памятка: анализ стихотворения
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературные тропы (средства худож. выразительности)
эпитет - художественное определение;
∙ сравнение;
∙ аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
∙ ирония - скрытая насмешка;
∙ гипербола - художественное преувеличение;
∙ литота - художественное преуменьшение;
∙ олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
∙ метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
∙ лирический герой – это не всегда сам автор, часто это двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта. - Лирический герой - абсолютно самостоятельное явление. Поэт как бы "примеривает" другой образ, пытается жить жизнью другого человека, героя..
b. Стилистические фигуры:
∙ повторы/рефрен;
∙ риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
∙ антитеза/противопоставление;
∙ градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
∙ инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
∙ умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
c. Поэтическая фонетика:
∙ аллитерация - повторение одинаковых согласных;
∙ ассонанс - повторение гласных;
∙ анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
∙ эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Стихотворные размеры:
Хорей – V \ – V
Ямб V – \ V –
Дактиль – V V \ –VV
Амфибрахий V–V \ V–V
Анапест VV– \ VV–
Виды рифмовки:
∙ аабб - парная;
∙ абаб - перекрестная;
∙ абба – кольцевая (опоясывающая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/05/picture-11771.jpg)
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372670-1387827661.jpg)
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424657-1395666291.png)
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-360609-1573583201.jpg)
памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/14/picture-1075826-1694650386.jpg)
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
- Мне нравится (2)