Социализация современных школьников посредством классических версий сказок: потенции архаичных текстов в контексте культуры постиронии.
статья по литературе (5 класс)
Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориениров у поколения современных школьников посредством «классических» версий известных литературных сюжетов, включая народные и авторские сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация современных школьников посредством классических версий сказок: потенции архаичных текстов в контексте культуры постиронии.
Наталья Геннадьевна Клименко
Аннотация.
Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориениров у поколения современных школьников посредством «классических» версий известных литературных сюжетов, включая народные и авторские сказки.
Ознакомление обучающихся с материалом сказок (как народных, так и авторских) помимо познавательного носит также характер приобщения к культурному коду общества, в котором ребенку предстоит социализироваться.
В этой связи стоит упомянуть, что сказочный текст, оперируя внутренней структурой кодов и символов, обращается к бессознательному[1] ребенка и актуализирует те или иные мотивы и установки. Так, посредством устного народного творчества не только в виде сказок, но и других жанров народного эпоса (сказания, былины, песни etc.), из поколения в поколение в процессе воспитания и включения в существующий социальный уклад передавалась «система координат», необходимая для жизнедеятельности в отдельно взятом обществе и историческом контексте.
Сказочный текст представляет из себя устойчивую во времени универсальную сюжетно-образную структуру. Это позволяет при каждом новом прочтении трактовать те или иные мотивы в художественном тексте по-своему. Искусство носит проективный характер[2], т.е. любой результат творчества привлекает зрителя и выступает раздражителем именно тех чувств (как позитивных, так и негативных), которые уже присутствуют в эмоциональном опыте этого зрителя, (и/или в его бессознательном) в виде чувствований и реакций на конкретные события и их участников. В этом контексте сказка (как и любое другое произведение) выступает носителем информации, которая способна воздействовать как на сознание (показать, рассказать, научить, убедить, сообщить ценности и установки социально одобряемого поведения), так и на бессознательное, «запуская» текстом как знаковой системой невидимые процессы внутри человека[3]. Этим, например, можно объяснить то, что один и тот же материал может вызвать полярно различающуюся реакцию детей одного и того же возраста.
Из педагогического опыта следует, что один и тот же, например, сказочный материал, в двух параллельных классах отзывается по-разному. Основанием этому может служить ряд факторов, среди которых нельзя не упомянуть социальную среду, уровень эстетического развития, «насмотренности» учащихся, а также многие другие.
Как уже было сказано выше, сказочный материал в силу универсальности своих образов[4] выступает благодатной почвой для множества самых разнообразных трактовок, даже подчас противоречащих друг другу, но, вместе с тем, не лишенных внутренней логики. В этой связи задача преподавания сказок в школе – познакомить учащихся с более или менее «классическим» вариантом наиболее распространенных сказочных сюжетов, хотя и при такой постановке уже возникает вопрос о том, какой материал из необъятного множества народного наследия считать классическим. В этом плане, нам кажется допустимым и справедливым опираться на труды отечественных фольклористов[5][6] и этнографов.
Такая «классическая» интерпретация сказочных сюжетов на школьных уроках литературы позволит учащимся при встрече с осовремененными трактовками и режиссерским прочтением узнаваемых фольклорных сюжетов и мотивов, во-первых, воспринять и декодировать авторский посыл (зачастую – в ироничном ключе[7][8]), не принимая «за чистую монету» чье бы то ни было осмысление эпического наследия, а во-вторых, – обрести привычку критически относиться к любой информации, опираясь на заложенную внутри себя систему ценностей. Прогнозировать, как она будет выглядеть, на наш взгляд, невозможно (также, как и невозможно было предугадать различия представителей разных возрастных групп согласно теории поколений[9]), однако, есть вероятность повлиять на ее становление.
Таким образом, проведение уроков литературы, посвященных изучению сказочного материала из богатейшего наследия народного эпоса, а также авторских сказок, играет серьезную роль не только в социализации обучающихся, но и в становлении ценностных ориентиров в сознании подрастающего поколения, а также в формировании навыков критического мышления.
Список источников
- Козырева Наталья Викторовна Смеховое начало в художественной литературе: философско-антропологические измерения // Теория и практика общественного развития. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smehovoe-nachalo-v-hudozhestvennoy-literature-filosofsko-antropologicheskie-izmereniya (дата обращения: 16.10.2020).
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М.-СПб: Академия исследований культуры, Традиция, 2005. 242 с.
- Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 136 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 274 с.
- Павлов Александр Владимирович Дивный, новый «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (дата обращения: 16.10.2020).
- Статкевич Ирина Алексеевна Проективная природа художественного восприятия: Автореф… дис. д. философ. н. – Чебоксары: 2009 г. – 356 с.
- Холодинская Татьяна Олеговна Ремейк и пародия: критерии разграничения в исследовательской парадигме XX-XXI веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №4-2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeyk-i-parodiya-kriterii-razgranicheniya-v-issledovatelskoy-paradigme-xx-xxi-vekov (дата обращения: 16.10.2020).
- Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С. Б.; Серебряные нити, 2006. 352 с.
- Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 343 с.
[1] Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 343 с.
[2] Статкевич Ирина Алексеевна Проективная природа художественного восприятия: Автореф… дис. д. философ. н. – Чебоксары: 2009 г. – 356 с.
[3] Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С. Б.; Серебряные нити, 2006. 352 с.
[4] Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М.-СПб: Академия исследований культуры, Традиция, 2005. 242 с.
[5] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 274 с.
[6] Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 136 с.
[7] Холодинская Татьяна Олеговна Ремейк и пародия: критерии разграничения в исследовательской парадигме XX-XXI веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №4-2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeyk-i-parodiya-kriterii-razgranicheniya-v-issledovatelskoy-paradigme-xx-xxi-vekov (дата обращения: 16.10.2020).
[8] Козырева Наталья Викторовна Смеховое начало в художественной литературе: философско-антропологические измерения // Теория и практика общественного развития. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smehovoe-nachalo-v-hudozhestvennoy-literature-filosofsko-antropologicheskie-izmereniya (дата обращения: 16.10.2020).
[9] Павлов Александр Владимирович ДИВНЫЙ, НОВЫЙ «ЦИФРОВОЙ МИР»: ПОСТИРОНИЯ КАК ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИЛЛЕНИАЛОВ // Горизонты гуманитарного знания. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-tsifrovoy-mir-postironiya-kak-tsennostnaya-ustanovka-mirovozzreniya-millenialov (дата обращения: 16.10.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся по дисциплинам общественного цикла как средство социализации современных школьников
О проектной деятельности школьников как на уроках обществознания, так и во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-231671-1371722800.jpg)
Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени
Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени Есть определённая проблема в обучении литературе современных школьников: они изучают литературные произведения писа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-190010-1360510316.jpg)
Опыт работы социального педагога по теме: "Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий, как необходимое условие успешной социализации" "
Опыт работы с младшими школьниками....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426010-1395828275.jpg)
Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"
На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426010-1395828275.jpg)
Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"
На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-521629-1415989871.jpg)
Способы развития творческого потенциала современных школьников
В статье говориться о том, что одарённые дети есть везде, проблема в том, что не всегда одарённого ребёнка адекватно оценивает учитель. В нашей школе функционирует научное общество школьников "Эрудит"...
Классическая литература и современный школьник…
На что нужно обратить внимание при изучении прозы А.С. Пушкина? Можно ли сделать урок литературы интересным для подростка при изучении классики? Что должен учитывать преподаватель литерат...