Рабочая программа по литературе, ФГОС, 5 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Дедюхина Любовь Васильевна

Программа составлена в соответствии с рабочая программа по литературе 5-9 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaja_programma_po_literature_5_klass_dedjukhi.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Сохновская средняя общеобразовательная школа»

                     

                         

                                                                                                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

для  5 класса

Составитель:

Учитель: Дедюхина Любовь Васильевна

                                                                                                           п. Сохновка 2015 г.

                                                                      Пояснительная записка

Программа по литературе для учащихся 5 класса составлена на основе

1.Закона об образовании РФ ст. 11-13 от  29 декабря 2012г.,

2.ФГОС основного общего образования,  утвержденного приказом« 17 » декабря 2010 г.№1897,

  1. 3.СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»от 29.12.2010 № 189;

4. Примерная программа по предметам «Литература » , одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

5. Рабочая программа по литературе 5-9 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2014г.

6. Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ «Сохновская СОШ», приказ №65 от 29.08.2014г.

Общая характеристика примерной программы по литературы.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования предъявляет следующие требования к изучению литературы  в школе:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Примерная программа по литературе дает следующую характеристику предмету «Литература»:

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. 

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются: 
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч,

В учебном процессе использую следующие неурочные формы работы, 30% от общего числа ( 31 урок),  с учетом возрастных особенностей учащихся и требований Стандарта : исследовательская деятельность, проектная деятельность, творческие мастерские, практические занятия, интеллектуальные марафоны, урок-исследование, урок-презентация, экскурсии, литературные викторины ( Календарно-тематическое планирование). 

Использую элементы  следующих технологии обучения:

– технология развития  критического мышления( «тонкие и толстые» вопросы,  чтение с остановками, синквейн;)

– проектные, исследовательские (работа со словарями (понятийный аппарат), энциклопедиями, интернет – источниками);

– технология организации самостоятельной работы (ответы на вопросы; составление вопросов; конспектирование; план текста, высказывания; систематизация материала (таблицы, диаграммы и т. д.); графическая организация текста (кластер);

–информационные технологии, в том числе ИКТ (работа со словарями (понятийный аппарат), энциклопедиями, интернет – источниками);

– игровые  технологии (дидактические игры, конкурсы, викторины; инсценирование;

– технология творческой деятельности (мастерские, стилизация, создание иллюстраций);

– технология группового взаимодействия (проведение игр,  организация проектов; инсценирование)

- работа с текстом (приём составления плана, приём составления граф – схем, приём тезирования, приём составления сводной таблицы, приёмы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера»);

В соответствии с целями и требованиями ФГОС курс литературы  направлен на формирование у обучающихся  следующих планируемых результатов (таблица планируемых результатов)

–личностных
–метапредметных и 
– предметных

Используемый УМК:

       Учебно – методический комплект:

– Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.  Учебник – хрестоматия «Литература. 5 класс. В 2-х ч. – М., Просвещение. – 2012.

– Коровина В.Я.,Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… Дидактический материал по литературе. 5 класс. – М., Просвещение. –  2012.

– Турьянская Б.И. и др. Литература в 5 классе: урок за уроком:  [книга для учителя]. – М., Русское слово. – 2010.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

–  Иллюстрации и репродукции к художественным произведениям;

– Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов:

- Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровина. Фонохрестоматия к учебнику «Литература.5 класс» М.Просвещение.

Использую следующие   виды  контроля предметных результатов:

– проверка усвоения навыков выразительного чтения  (развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям);

– различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев – персонажей;

– письменные высказывания (диагностика уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения), сочинения на литературные и публицистические темы;

– руководство самостоятельной и проектной деятельностью учащихся.

При проверке и оценке знаний применяются следующие формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос , опрос по карточкам, пересказ (подробный, сжатый, выборочный),выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос , анализ эпизода комментирование ,характеристика литературного героя, инсценирование, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

  Таблица планируемых результатов.

раздел

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Введение

1

Писатели о жизни человека. Писатели о роли кнги

Знают:

–  что такое художественная и учебная литература;

–  структурные элементы учебной книги.

Умеют:

–  находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал;

–  отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

–  составлять его план.

Знают:

–  малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, жанры детского фольклора.

  Умеют:

–  отгадывать загадки;

–  давать определение малым жанрам;

 – отличать друг от друга малые жанры фольклора;

–  различать пословицы и поговорки;

–  объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру;

–  самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.

Знают:

 жанровые особенности, виды сказок;

традиционных персонажей волшебных сказок;

 присказки  - небылицы;

 характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки, гипербола, сравнение);

к какому виду сказок относится сказки.

Умеют:

 определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок;

 сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике;

определять особенности фольклорной волшебной сказки;

истолковывать смысл «необычайных ситуаций»;

 читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки;

 сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки;

формулировать мораль сказки;

 находить отраженные в ней народные идеалы;

мотивировать ответ составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим).

Знают:

 определение понятия «летопись».

Умеют:

 коротко передать содержание статьи учебника;

объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям);

определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин.

Знают:

 определение теоретико - литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры.

 Умеют:

 оперировать ими в речи;

 объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека);

 читать выразительно.

Знают:

содержание изученных литературных произведений,

 факты биографии поэтов и писателей;

  жанровые особенности басни, литературной сказки, баллады, лирического произведения;

 изученные теоретико – литературные понятия:  «мораль», «аллегория», «олицетворение», « ритм», «рифма»(перекрестная, парная, опоясывающая), «строфа», «сюжет», «антитеза», « пафос произведения», «юмор», «фантастика», «портрет», «пейзаж», «литературный герой», «сюжет», «фабула», «литературный герой», «сопоставление», «противопоставление», «средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)»;

план анализа лирического произведения.

Умеют:

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (басня, народная и литературная сказка, баллада);

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

– выявлять авторскую позицию;

выражать своё отношение к прочитанному;

– владеть различными видами пересказа; 

–  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно – выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

 – анализировать лирическое произведение;

– оперировать основными теоретико – литературными понятиями;

работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения;

сочинять небольшие произведения фольклорного жанра («детский фольклор») – сказки, басни и т.д.

Информационная компетенция

•владеют всеми видами речевой деятельности:

  • адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения;
  • владеют разными видами чтения;
  • извлекают информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользуются словарями различного типа, справочной литературой;

отбирают и систематизируют материал на определённую тему

  • определяют цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
  • умеют воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • свободно, правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдают в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдают основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

•ум выступают перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимают информацию устного и письменного сообщения;
  • владеют разными видами чтения;
  • извлекают информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользуются словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладеют приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • определяют цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; умеют воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

Поиск информации и понимание прочитанного

  • Определяют главную тему текста
  • Находят соответствующий заголовок к тексту
  • Выделяют  тезисы из текста
  • Создают план по заданной теме
  • Преобразуют текст в алгоритм
  • Переводят текстовую во внетекстовую информацию.
  • Определяют вид текста для решения задачи
  • Используют нужный вид чтения для решения задачи.( ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое)
  • Составляют сложный  план  текста
  • Находят явную информацию в тексте
  • Находят неявную информацию в тексте
  • Сравнивают различные источники информации
  • Составляют простой план
  • Приводят примеры (доказательства) с использованием текста

Работа с текстом: преобразование и интерпертация информации

  • Структурируют информацию, используя различные источники (страницы, ссылки, оглавление)
  • Создают сообщение, используя различные источники
  • Проверяют правописание
  • Находят в тексте подтверждение, выдвинутых тезисов
  • Делают выводы из полученной информации
  • Определяют главную мысль текста

Работа с текстом: оценка информации

  • Оценивают утверждения текста (верно, неверно)
  • Проверяют достоверность информации
  • Выявляют противоречивую информацию в различных источниках
  • Высказывают свою точку зрения или оценочное суждение о прочитанном (нравится, не нравится)

Коммуникативные УУД

  • определяют собственную роль  в совместной деятельности;
  • выполняют определенную роль в совместной деятельности;
  • принимают позицию собеседника,
  •  планируют свои действия
  • строят позитивные отношения в учебной и познавательной деятельности;
  •  отстаивают свою точку зрения корректно, используя аргументы
  •  выдвигают контраргументы,
  •  относятся критически к своему мнению,
  •  корректирует своё мнение;
  • предлагают альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделяют общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваются о правилах и вопросах для обсуждения;
  • организовывают  учебное взаимодействие в группе (определяет цели, распределяет роли, договаривается друг с другом и т. д.);
  • устраняют  непонимание  в коммуникации
  • определяют задачу коммуникации, используя различные речевые средства (устные, письменные, электронные и т.д)
  • отбирают формы для коммуникации (диалог в паре, в малой группе и т.д.):
  • представляют развернутый план собственной деятельности в устной или письменной форме;
  • соблюдают  нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  •  высказывают мнение (суждение)
  •  Обосновывают своё мнение в рамках диалога
  • запрашивают мнение партнера в рамках диалога;
  • принимают решение  с учетом мнения  собеседника (в диалоге);
  • создают письменные «клишированные» тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • создают оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • используют вербальные средства (средства логической связи) для своего выступления;
  • используют невербальные средства, наглядные материалы под руководством учителя;
  • находят информационные ресурсы с помощью средств ИКТ
  • используют информационные ресурсы  с помощью средств ИКТ
  • Соблюдают информационную гигиену и правила информационной безопасности
  • Используют информацию с учетом этических и правовых норм.

Личностные УУД ООП

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • Формируют ответственное отношение к учению;
  • Уважают чужой и свой труд;
  • Осознают значение семьи в жизни человека и общества;
  • Принимают ценности семейной жизни;
  • Относятся уважительно и заботливо к членам своей семьи; развития науки и общественной практики;
  • Относятся уважительно и доброжелательно к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • Ведут диалог с другими людьми, достигая в нём взаимопонимания;
  • Приобретают коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с людьми в процессе полезной деятельности;
  • Осваивают социальные нормы;
  • Осваивают правила поведения;
  • Принимают ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • понимают произведения искусства, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • понимают художественную культуру как способ познания жизни и средства организации общения;
  • развивают  эстетическое, эмоционально – ценностное видение окружающего мира;
  • ориентируются в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • развивают потребность в общении с художественными произведениями;
  • демонстрируют активное отношение к традициям художественной культуры;
  • исследует природу;
  • осуществляют природоохранную деятельность;

Регулятивные УУД

  • анализируют существующие образовательные результаты;
  •  планируют образовательные результаты;
  • выделяют собственные проблемы
  •  находят пути решения проблемы
  • формулируют  гипотезу
  •  определяют цель собственной деятельности
  • формулируют учебные задачи
  • объясняют логическую последовательность шагов;
  • осуществляют способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные УУД

  • Подбирают слова, соответствующее ключевому слову (ассоциации)
  • Устанавливают причинно-следственные связи
  • Строят логические  рассуждения
  • Выделяют общие признаки  двух или нескольких объектов, предметов, явлений
  • Сравниваеют предметы и явления
  • Классифицируют предметы и явления
  • Высказывают свое эмоциональное впечатления об источнике информации
  • Представляют результаты познавательной и исследовательской деятельности
  • Сравнивают свою точку зрения с мнением  других источников
  • Аргументируют свою точку зрения на основе полученных результатов
  • Преобразуют  информацию в символы или знаки
  • Схематизируют информацию с помощью знаков и символов
  • Строят   доказательство (прямое, косвенное и от противного)

Устное народное творчество

10

Малые жанры фольклора. Русские народные сказки: «Царевна –лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Из древнерусской литературы

2

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина хитрость воеводы Претича», понятие летописи

Из литературы 18 века

2

М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случилось вместе два Астронома в пиру…». Понятие о юморе. Понятие о родах литературы(эпосе, лирики, драме) и начальные представления о её жанрах.

Из литературы 19 века

41

Жанр басни в мировой литературе. И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»,(на выбор). «Волк на псарне» и другие басни (по выбору учителя). Понятие об аллегории и морали. Понятие об эзоповом языке.

В.А.Жуковский «Спящая царевна». «Кубок», Понятие о балладе.

А. С. Пушкин. «Няне»,«У лукоморья дуб зеленый…».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и другие сказки. Понятие о лирическом послании.

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Понятие о литературной сказке. Анатолий Погорельский.»Черная курица, или Подземные жители»

П.П. Ершов. «Конек горбунек» (для внеклассного чтения).

В.М. Гаршин. ««Attalea Princeps».

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино». «Ашик-Кериб» (для внеклассного чтения).

Николай Васильевич Гоголь.

«Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения)

. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов.

«На Волге». «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).  «Крестьянские дети». 

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев.

«Муму»

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет.  «Весенний дождь»

Лев Николаевич Толстой.

«Кавказский пленник». 

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. «Хургия»

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». 

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов.

«Хирургия» —

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;

А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);

И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);

А. Н. Майков. «Ласточки»;

И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок);

А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы 20века

34

Иван Алексеевич Бунин.

«Косцы».

Владимир Галактионович Короленко.

«В дурном обществе».

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин.  «Я покинул родимый дом...»  «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Павел Петрович Бажов.

«Медной горы Хозяйка».  

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский.

 «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Самуил Яковлевич Маршак.

«Двенадцать месяцев»

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов.

«Никита».

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро».

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»

 А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

15

 Роберт Льюис Стивенсон.

«Вересковый мед».

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо.

«Робинзон Крузо».

Ханс Кристиан Андерсен.

«Снежная королева».

Жорж Санд. «О чем говорят цветы».

Марк Твен.

«Приключения Тома Сойера».    

Джек Лондон.

«Сказание о Кише»    

 

Календарно-тематическое планирование

дата

тема

Формы (виды) деятельности

Оборудование

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Чтение вводной статьи учебника, пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы, составление плана статьи «К читателям», работа со словами.

ЦОР.

Литературоведческие словари, справочники.

Презентация «Писатели о роли книги в жизни человека и общества»

2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Чтение статьи учебника,

«Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера, создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров

ЦОР.

Электронное учебное пособие на CD – ROM.

Презентация «Фольклор.

Малые жанры. Загадки. Пословицы. Поговорки»

3

Детский фольклор

Проект «Книжка -малышка»

Создание считалок, небылиц, загадок, анализ текстов всех жанров детского фольклора

ИКТ.

Детские иллюстрации к сказкам, выставка книжек – малышек с загадками, плакат –путаница с жанрами детского фольклора

     4

Сказка как особый жанр фольклора

Чтение и составление плана статьи учебника,

ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов, сопоставление текстов с иллюстрациями

ЦОР.

Презентация «Сказка как особый жанр фольклора» Литературоведческий словарь

      5  

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

Чтение сказки, выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы, устное словесное рисование, сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

ЦОР.

Большая детская энциклопедия Кирилла и Мефодия  (CD)

6

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Выразительное чтение, выборочный   пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROM.

Репродукция картины В.Васнецова «Пир»

7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича),чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях, сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки, ответы на вопросы,  наблюдение над языком сказки

     8

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Пересказ, чтение,

 ответы на вопросы

VD – диск с художественным фильмом.

Репродукция картины В.Васнецова «Бой Ивана-царевича  с трехглавым змеем»

10

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование

11

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Проект «Моя сказка»

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы, чтение по ролям, сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками, чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»

12

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, чтение по ролям

ИКТ.

Презентация «Древнерусская литература».

    13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы  Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Составление цитатного плана, сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова,

 чтение статьи учебника,

ответы на вопросы

Репродукции картин А. Иванова,

14

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»,

     15

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Ответы на вопросы,

выразительное чтение стихотворения

ИКТ.

Презентация «Ломоносов и литература».

Репродукции мозаик

                        16

Жанр басни в мировой литературе. Вн.ч.

Чтение статьи учебника «Русские басни», выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере), чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

ИКТ.

Портреты баснописцев.

Выставка книг с изданииями басен  разных авторов

17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Урок-инсценирование.

Чтение басен, устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией, анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

ИКТ. ЦОР.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

Произведения живописи

18

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Чтение басни и ее полноценное восприятие, ответы на вопросы;

чтение по ролям, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

19

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Творческая мастерская

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен

Портрет писателя.

Тексты произведений писателя и иллюстрации к ним

Литературоведческий словарь

20

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Урок-конкурс

Выразительное чтение любимых басен,

участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций, со-поставление басен

21

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Чтение статьи о поэте,

чтение сказки, восприятие художественного произведения, ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Портрет писателя.

Тексты произведений писателя и иллюстрации к ним

Литературоведческий словарь

22

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Урок-исследование.

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

23

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

24

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

Чтение и полноценное восприятие художественного текста, вырази-тельное чтение, устное словесное рисование

ЦОР.

ИКТ.

Презентация «Начало всех начал».

Репродукция картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». События и герои.

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста, осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

Иллюстрации Е.Пашкова, Т.Мавриной

26

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

Чтение статьи учебника,

ответы на вопросы,

выразительное чтение

ИКТ.

Литературоведческий словарь

27

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:истоки сюжета, поэтика сказки.

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам, сопоставление сказок со сходным сюжетом

Выразительное чтение эпизодов.

ИКТ.

Презентация

28

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина

 Ответы на вопросы

Тестовые задания

29

А.С. Пушкин. Сказки. Урок внеклассного чтения.

Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок А.С.Пушкина, Инсценирование сказок.

30

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Портрет писателя.

Тексты произведений писателя и иллюстрации к ним

Литературоведческий словарь

31

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Краткий пересказ, выразительное чтение

32

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Урок- заочная экскурсия

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

ИКТ.

ЦОР. Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

33

«Бородино»: проблематика и поэтика.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие, ответы на вопросы,

устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

ЦОР. Электронное учебное пособие на CD – ROМ. Произведения живописи

34

«Ашик- Кериб» Литературная сказка.

Выразительное чтение сказки, объяснение непонятных слов, Различные виды пересказов.

Презентация

35

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие, ответы на вопросы, составление плана по-вести, составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников,

 чтение по ролям

ИКТ.

ЦОР.

Альбом – выставка «Н.В.Гоголь».

Репродукции картин А.И. Куинджи и И.Е.Репина

36

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести, краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе, инсценирование эпизодов, выразительное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ языка повести

ЦОР.

Произведения живописи

37

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Творческая мастерская.

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями,  верованиями

ЦОР.

ИКТ.

Презентация

38

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Урок- презентация.

ИКТ

39

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие, осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы), вырази-тельное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, составление цитатного плана

ИКТ.

ЦОР.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ. ЦОР.

Репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи

40

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, вы-разительное чтение, ответы на вопросы

ЦОР.

ИКТ.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

(CD)

41

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Урок- заочная экскурсия

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям, комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

ИКТ.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

(CD)

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

42

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста, осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы, комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

ЦОР.

ИКТ.

Презентация «И.С.-Тургенев».

Произведения живописи

43

Герасим и Муму. Счастливый год.

Ответы на вопросы,вырази-тельное чтение,

выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы,

сопоставление главного героя с другими персонажами

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

44

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пере-сказ, характеристика Герасима, Татьяны, Ка-питона, барыни, комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

45

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

46

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Ответы на вопросы, выразительное чтение,   выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, сопоставление главного героя с другими персонажами

DVD – диск с художественным фильмом.

48

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Урок- заочная экскурсия

Чтение статьи учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение,

 работа с ассоциациями

Портрет писателя.

Тексты произведений писателя и иллюстрации к ним

49

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие, краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы, со-поставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

ЦОР.

ИКТ. Презентация.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

50

Странная дружба Жилина и Дины.

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6,

сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей.

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

ЦОР.

ИКТ. Презентация.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

Карта России.

51

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, С.И. Тургенева, Л.Н. Толстого

52

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Урок- заочная экскурсия по Чеховским местам.

Чтение статьи о писате-ле, чтение рассказа и полноценное его воспри-ятие, осмысление сюже-та, изображенных в нем событий, характеров, от-веты на вопросы, чтение по ролям, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

ИКТ.

Литературоведческий словарь

53

«Хирургия» урок развития речи.

54

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор», вы-разительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение, комментирование художественного произведения, защита иллюстрации, анализ художественного текста

Портрет писателя.

Тексты произведений писателя и иллюстрации к ним

55

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Проект: Электронный альбом «Стихи о Родине,  родной природе в иллюстрациях»

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

ИКТ.

Художественный фильм.

Карта России.

56-57

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. Образы русской природы в поэзии. А. В. Кольцов. «В степи».Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок-концерт.

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

ИКТ.

Презентация.

Литературоведческий словарь.

58

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение,

 анализ текста

ЦОР. ИКТ.

Презентация “Бунин и Орёл”.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

(CD).

Репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.-Пластова.

Магнитофонная запись русской на-родной пес-ни “Ах ты, степь широкая”

59

И.А.Бунин «Подснежник» урок внеклассного чтения

Чтение и анализ рассказа

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

(CD).

60

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Урок-заочная экскурсия.

Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, пере-сказ, близкий к тексту, выборочный пересказ, заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование, комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

61

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, вы-разительное чтение,

 составление плана повести, работа над планом «Характеристики героев»

ИКТ.

Презентация «Дурное общество» и «темные личности» в повести.

62

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Пересказ, близкий к тексту, выразительное чтение заключи-тельной сцены, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей, сопоставительный анализ об-разов героев, работа с иллюстрациями

     

63

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа,  анализ эпизодов

64

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Обдумывание темы,

определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

65

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

ИКТ.

Презентация.

Портрет  Есенина.

Репродукции картин русских художников о природе.

Музыкальная композиция Стайк. «Моя Родина». Выставка книг.

66

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Урок-творческая мастерская.

Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

67

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Урок-исследование.

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Портрет писателя.

Тексты произведений писателя и иллюстрации к ним

68

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

69

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD  Литературоведческий словарь.

70

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Урок-концерт

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа  

72

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Выборочное чтение рассказа, его восприятие, краткий пересказ, устное словесное рисование, комментирование художественного текста

73

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Урок-творческая мастерская.

Анализ текста, работа над языком рас-сказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа

ИКТ.

Презентация.

Литературоведческий словарь.

74

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Урок-исследование.

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям, сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

ИКТ.

Презентация.

Литературоведческий словарь.

75

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказка-ми, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

76

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

77

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Чтение статьи об авторе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений, комментирование эпизода «Встреча  с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Презентация с видео-сюжетом из кинофильма М. Никитина «Никита»

78

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

Составление плана рассказа, работа с иллюстрациями, рассказ о Никите, наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова, сравнительный анализ произведений

79

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного, пересказ, ответы на вопросы чтение по ролям, комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи

презентация « В.П. Астафьев”

Презентация в Smart Notebook File «Васюткино озеро»

80

Человек и природа в рассказе

Проект «Мой сценарий»

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование, комментирование художественного произведения

ИКТ.

Видеофильм «Таинственный лес».

81

Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

82

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Пересказ, выразительное чтение от-рывков из рассказов Астафьева

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

83

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

84

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

85

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Проект: «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

86

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие, ответы на вопросы,вырази-тельное чтение,

устное словесное рисование

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

87

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

Урок-исследование.

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи

88

Саша Черный.»Кавказский пленник»

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение вырази-тельному чтению по ролям

89

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение вырази-тельному чтению по ролям

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

90

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток

91-92

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

Чтение статьи о писателе, чтение баллады, ответы на вопросы,

выразительное чтение

93-94

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Уроки-исследование.

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове», ответы на вопросы,  пересказ (воспроизведение сюжета), сопоставление художественных произведений

ИКТ.

Презентация. Художественный фильм

95

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие, ответы на вопросы,

осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями

ИКТ.

Презентация «Великая сила любви в сказке Андерсена «Снежная королева»

96

Два мира сказки «Снежная королева»

Урок-исследование.

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов, выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки,сопоставление со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

97

Писатели-сказочники и их герои

Урок-презентация исследовательских и  творческих работ.

Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование, комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения, сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и

сказок народных

ИКТ.

Портреты писателей –сказочников

98

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Урок- заочная экскурсия

Чтение статьи учебника, беседа по со-держанию текста, работа с текстом, написание сочинения-миниатюры

99

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

Анализ сочинений-миниатюр (обратить  внимание на красоту природы и мира,

 открытую в работах детей)

100

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов, ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома), инсценирование эпизодов из главы 1 и 2,

установление ассоциативных связей с произведением живописи

ИКТ.

Презентация. Художественный фильм

100-101

Том Сойер и его друзья

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида, анализ текста

102-103

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

Урок- заочная экскурсия

Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы пересказ (крат-кий, выборочный, от  лица героя), установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста

ИКТ.

Электронное учебное пособие на CD – ROМ.

104

Итоговая контрольная работа по литературе

Предъявление читательских и исследовательких навыков по литературе, приобретенных в 5 классе.

Проблемные вопросы и тестовые задания.

105

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии» Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Урок-концерт.

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы  викторины «Знаете ли вы литературных героев?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС.   Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе В.Я. Коровиной (ФГОС)

Программа по литературе составлена с учетом требований ФГОС ООО....

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. УМК под ред. Зинина и др. Профильный класс. ФГОС

Данная рабочая программа составлена с учетом перехода на ФГОС СОО для учащихся 10 профильного класса (филологическая группа) и расчитана на 5 часов в неделю...