Судьба женщины
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Анализ рассказа Солженицына "Матренин двор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_zhenshchiny_matrenin_dvor.docx27.17 КБ
Файл sudba_zhenshchiny_matrenin_dvor.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Судьба, принесённая в жертву…

Рассказ «Матрёний двор» автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области).

     Подготовку к уроку можно провести, сосредоточив внимание ребят на таких вопросах:

  1. Почему Матрена Васильевна была нужным человеком в селе? Почему « не обходилась без Матрёны не одна пахота огорода»
  2. Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини и её постояльца? Что имел в виду  автор, высказывая такие мысли:

«У тех людей всегда лица хорошие,-что в ладах с совестью своей»      

  1. Каковы причины гибели  Матрены  Васильевны?
  2. Прав ли Александр Исаевич, назвав Матрёну праведником?
  3. Почему её не понимали ни муж, ни сёстры, ни соседи?

     Чтобы учащиеся лучше поняли содержание рассказа, необходимо познакомить их с некоторыми фактами биографии писателя.

        Пройдя  нелегкими фронтовыми дорогами, участвуя в тяжелых боях, получая награды за проявленное мужество, А.И. Солженицын участвует в освобождении Восточной Пруссии. Вдруг …арест, допросы (за высказывания против Сталина), осуждение на восемь лет лагерей.

По окончании этого срока он ссылается на вечное поселение в Казахстан. Там в одной из местных школ преподает математику, физику, астрономию. В 1957-м получает разрешение вернутся из ссылки. Однако противостояние писателя и власти продолжается. Побеждает власть, и Солженицын высылается за границу.

После этого мы с ребятами анализируем рассказ «вслед за автором». Герой его, Игнатич, возвращается в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана. Он искупил свои и чужие грехи. Да какие там свои. Чужие! Грехи власти. И вот он поселился в доме вдовы Матрёны Васильевны. Работает в сельской школе учителем математики.

    Кто же такая Матрёна Васильевна? Почему у неё накопилось так много обид? Почему уже многие годы она ни получает  ни рубля?                                                                                        

«Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть-и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе, - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за  кормильца».

Начинались трудные хлопоты: беготня за пенсией. Больная женщина ходит в собес, в сельсовет (25 и 10 километров). А обычный день Матрёны - тоже в хлопотах. Надо привезти вязанки травы для козы, украсть торфа, насобирать  старых, вывороченных трактором пеньков, хотелось намочить брусники на зиму, накопать картофеля, помочь соседям, колхозу.

       По доходу анализа учащиеся отвечают на такие вопросы: Почему Матрёне приходилось воровать? Как она относилась к работе?

        Ребята понимают, что ворует она поневоле. А  в работе находит смысл своей жизни. Её сердит плохое отношение других к делу, мучит совесть за то, что и она была тут в одной упряжке:

           «Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на  двенадцать. Да ещё заведутся бабы, счёты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот тот вечер подступил».

       Затем учащиеся отвечают на первый вопрос из предложенных накануне урока , а учитель обращает их внимание на то, что Матрёна помогала соседям, родственникам бескорыстно.

     Эта женщина способна и на самоотверженный  поступок. Она остановила коня, когда тот, испугавшись, понёс сани к озеру…

      Не все такие в Тальново. Сёстры Матрёны вспомнили о ней тогда, когда жизнь её наладилась, но не помогли, когда она болела и нуждалась в них.

    Для ребят интересен второй вопрос. Они хорошо  чувствуют, что в характерах Матрёны и её постояльца много общего. Оба деликатны. У них отсутствует досаждающие любопытство к жизни другого человека . Благородство души, сострадание, сочувствие людям объединяют Матрёну с  её постояльцем. Ребята сопоставляют поступки Матрёны, характеризующие героиню, с оценкой их рассказчиком и делают вывод, что они – единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает. Поэтому и постоялец видит духовную красоту своей хозяйки, восхищается ею.

     Вопрос: Кто виноват в гибели Матрёны? – одиннадцатиклассникам  кажется простым. Ведь автор не скрывает имён виноватых.

Фаддею надо было захватить горницу, участок земли. Трактористу хотелось самому получить плату за перевоз, потому он и доказывал, что можно обойтись без другого трактора. К тому же он взял тайком, поэтому мог сделать лишь один рейс, чтобы успеть к утру поставить трактор на место. На железнодорожном переезде вторые сани застряли, в это время на них наехали два паровоза.

   Но подвести итог, обобщить сказанное старшеклассникам не всегда удается. Нужно помочь им понять, что Матрёну убила чужая корысть, алчность – эта вечная разрушительница жизни, человечности которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказывается в поле её воздействия, в том числе и тех, кто её породил. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу: «Если б ты не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!» Ударил – таки: по Матрёне, по своей родной дочери, по сыну, но и по душе своей, утратившей покой из-за жалких брёвен старой горницы.

      Учащиеся отмечают сердечность, простоту, бескорыстие Матрёны. Да, она праведник. И собой она была красива, потому что жила «в ладах с совестью своей» : «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.  Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

        Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей,  чужая сёстрам, золовкам смешанная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

         Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    Не могут понять Матрёну только стяжатели, корыстные, завистливые люди: фаддеи, иудушки головлёвы, гобсеки.

          Мы вспоминаем с ребятами образ некрасовской Матрёны Тимофеевны и  сопоставляем его с героиней Солженицына. И вот тут может завязаться дискуссия. Да, ребятам симпатичны обе героиней своей человечностью, высокой нравственностью,- эти женщины – труженицы, на которых земля держится. Но жить так праведно, в ущерб себе в заботе о других – такая перспектива многих не устраивает. Безусловно, ученики хотят себе другой судьбы. И мы говорим с ними о том, что мечты могут и не сбыться, счастье – не состоятся, успех – не прийти, но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным – не удачным), сохранив в себе и мужество, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самом природой.

        Душа неподвластна…

Рассказ «Матрёнин двор» написан Солженицыным в 1959 году, впервые опубликован в 1963- м в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) заменён автором на 1953.

       «Матрёнин двор»- одно из первых произведений той части деревенской прозы, которую представляют очерки В. Овечкина, книги Е. Дороша, Ф. Абрамова. В центре рассказа – судьба деревенской  прозы , которую представляют очерки В. Овечкина, книги  Е. Дороша, Ф. Абрамова. В центре рассказа – судьба деревенской женщины. Основной смысл его – нравственно – духовный. Это даёт основание педагогу, избирая форму изучения рассказа с учетом возможностей класса, остановиться на уроках углубления восприятия и анализа или семинарском занятии. Предложенный здесь материал может быть использован и для организации индивидуальных сообщений учащихся, беседы с ними.

     А. Солженицын разделил свой рассказ на три части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини. По этому ученикам заранее можно предложить такие темы для выступлений: «Матрена в восприятии рассказчика » (часть первая),  «Прошлое героини » (часть вторая),  «После смерти »  (часть третья).

В сообщении, основанном на первой части рассказа, и в последующем его общении большее внимание, естественно, будет уделено изображению писателем жизни русской деревни в начале 50-х годов.

   Волею обстоятельств, после освобождения из сталинских лагерей, писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины. Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки», она не получала пенсии. Скудным убранством и единственным украшением её избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да два ярких дешевых плаката на стене. На склоне лет, тяжелобольная, Матрёна не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать себе кусок хлеба. Без какой либо особой демонстрации и нарочитости автор повествует, как бесконечно долго и упорно, почти ежедневно преодолевает эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. И не потому дело Матрёны не продвигается, что она не заслужила её у государства. Причина бесплодности этих усилий самая, к сожалению, обычная. Мы сталкиваемся в рассказе с совсем будничной картиной: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались...»

     В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. У Матрёны есть одна-единственная коза, но и для неё собрать сена «труд великий».      «У полотна,-объясняет Матрёна,- не скоси – там своих хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят –не колхозница, мол, теперь… Председатель новый, недавний присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором».



Предварительный просмотр:

                                    Судьба, принесённая в жертву…

Рассказ «Матрёний двор» автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области).

     Подготовку к уроку можно провести, сосредоточив внимание ребят на таких вопросах:

  1. Почему Матрена Васильевна была нужным человеком в селе? Почему « не обходилась без Матрёны не одна пахота огорода»
  2. Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини и её постояльца? Что имел в виду  автор, высказывая такие мысли:

«У тех людей всегда лица хорошие,-что в ладах с совестью своей»      

  1. Каковы причины гибели  Матрены  Васильевны?
  2. Прав ли Александр Исаевич, назвав Матрёну праведником?
  3. Почему её не понимали ни муж, ни сёстры, ни соседи?

     Чтобы учащиеся лучше поняли содержание рассказа, необходимо познакомить их с некоторыми фактами биографии писателя.

        Пройдя  нелегкими фронтовыми дорогами, участвуя в тяжелых боях, получая награды за проявленное мужество, А.И. Солженицын участвует в освобождении Восточной Пруссии. Вдруг …арест, допросы (за высказывания против Сталина), осуждение на восемь лет лагерей.

По окончании этого срока он ссылается на вечное поселение в Казахстан. Там в одной из местных школ преподает математику, физику, астрономию. В 1957-м получает разрешение вернутся из ссылки. Однако противостояние писателя и власти продолжается. Побеждает власть, и Солженицын высылается за границу.

После этого мы с ребятами анализируем рассказ «вслед за автором». Герой его, Игнатич, возвращается в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана. Он искупил свои и чужие грехи. Да какие там свои. Чужие! Грехи власти. И вот он поселился в доме вдовы Матрёны Васильевны. Работает в сельской школе учителем математики.

    Кто же такая Матрёна Васильевна? Почему у неё накопилось так много обид? Почему уже многие годы она ни получает  ни рубля?                                                                                        

«Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть-и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе, - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за  кормильца».

Начинались трудные хлопоты: беготня за пенсией. Больная женщина ходит в собес, в сельсовет (25 и 10 километров). А обычный день Матрёны - тоже в хлопотах. Надо привезти вязанки травы для козы, украсть торфа, насобирать  старых, вывороченных трактором пеньков, хотелось намочить брусники на зиму, накопать картофеля, помочь соседям, колхозу.

       По доходу анализа учащиеся отвечают на такие вопросы: Почему Матрёне приходилось воровать? Как она относилась к работе?

        Ребята понимают, что ворует она поневоле. А  в работе находит смысл своей жизни. Её сердит плохое отношение других к делу, мучит совесть за то, что и она была тут в одной упряжке:

           «Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на  двенадцать. Да ещё заведутся бабы, счёты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот тот вечер подступил».

       Затем учащиеся отвечают на первый вопрос из предложенных накануне урока , а учитель обращает их внимание на то, что Матрёна помогала соседям, родственникам бескорыстно.

     Эта женщина способна и на самоотверженный  поступок. Она остановила коня, когда тот, испугавшись, понёс сани к озеру…

      Не все такие в Тальново. Сёстры Матрёны вспомнили о ней тогда, когда жизнь её наладилась, но не помогли, когда она болела и нуждалась в них.

    Для ребят интересен второй вопрос. Они хорошо  чувствуют, что в характерах Матрёны и её постояльца много общего. Оба деликатны. У них отсутствует досаждающие любопытство к жизни другого человека . Благородство души, сострадание, сочувствие людям объединяют Матрёну с  её постояльцем. Ребята сопоставляют поступки Матрёны, характеризующие героиню, с оценкой их рассказчиком и делают вывод, что они – единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает. Поэтому и постоялец видит духовную красоту своей хозяйки, восхищается ею.

     Вопрос: Кто виноват в гибели Матрёны? – одиннадцатиклассникам  кажется простым. Ведь автор не скрывает имён виноватых.

Фаддею надо было захватить горницу, участок земли. Трактористу хотелось самому получить плату за перевоз, потому он и доказывал, что можно обойтись без другого трактора. К тому же он взял тайком, поэтому мог сделать лишь один рейс, чтобы успеть к утру поставить трактор на место. На железнодорожном переезде вторые сани застряли, в это время на них наехали два паровоза.

   Но подвести итог, обобщить сказанное старшеклассникам не всегда удается. Нужно помочь им понять, что Матрёну убила чужая корысть, алчность – эта вечная разрушительница жизни, человечности которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказывается в поле её воздействия, в том числе и тех, кто её породил. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу: «Если б ты не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!» Ударил – таки: по Матрёне, по своей родной дочери, по сыну, но и по душе своей, утратившей покой из-за жалких брёвен старой горницы.

      Учащиеся отмечают сердечность, простоту, бескорыстие Матрёны. Да, она праведник. И собой она была красива, потому что жила «в ладах с совестью своей» : «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.  Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

        Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей,  чужая сёстрам, золовкам смешанная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

         Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    Не могут понять Матрёну только стяжатели, корыстные, завистливые люди: фаддеи, иудушки головлёвы, гобсеки.

          Мы вспоминаем с ребятами образ некрасовской Матрёны Тимофеевны и  сопоставляем его с героиней Солженицына. И вот тут может завязаться дискуссия. Да, ребятам симпатичны обе героиней своей человечностью, высокой нравственностью,- эти женщины – труженицы, на которых земля держится. Но жить так праведно, в ущерб себе в заботе о других – такая перспектива многих не устраивает. Безусловно, ученики хотят себе другой судьбы. И мы говорим с ними о том, что мечты могут и не сбыться, счастье – не состоятся, успех – не прийти, но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным – не удачным), сохранив в себе и мужество, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самом природой.

        Душа неподвластна…

Рассказ «Матрёнин двор» написан Солженицыным в 1959 году, впервые опубликован в 1963- м в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) заменён автором на 1953.

       «Матрёнин двор»- одно из первых произведений той части деревенской прозы, которую представляют очерки В. Овечкина, книги Е. Дороша, Ф. Абрамова. В центре рассказа – судьба деревенской  прозы , которую представляют очерки В. Овечкина, книги  Е. Дороша, Ф. Абрамова. В центре рассказа – судьба деревенской женщины. Основной смысл его – нравственно – духовный. Это даёт основание педагогу, избирая форму изучения рассказа с учетом возможностей класса, остановиться на уроках углубления восприятия и анализа или семинарском занятии. Предложенный здесь материал может быть использован и для организации индивидуальных сообщений учащихся, беседы с ними.

     А. Солженицын разделил свой рассказ на три части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини. По этому ученикам заранее можно предложить такие темы для выступлений: «Матрена в восприятии рассказчика » (часть первая),  «Прошлое героини » (часть вторая),  «После смерти »  (часть третья).

В сообщении, основанном на первой части рассказа, и в последующем его общении большее внимание, естественно, будет уделено изображению писателем жизни русской деревни в начале 50-х годов.

   Волею обстоятельств, после освобождения из сталинских лагерей, писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины. Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки», она не получала пенсии. Скудным убранством и единственным украшением её избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да два ярких дешевых плаката на стене. На склоне лет, тяжелобольная, Матрёна не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать себе кусок хлеба. Без какой либо особой демонстрации и нарочитости автор повествует, как бесконечно долго и упорно, почти ежедневно преодолевает эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. И не потому дело Матрёны не продвигается, что она не заслужила её у государства. Причина бесплодности этих усилий самая, к сожалению, обычная. Мы сталкиваемся в рассказе с совсем будничной картиной: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались...»

     В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. У Матрёны есть одна-единственная коза, но и для неё собрать сена «труд великий».      «У полотна,-объясняет Матрёна,- не скоси – там своих хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят –не колхозница, мол, теперь… Председатель новый, недавний присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

"Судьба Наташи Ростовой. В чем предназначение женщины?" Урок в 10 классе

На уроке рассматриваются не только вопросы, связанные с пониманием романа Л.Н.Толстого "Война и мир", но вопросы эмансипации женщины в 19 веке...

Судьба женщины - воина (презентация повести Н.А.Дуровой "Записки кавалерист-девицы")

Материал поможет в проведении урока внеклассного чтения по повести Н.Дуровой "Записки кавалерист-девицы"...

Историческая гостиная "Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба"

Проект посвящен истории женского образования и воспитания в России от славян и русов до закрытия Московского Екатерининского института в начале 20 века. Судьба нашего столетия в руках образованных жен...

Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)

Цели:-обучение учащихся элементам сравнительного анализа героев  драматических произведений на русском и тувинском языках с целью подготовки к домашнему сочинению «Мир, в котором нет любви (Судьб...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...