Социализация современных школьников посредством классических версий сказок: потенции архаичных текстов в контексте культуры постиронии.
статья по литературе (5 класс)

Клименко Наталья Геннадьевна

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориениров у поколения современных школьников посредством «классических» версий известных литературных сюжетов, включая народные и авторские сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация современных школьников посредством классических версий сказок: потенции архаичных текстов в контексте культуры постиронии.

Наталья Геннадьевна Клименко

Аннотация.

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориениров у поколения современных школьников посредством «классических» версий известных литературных сюжетов, включая народные и авторские сказки.

Ознакомление обучающихся с материалом сказок (как народных, так и авторских) помимо познавательного носит также характер приобщения к культурному коду общества, в котором ребенку предстоит социализироваться.

В этой связи стоит упомянуть, что сказочный текст, оперируя внутренней структурой кодов и символов, обращается к бессознательному[1] ребенка и актуализирует те или иные мотивы и установки. Так, посредством устного народного творчества не только в виде сказок, но и других жанров народного эпоса (сказания, былины, песни etc.), из поколения в поколение в процессе воспитания и включения в существующий социальный уклад передавалась «система координат», необходимая для жизнедеятельности в отдельно взятом обществе и историческом контексте.

Сказочный текст представляет из себя устойчивую во времени универсальную сюжетно-образную структуру. Это позволяет при каждом новом прочтении трактовать те или иные мотивы в художественном тексте по-своему. Искусство носит проективный характер[2], т.е. любой результат творчества привлекает зрителя и выступает раздражителем именно тех чувств (как позитивных, так и негативных), которые уже присутствуют в эмоциональном опыте этого зрителя, (и/или в его бессознательном) в виде чувствований и реакций на конкретные события и их участников. В этом контексте сказка (как и любое другое произведение) выступает носителем информации, которая способна воздействовать как на сознание (показать, рассказать, научить, убедить, сообщить ценности и установки социально одобряемого поведения), так и на бессознательное, «запуская» текстом как знаковой системой невидимые процессы внутри человека[3]. Этим, например, можно объяснить то, что один и тот же материал может вызвать полярно различающуюся реакцию детей одного и того же возраста.

Из педагогического опыта следует, что один и тот же, например, сказочный материал, в двух параллельных классах отзывается по-разному. Основанием этому может служить ряд факторов, среди которых нельзя не упомянуть социальную среду, уровень эстетического развития, «насмотренности» учащихся, а также многие другие.

Как уже было сказано выше, сказочный материал в силу универсальности своих образов[4] выступает благодатной почвой для множества самых разнообразных трактовок, даже подчас противоречащих друг другу, но, вместе с тем, не лишенных внутренней логики. В этой связи задача преподавания сказок в школе – познакомить учащихся с более или менее «классическим» вариантом наиболее распространенных сказочных сюжетов, хотя и при такой постановке уже возникает вопрос о том, какой материал из необъятного множества народного наследия считать классическим. В этом плане, нам кажется допустимым и справедливым опираться на труды отечественных фольклористов[5][6] и этнографов.

Такая «классическая» интерпретация сказочных сюжетов на школьных уроках литературы позволит учащимся при встрече с осовремененными трактовками и режиссерским прочтением узнаваемых фольклорных сюжетов и мотивов, во-первых, воспринять и декодировать авторский посыл (зачастую – в ироничном ключе[7][8]), не принимая «за чистую монету» чье бы то ни было осмысление эпического наследия, а во-вторых, – обрести привычку критически относиться к любой информации, опираясь на заложенную внутри себя систему ценностей. Прогнозировать, как она будет выглядеть, на наш взгляд, невозможно (также, как и невозможно было предугадать различия представителей разных возрастных групп согласно теории поколений[9]), однако, есть вероятность повлиять на ее становление.

Таким образом, проведение уроков литературы, посвященных изучению сказочного материала из богатейшего наследия народного эпоса, а также авторских сказок, играет серьезную роль не только в социализации обучающихся, но и в становлении ценностных ориентиров в сознании подрастающего поколения, а также в формировании навыков критического мышления.

Список источников

  1. Козырева Наталья Викторовна Смеховое начало в художественной литературе: философско-антропологические измерения // Теория и практика общественного развития. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smehovoe-nachalo-v-hudozhestvennoy-literature-filosofsko-antropologicheskie-izmereniya (дата обращения: 16.10.2020).
  2. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М.-СПб: Академия исследований культуры, Традиция, 2005. 242 с.
  3. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 136 с.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 274 с.
  5. Павлов Александр Владимирович Дивный, новый «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (дата обращения: 16.10.2020).
  6. Статкевич Ирина Алексеевна Проективная природа художественного восприятия: Автореф… дис. д. философ. н. – Чебоксары: 2009 г. – 356 с.
  7. Холодинская Татьяна Олеговна Ремейк и пародия: критерии разграничения в исследовательской парадигме XX-XXI веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №4-2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeyk-i-parodiya-kriterii-razgranicheniya-v-issledovatelskoy-paradigme-xx-xxi-vekov (дата обращения: 16.10.2020).
  8. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С. Б.; Серебряные нити, 2006. 352 с.
  9. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 343 с.


[1] Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 343 с.

[2] Статкевич Ирина Алексеевна Проективная природа художественного восприятия: Автореф… дис. д. философ. н. – Чебоксары: 2009 г. – 356 с.

[3] Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С. Б.; Серебряные нити, 2006. 352 с.

[4] Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М.-СПб: Академия исследований культуры, Традиция, 2005. 242 с.

[5] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 274 с.

[6] Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 136 с.

[7] Холодинская Татьяна Олеговна Ремейк и пародия: критерии разграничения в исследовательской парадигме XX-XXI веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №4-2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeyk-i-parodiya-kriterii-razgranicheniya-v-issledovatelskoy-paradigme-xx-xxi-vekov (дата обращения: 16.10.2020).

[8] Козырева Наталья Викторовна Смеховое начало в художественной литературе: философско-антропологические измерения // Теория и практика общественного развития. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smehovoe-nachalo-v-hudozhestvennoy-literature-filosofsko-antropologicheskie-izmereniya (дата обращения: 16.10.2020).

[9] Павлов Александр Владимирович ДИВНЫЙ, НОВЫЙ «ЦИФРОВОЙ МИР»: ПОСТИРОНИЯ КАК ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИЛЛЕНИАЛОВ // Горизонты гуманитарного знания. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (дата обращения: 16.10.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся по дисциплинам общественного цикла как средство социализации современных школьников

О проектной деятельности школьников как на уроках обществознания, так и во внеурочное время....

Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени

Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени    Есть определённая проблема в обучении литературе современных школьников: они изучают литературные произведения писа...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Способы развития творческого потенциала современных школьников

В статье говориться о том, что одарённые дети есть везде, проблема в том, что не всегда одарённого ребёнка адекватно оценивает учитель. В нашей школе функционирует научное общество школьников "Эрудит"...

Классическая литература и современный школьник…

 На что нужно обратить внимание при изучении прозы А.С. Пушкина? Можно ли сделать урок литературы интересным для подростка при изучении классики? Что должен учитывать преподаватель литерат...