Урок литературы в 7 классе Н.Рубцов "Тихая моя родина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Соболева Светлана Михайловна

Материал содержит конспект урока "Малая родина" в стихотворении Н.Рубцова "Тихая моя родина". Презентация из 16 слайдов насыщена портретами поэта,  биографическими  сведениями о поэте, иллюстрации "малой родины" соответствуют   строкам стихотворения, которое читает сам автор. Приложение: карточки для анализа стихотворения и теоретический материал "Изобразительные средства языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_n.rubtsov_tihaya_moya_rodina.rar2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Учитель: Соболева С.М.

Тема урока: «Малая родина» в стихотворении Н. М. Рубцова “Тихая моя родина»

УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы работы обучающихся: коллективная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: Портрет писателя, слова из стихотворения:

Тихая моя родина, я ничего не забыл. 

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Презентация, аудиозаписи mp 3: Марк Бернес «С чего начинается Родина», Н.Рубцов «Тихая моя родина», песня «Тихая моя родина» в исполнении трио «Реликт»; карточки (приложение 1,2)

Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): любовь к поэзии, «малой родине»,  наличие  позитивной  самооценки,  самовосприятия, самоанализа (учебно

познавательный интерес к умению использовать в речевой практике новый материал и повторение ранее изученного

Метапредметные (МПР):

П —умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения; использовать полученную информацию с опорой на алгоритм и презентацию, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме по заданному началу текста;

Р — определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;

К — коммуникация как сотрудничество, работать в группе в соответствии с правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные (ПР): активно использовать новый материал в анализе поэтического текста

Цель урока: чтение стихотворения;

  • значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств;
  • развивать навыки анализа поэтического текста;
  • воспитывать любовь к «малой родине».

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой:  

II. Ведение в урок: Урок мы свой начнем с замечательной песни на слова Михаила Матусовского  муз. Вениамина Баснера

Слайд 1 песня «С чего начинается родина?»

- О чем мы будем сегодня говорить?

- О родине?

Родина… Отечество… Отчизна… — для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, — это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.

Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским.

-  Ребята, а что вы вкладываете в понятие «Родина»? Какие картины встают перед вами, когда вы слышите это слово?

III. Словесный портрет слова Родина (дом. задание)

IV. Сегодня мы будем говорить о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.

Сформулируйте тему урока.

Слайд 2 Тема урока: «Малая родина» в стихотворении Н. М. Рубцова “Тихая моя родина»

Какая цель нашего урока, что мы сегодня должны выполнить?

Цели урока: развивать навыки анализа поэтического текста, выразительно читать, учиться любить «малую родину».

V.Слайды 3-6 Сообщение  учеников по биографии Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадренный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издаёт первую книжку.

VI. Слайд 7  Словарная работа

VII. Знакомство со стихотворением Слайды 8- 12 Просмотр презентации

VIII.Работа в группах: анализ стихотворения по плану

  1. Тема стихотворения
  2. Каков лирический герой?
  3. Какие мысли и чувства выразил поэт?
  4. Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого?

Эпитеты

— Родина тихая, жители ответили тихо, обоз проехал тихо.

Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?

(Лирический герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко?)

Трава яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства?

(Радость от встречи.)

— Новый забор перед школою.

 “Тихая моя родина”, “мать моя здесь похоронена”. Обратите внимание на ещё один художественный приём — аллитерацию, то есть повторение звуков, с помощью которых рождается

Сравнения

Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор.

— О чём говорит это сравнение?

(Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)

Метафора

Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

(Как и в детстве).

5.В каких строчках заключен основной смысл стихотворения?

 (Тихая моя родина, я ничего не забыл.) 

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

6.Какой предстает родина в стихотворении ?

IX Из истории создания. Слайд 13 Эти стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Чтение  отрывка.)

“И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.

…Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…

Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?”

— Какая тема звучит в этом произведении?

(Тема “малой родины”. Что и у Рубцова в стихах.)

Какое родство душ, не правда ли?

- Скажите : ваши представления совпали с произведениями В. Белова и Н.Рубцова?

X. Малая Родина  Село Подсопки  

Просмотр фотографий. Выразите чувства восторга, любви к своей «малой Родине»

- Наше село очень красивое! Называется оно так, потому что лежит у подножия трех красивых сопок. Эта улица ведет к нашей маленькой деревянной, но такой родной школе. Мы любим свое село и гордимся им.

Заканчивая урок, составим  синквейн о «малой родине»

XI. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Первый пример:

Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.

Второй пример:

Родина.
Великая, близкая.
Защищать, восхвалять, любить.
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
Отчизна.

Прослушивание песни Тихая моя родина трио «Реликт»

XII. Рефлексия

Работа с карточками-тестами «Сам оцени себя»

Работа с индивидуальными карточками «Сам оцени себя»

Великолепно работал! Доволен своими результатами (5)

Многое у меня получилось, значит и то, что не получилось, я смогу! (4)

Я мог бы лучше! Надо подумать, что мне помешало!(3)

(с выбором смайликов)

XIII.Дома: прочитать стихи поэтов, на выбор выучить наизусть, краткое сообщение об одном из поэтов(на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»

Урок разработан в целях воспитания чувства патриотизма, долга перед Родиной, воспитания нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Разработка может быть использована  в работе с с...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы

Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...