозрачною грядою перистых облаков; облака чуть окрашены в     …     краски и тихо сгорают в огне первого луча, а на спокойном лоне моря их     …    , точно перламутр, всплывший из синей глубины вод.

     Вы…        встречу солнцу стебли трав и лепестки цветов, отягчённые серебром росы, её светлые капли висят на концах стеблей, полнеют и,       …       , падают на землю, вспотевшую в жарком сне. Хочется слышать тихий     …      их падения,  - грустно, что не слышишь его.

     Проснулись птицы, перепархивают в листве олив, поют, а снизу вздымаются в гору густые вздохи моря,      …     солнцем.

     А всё-таки – тихо,     …    ещё спят. В свежести утра запах цветов и трав       …      , чем звуки. ## (М. Горький Сказки об Италии)

Ключ: тишине, запахом, сонных, розоватые, отражения, выпрямляются, срываясь, звон, пробуждённого, люди, яснее.

(6)

Кувшин с листобоем

Сырой          …         , опятами, дымом с картофельных полей пахнет листобой.

На речном обрыве, где ветер особенно силён, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил её воском.

Зимним вечером в Серебряническом переулке соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, чистодорские рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.

Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он     …    . А в комнате запахнет           …       землёй, сладкими          …          и       ________________________________________. ## (Юрий Коваль)

Ключ: землёй, пустой, сырой, опятами, дымом с картофельных полей

 (7)

Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём, -         …         суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих, - возможно, даже главная, - причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность. Принимая во внимание вектор экономической эволюции современного мира, т.е. в сторону всеобщего обнищания и унификации жизненного уровня, Достоевского можно рассматривать как явление пророческое. Ибо лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее - это взглянуть в него сквозь призму бедности и вины. Именно этой оптикой и пользовался Достоевский. # (И. Бродский. О Достоевском)

Ключ: деньги

Все эти клоуз-тесты готовились мною для занятий, посвящённых проблемам текстовой деятельности и формированию, совершенствованию текстовой компетенции  у учителей русского языка и литературы. Многие из этих примеров успешно используются теперь учителями на уроках с детьми.

Как видно из примеров, тексты и пропуски в них очень разные: от пропуска единственного слова до комплексного подбора 11 слов-пропусков в горьковском тексте. Единственный пропуск не означает лёгкости теста: пример (7) - один из наиболее сложных текстов даже для взрослых. Объем текста, тип текста, сам характер смысло- и текстообразования - вот факторы, влияющие на степень сложности текста. Сложным является пропуск ключевого слова, находящегося в начале текста и восстанавливаемого из последующих шагов развёртывания текста. Поэтому если вы хотите усложнить тест, пропускайте одно из начальных ключевых слов, если хотите сделать тест проще – пропускайте, напротив, одно из последующих ключевых слов. Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста.- не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.

Основной же принцип применения клоуз-теста - попадание в зону посильной трудности, в зону ближайшего развития детей. Если дети, выполняя клоуз-тест, в большинстве случаев подобрали все слова верно, значит, мы в эту зону посильной трудности не попали. Детям было легко, они успешно справились - и обучающий эффект оказался сведённым к нулю, так как учиться было нечему. Напротив: если дети настолько затруднялись, что не могли подобрать хороших, удачных вариантов (то есть близких к авторскому слову, не противоречащих ближайшему контексту и смыслу текста в целом), то это значит, что уровень посильной трудности был рассчитан учителем плохо. Показателем методически грамотно используемого в обучающих целях клоуз-теста является как раз наличие вариантов слов у детей на один и тот же пропуск. Среди этих вариантов встречаются и те, которые необходимо принять (причём не один-единственный, авторский, а разные), и те, которые противоречат контексту: ближайшему (уровень словосочетания и предложения), «соседнему» (уровень соседних предложений) и «дальнему» (тексту в целом). В процессе диалога, обсуждения этих вариантов на уроке происходит 1) продвижение в понимании смысла текста и 2) продвижение в понимании способов чтения, способов встраивания в текст своего варианта слова (то есть способов поиска слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...

Клоуз - тесты по литературе

В помощь школьному учителю....

Клоуз - тесты по литературе

Тесты по литературе для учащихся 9 классов....

Клоуз - тесты по литературе

Тесты для учащихся 7 -8 классов....

клоуз-тест по литературе 5 класс

Клоуз- тест находит широкое применение в качестве эффективного приема контроля, выполняемого преимущественно в письменной форме....