Классическая литература и современный школьник…
статья по литературе по теме

   На что нужно обратить внимание при изучении прозы А.С. Пушкина? Можно ли сделать урок литературы интересным для подростка при изучении классики? Что должен учитывать преподаватель литературы? Размышления над данными вопросами и составляют основу статьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskaya_literatura.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

                 Классическая литература и современный школьник…

   Любят ли ученики XXI века читать произведения Пушкина? Понимают ли их? «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский»…Знают фабулу, но не видят главного, чтение затруднено, время берет своё.

  Творчество А.С. Пушкина по-прежнему в большом объёме представлено в программе школы, но часто изучение поверхностное, недостаточное: не хватает учебного времени, учителю трудно определить, что именно взять на урок, слишком большой материал. Считаю, что особое внимание должно быть уделено тем произведениям и тем вопросам, которые дети способны усвоить.

  «Дубровский». При изучении не надо основное внимание уделять теме крепостного права. Да, можно и нужно оценить поступки Троекурова по отношению к Дубровскому, но результат изучения произведения будет лучше, если, учитывая возраст детей, помочь ученикам рассматривать в произведении трагедию любви. При этом важна личность самого учителя, думающего о результате, ищущего, творческого, неравнодушного. Можно вспомнить о традиции «разбойничьих» сюжетов в литературе. Но нельзя забывать, что даны художественные образы, а не реальные исторические лица.

  «Капитанская дочка». При изучении  важна характеристика эпохи, которая отражена в произведении, но не только образ Пугачёва должен быть в центре внимания. В основе произведения судьба и любовь Маши Мироновой и Петра Гринёва. Ведь произведение автор назвал «Капитанская дочка», значит, надо вести речь о глубоком чувстве влюблённых,  их способности действовать ради любимого, забыв о себе. Думаю, такое изучение позволит современному школьнику  и понять, и принять произведение, созданное давно, но по-прежнему интересное. Пушкин был ещё и исследователем. Он создал «Историю Пугачёва». Вот здесь и уместно погружение в историю.

  «Евгений Онегин». На уроке литературы должно быть изучение мастерства писателя, вопросов литературы. Необходимо показать функции «онегинской строфы». А как интересен стиль: народная поэзия, летопись, Библия. Пушкин творчески использовал стили Ломоносова, Державина, Жуковского, Вяземского, Дельвига… Всё это надо понимать, улавливать, учиться анализировать, объяснять. Ученик становится исследователем, которым надо умело руководить. Педагог, знающий и любящий литературу, не опустошит души детей, а даст осознать то огромное значение, которое имеет классика для человека.

  Но изучение литературы не игра, а дети любят играть. Преподавать литературу сложно, но надо так строить урок, чтобы был поиск, увлечённость и чувство удовлетворения. А это зависит от самого учителя. Не желающие читать дети пойдут за ним, примут и полюбят классическую литературу, необходимую каждому, если учитель одухотворён, находится в постоянном поиске, видит связи произведения с современной жизнью.

Существует много пособий, статей, которые подсказывают пути изучения произведений А.С. Пушкина. Но я  убеждена, что только увлечённый, творческий учитель способен найти свой путь к сердцам учеников. Задача учителя – открыть своим ученикам мир образов Пушкина, донести до них мудрость, высоту нравственных поисков, правду жизни, воплощённую в произведениях XIX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения...

Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени

Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени    Есть определённая проблема в обучении литературе современных школьников: они изучают литературные произведения писа...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Классическая литература в современной музыке.

Открытое занятие в рамках кружка "Литература и музыка" для 8-11 классов....

Социализация современных школьников посредством классических версий сказок: потенции архаичных текстов в контексте культуры постиронии.

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориениров у поколения современных школьников посредством «классических» версий известных литературных сюжетов, включая народные и авторски...