Разработка урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Цыганкова Лариса Павловна

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury5_klass.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок литературы

Тема урока: Владимир- Красное Солнышко?! Крещение Руси.                                                          Методы и технологии:                                                                                                                                    Репродуктивный; работа в группах; наглядно-иллюстративный;частичного поиска; технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности; коммуникативное обучение на основе сотрудничества; частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками                                                                                                                             Оборудование урока:                                                                                                                                                                             мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютер,тексты «Летопись временных лет.                                                                                                                                                                         Цели урока:                                                                                                                                         Познавательные: определить причины и оценить значение принятия христианства для Руси, сформировать представление о личности князя Владимира. Проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром.                                                                                                                                                                        Развивающие: развивать широкий спектр аналитических умений:умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты,развивать умения ведения дискуссии ,личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей; развивать умения анализировать текст исторического источника.                                                                                                                                     Ценностные (воспитательные):воспитывать толерантность у обучающихся, чувства уважения к прошлому своей страны,уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.                                                                                                                                                                                        1. Ход урока                                                                                                                                             Орг. момент.  Эмоционально- психологический настрой                                                                                                                                                                      (слайд № 1) Звучит колокольный звон .                                                                                                                                         Отечество моё! Россия!                                                                                                                                                                                    В тебе дух старины живёт.                                                                                                                                                           И ни одна ещё стихия                                                                                                                                                                           Не победила твой народ.                                                                                                                                                                                              Из тьмы веков ты восставала                                                                                                                                                                                                     И становилась всё сильней.                                                                                                                                             Святая Русь – твоё начало,                                                                                                                                                                                                           И князь Владимир в ней.                                                                                                                                                                            Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возра ждает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной  историей.                                                                                                                                                    (слайд № 2)  Тема урока:О чем мы будем говорить? (О Крещении Руси, о князе Владимире)                              -А почему стоит два знака?                                                                                                                                              Сегодня мы совершим путешествие во времени.Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам в Древнюю святую Русь.                                                                                                                                   (слайд№3)  Н.М. Карамзин писал: «История предков всегда лыбопытна для того , кто достоин иметь Отечество»    Найдите в этом высказывании ключевые слова (история , достоинство, Отечество)                                                                                                                                                                            -Что значит иметь Отечество?                                                                                                                                        -Как вы понимаете фразу «достоин иметь Отечество» ?                                                                                                                       2.Актуализация  знаний.                                                                                                                                               Он начал с наведения порядка на Руси                                                                                                                            Железною рукой громил болгар, поляков.                                                                                                                     Отправил он из Киева варягов,                                                                                                                                           И в веру  христианскую он русичей крестил.                                                                                                               О каком князе идёт речь?                                                                                                                                                А что является самым значимым событием в княжестве Владимира? ( крещение Руси)                               У вас на столах  лежат листки .Это « летопись» урока .Вспомним,что такое летопись?(Летопись- это запись исторических событий по годам). Вот  и мы будем записывать  самые важные события нашего урока,составлять свою  летопись.                                                                                           О князе Владимире сохранилось немало докуметов,но мы обратимся с вами к «Повести временных лет»                                                                                                                                                                                                                                      (отрывок из летописи) «И послал Владимир к Рогволду,князю полоцкому,говоря: «Хочу  взять дочь твою себе в жёны» Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка» .Владимир же собрал воинов многих, пришёл к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жёны»                                                                                                                                           -Как вы можете оценить поступок князя Владимира? (плохой)                                                                                    -Какие его личные качества проявились в этом поступке? (мстительность, жестокость)                                 В русских народных сказаниях- былинах –Владимир именуется « ласковым князем», Красное Солнышко.                                                                                                                                                                   Русская православная   церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.                                                                                                                       –Какое наблюдается противоречие при сравнении справочных и летописных сведений?                                               (В летописи Владимир описан как жестокий человек , а в народе о нём осталась добрая память)                                                                                                                                                                                3.Целеполагание. Формулировка проблемного вопроса.                                                                               Почему несмотря на такие низкие ,жестокие поступки, князь Владимир оставил о себе добрую память? Принятие христианства на Руси- явление закономерное или «прихоть» Владимира?                                                                                                                               Итак, в ходе ожесточённых междуусобных войн,в980 году великим князем киевским стал Владимир. Князь понимал, что  опираясь только на военную силу,трудно сохранить власть в своих руках, а государство единым. А что ещё нужно для укрепления государства и его процветания?( единая религия, духовное сплочение людей, объединение народа на основе веры )                                                                                                                                                                                                  А каких религиозных взглядов придерживались восточные славяне? (языческих)                                                                      Что такое язычество? Каких богов почитали славяне?( Перун,Сварог,Мокошь,Велес)                                      -Каковы преимущества единой религии  перед  язычеством? (государственное объединение на новой духовной основе, укрепление власти князя,приобщение Руси к новым духовным ,культурным ценностям)                                                                                                                                                                         -Какие религии исповедовали  в государствах- соседях Руси?( ислам,иудаизм,римская христианская церковь, христианская церковь Византии  )                                                                                                      Владимир мог выбрать любую, но остановился на православном христианстве. Почему? (СЛАЙД).На этот вопрос  вам поможет ответить фрагмент из летописи.  Работа в группах. Каждая группа выясняет,почему Владимир отверг религии соседей, кроме христианства.                                                             Ислам                                                                                                                                                                                          В год 6494(986).Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты , князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?»  Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание , не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жён, и  изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех; та и будет ему женой                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Но вот, что было ему нелюбо:обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив. сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»                                                                                  Западная церковь.                                                                                                                                                                   Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли  мы,посланные папой»,и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша,а вера  ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера- свет; кланяемся мы Богу, сотворившего небо и землю, звёзды и месяц и всё, что дышит. А ваша боги-просто дерево». Владимир же спросил их: «В чём заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе: « если кто пьёт или ест, то всё это во славу Божию», -как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого»                                                                                                                                     Иудаизм                                                                                                                                                                                                                                         Пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане,уча тебя каждый своей вере.Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога  Авраамова,Исаакового и Иаковля»И спросил Владимир : «Что у вас за закон?».Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу» Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?».И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам».Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты  Богом и рассеяны?Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были вы рассеяны по чужим землям.Или и нам того же хотите?»                                                                                           Фрагмент из фильма «Сказание о Крещении Руси»                                                                                                                       Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал именно православие?    Дискуссия                                                                                                                                                 5. Рефлексия.                                                                                                                                                                                                       Итак, князь Владимир увидел в христианстве силу, которая поможет удерживать под своей властью все славянские земли .Христианству присуще нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главное в христианстве не богатство и  власть, а совершенствование души.                                                                                                                                  Князь Владимир оставил  оставил  о себе добрую память. Он отказался от первобытного язычества, крестил Русь в  православное христианство. Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры.                                                                                                                                  Домашнее задание: Подумайте над смыслом из стихотворения Велимира Хлебникова                                                                                                                                                               Туда, где дух отчизны вымер                                                                                                                                         И где неверия пустыня,                                                                                                                                             Идите грозно, как  Владимир,                                                                                                                                             Или с дружиною «Добрыня»                                                                                                                                     Я поздравляю вас с Великим христианским праздником Крещения и благодарю за работу.                                                                                                                                                                       В Крещенскую полночь лица светлей:                                                                                                                Вскрывается небо -и звёзды трепещут так близко,                                                                                             Что верится, будто никто из возможных людей                                                                                                              Не сделает больно тебе ни сегодня, ни присно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...