« Биография М.Е. Салтыкова -Щедрина. Своеобразие сюжета и проблематики сказки «Повесть как мужик двух генералов прокормил»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Дунаева Галина Владимировна

Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, развитие самостоятельности мысли, умение анализировать,  выступать;

методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания литературы

Задачи:

- образовательная - систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание у учащихся  личности писателя и особенностей его творчества;

- развивающая – совершенствовать умение анализировать художественный текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; аргументировано доказывать собственное суждение;

- воспитательная – эстетическое воспитание у учащихся на лучших образцах русской классики второй половины XIX века; формировать систему нравственных ценностей.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

- связь с историей (общественная жизнь второй половины XIX века);

- связь с философией (философское осмысление действительности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 7 классе

Тема урока:
« Биография М.Е. Салтыкова -Щедрина.
Своеобразие сюжета и проблематики сказки «Повесть как мужик двух генералов прокормил»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-беседа.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • коллективная;
  • индивидуальная.

Методы обучения на уроке:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • диалогический.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация
  • викторина
  •  тетради по литературе;
  • стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к сказкам.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, развитие самостоятельности мысли, умение анализировать,  выступать;

методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания литературы

Задачи:

- образовательная - систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание у учащихся  личности писателя и особенностей его творчества;

- развивающая – совершенствовать умение анализировать художественный текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; аргументировано доказывать собственное суждение;

- воспитательная – эстетическое воспитание у учащихся на лучших образцах русской классики второй половины XIX века; формировать систему нравственных ценностей.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

- связь с историей (общественная жизнь второй половины XIX века);

- связь с философией (философское осмысление действительности).

Список используемой литературы:

Учебник  «В мире литературы. 7 кл.» под редакцией А.Г. Кутузова.- М., 2001г.

Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г. Кутузова: 7 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 240с. – (В помощь школьному учителю).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, - М., 1996.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Домашнее задание.

4. Объяснение нового материала

5. Словарная работа

6. Проверка домашнего задания. Анализ сказки

7. Физкультминутка

8. Беседа

9. Творческое задание

10. Викторина. Работа по группам.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

10. Сообщение и комментирование оценок.

11. Организованное окончание урока.

Ход урока:

1. Организационный момент:

1)приветствие;

2. Сообщение темы урока.

Вступительное слово преподавателя:

 Сегодня мы посвятим урок изучению биографии и творчества писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.  Ребята, приходилось ли вам слышать имя этого писателя?  Вот сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем.

Слайд №1. Темой нашего сегодняшнего урока будет: « Биография М.Е. Салтыкова -Щедрина. Своеобразие сюжета и проблематики сказки-повести «Как мужик двух генералов прокормил». Как вы думаете, над чем нам сегодня придется задуматься

Над главными героями повести

3. Домашнее задание.

Кому из литературных героев этой повести вы хотели бы написать письмо? Откройте дневники запишите, пожалуйста, домашнее задание: Творческая работа «Письмо литературному герою»

4.  Изучение нового материала.  

Слайд №1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в январе 1836 года, вошел в историю русской литературы под псевдонимом Щедрин. Щедрин сосредоточил свою сатиру на обличении пороков современного ему общества во всех проявлениях. Его по праву считают последователем Гоголя.

Слайд №2. Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в Пошехонье.

Слайд № 3. Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина. Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы.

Слайд № 4. В 1836 году был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом).

Слайд № 5. В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Далее служит чиновником в канцелярии военного министерства.

Слайд №6. В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

 "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," —

 такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.

Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Слайд №7. У него была семья – Жена Елизавета Аполлона и двое детей – дочь Лиза и сын Костя

Слайд №8. В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник«.

        Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.

Слайд № 9. За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище рядом с могилой И.С. Тургенева.

Но выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая в себя 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883-1886)

Сказки – итог многолетних наблюдений писателя

Основная задача сказок Салтыкова – Щедрина обличие пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Для начала давайте вспомним, что же такое сказка

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

Сказки в свою очередь делятся на жанры: сказки о животных («Ласа и Журавль»), бытовые сказки («Каша из топора»), волшебные сказки («Царевна-Лягушка»)

Особенности сказок Салтыкова – Щедрина это: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык

 А в чем их сходство

5. Словарная работа

- Ребята, давайте попробуем найти и сравнить выражения и формулы, используемые писателем сатириков из русских народных сказок

- Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове;

- Сказано – сделано. Пошел один генерал на право и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…

- Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

- Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!

- Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Вопрос: - Как отличается употребление формул в народных сказках и у Салтыкова-Щедрина? Какой вывод мы можем сделать по всем выражениям

(В народных сказках все эти формулы служат как своеобразные поговорки, употребляются сопровождая волшебство. У Щедрина они несут иронический смысл)

6. Проверка домашнего задания. Анализ сказки.

-А теперь давайте проверим, внимательно ли вы прочитали сказку заданную вам на дом

 - Где начинается действие произведения?

+(В Петербурге, на улице Подьяческая.). 

 - Верно. Улица Подьяческая.

Подьячим – на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица?

(расположено много канцелярских учреждений).

- Кто герои произведения? +(два генерала). 

- Кто такой генерал? +(Генерал – высокий военный чин).

- Что мы узнаем о них в начале произведения? Найдите в тексте. (работа с текстом).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Где завязка в произведении? +(Генералы попадают на необитаемый остров). 

 - Какой остров считается необитаемым? +(где нет людей) .

- какие аналоги вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров?

(роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Там простой матрос. Потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад)

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте). 

Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается

- Почему? - О чем они думают? 

+Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (Докажите текстом).

- Какой выход находят генералы из создавшегося положения? (Найти мужика, текст). 

- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? 

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).

- Где кульминация произведения? + (нашли мужика).

- Где развязка? +(возвращение в Петербург). 

- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

(генералы – люди, не умеющие жить своим трудом, привыкшие жить чужим трудом)

- Выжили бы они без мужика? (нет)

- В Петербурге они жили своим трудом?

+ Нет. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.

7. Физкультминутка.

Ребята! Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

8. Беседа

- давайте вспомним, что же такое сатира?

Сатира – это художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика. Автор пользуется такими приемами как: аллегория, гипербола, фантастика и гротеск.

Давайте с вами запишем новые для вас литературоведческие термины

Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе. (Генерал не может сам сорвать яблока с дерева – настолько он беспомощен)

Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена «остервенения» генералов). 

Давайте, теперь обратим внимание на иллюстрации к «Повести…», которые есть и в нашем учебнике . сначала обратите внимание на слайд . Эти иллюстрации известных художников  М. Черемных и Н. Муратов, показывают нам картины происходящего. Вообще Салтыков –Щедрин работал только с нашими отечественными художниками, которые приехав в Петербург например,  из Флоренции, как известный художник Ге. Первым делом обращались к Щедрину за рецензией их полотен. Посмотрите, пожалуйста, еще на работы художников к нашей «Повести…;

Одним из самых известных художников того века было движение Кукрыниксы.

Аббревиатура «Кукрыниксы» - это творческий псевдоним, объединивший в себе сразу трех художников карикатуристов. Она составлена из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, и первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Эти художники объединились, чтобы быстро и оперативно рисовать на злобу дня карикатуры для помещения их в газеты

9. Творческое задание

Давайте попробуем разгадать небольшой кроссворд. Каких вы знаете художников которые иллюстрировали сказки Салтыкова-Щедрина?

Ответы. Муратов, Кукрыниксы, Черемных

Так же вам ребята было задано творческое домашнее задание, где вы должны были подготовить свою иллюстрацию к одноименной сказке

Ответы детей

Сейчас я бы хотела вам показать иллюстрации, которые выполнили мои ученики в этой «Повести…»

 Для закрепления нашего с вами сегодняшнего урока предлагаю вам выполнить небольшую викторину на знание текста

10. Викторина. Работа по группам

  1. В чём необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове?

  1. Какие сведения из географии известны генералам?

Почему они не смогли ими воспользоваться?

  1. Что генералы знали о пище до того, как попали на необитаемый остров?

  1. Почему генералов сначала тошнило при чтении «Московских ведомостей»?

5) Как генералы наградили мужика по возвращении домой?

- Поменяйтесь, пожалуйста, своими листочками  и давайте проверим работы друг друга

Ответы

1) Ночные рубахи и генеральский крест;

2) Они знали, что если развернуться на север, то справа будет восток,

а слева – запад, но не знали, как найти север.  

3) Генералы были уверены, что пища в том виде на свет родится, в каком её

на стол подают.

4) Сначала генералы были голодны, а газета предлагала исключительно

«гастрономические новости».

5) Мужик получил рюмку водки и пятак серебра

11. Подведение итогов урока.  Рефлексия

Подведем итоги. Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.

Главные пороки генералов и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может.
Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства.

Рефлексия.

Учитель: А теперь вернемся к теме нашего урока. Какие же мы цели ставили перед собой в начале урока? Достигли мы их? Что узнали?

Домашнее задание.

Творческая работа «Письмо литературному герою»

12. Сообщение и комментарии оценок.

13. организационное окончание урока.

Ребята,  я надеюсь, вам понравилось сегодня со мной на уроке, вы узнали много нового и интересного. Все вы очень хорошо работали. Спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". 7 класс

Кроссворд по сказкам Салтыкова-Щедрина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)...