урок по обрядам казаков
план-конспект занятия по литературе (6, 7 класс) на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

В Баргузинском районе Бурятии возрождается казачество. В январе 2012 года в Баргузинской средней общеобразовательной школе открыт кадетский класс под руководством казачьего атамана Валерия Колесникова и есаула, директора школы, Валентины Ананьевны. На вопрос, от кого казаки будут защищать баргузинцев, казачий атаман перечислил: «Охранять общественный порядок будем, вести военно – патриотическую деятельность, военно – просветительную работу, лес охранять. Всего пятнадцать пунктов того, что предписано делать баргузинским казакам».

 История баргузинских казаков корнями уходит в далекий 17 век. Им село обязано своим возникновением. Тем не менее, Валерий Колесников – третий по счету атаман после Василия Галкина, основавшего Баргузинский острог в 1648 году и Василия Колесникова – последнего местного атамана, жившего еще в 17 веке. Планы у новых казаков грандиозные: есть желание воссоздать Баргузинский острог  как туристический объект. Созданное в 1851 году Забайкальское казачье войско этнически однородным не было, оно состояло из русских, бурят, эвенков. Характерным для казаков было считать себя именно казаками. 

             В 2017 году на базе нашей Усть-Баргузинской школы были открыты казачьи кадетские классы. В течение года ребята привыкали к новому статусу, были приняты торжественно перед строем в казаки кадеты, выступали на традиционных общешкольных сборах. Учебный год завершился совместным праздником с Баргузинской средней школой в целях преемственности. Было интересно увидеть, какие умения и навыки имеют кадеты Баргузинской школы. В 2018 году наши ученики  уже учатся в 6 классе: приобрели форму, с достоинством носят погоны, введено традиционное для казаков приветствие учителям.

           Хочется верить, что создание казачьих кадетских классов поможет в возрождении исторических и военно- патриотических традиций Российского государства и Забайкальского казачества, интеллектуального , культурного, физического и нравственного воспитания учащихся. В этих целях для детей организована внеурочная деятельность по различным кружкам : « Строевая подготовка», «История казачества», «Традиции и обряды казачества», «Казачья песня».

Вашему вниманию представляем внеклассное мероприятие по изучению обрядов, песен , танцев казаков. Считаем, что наша работа очень актуальна: потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по обрядам казачества31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:  Забайкальские  казаки, обряды и традиции

Цель:

Знакомство с основными обрядами  казачества.

Задачи:

  • познакомить  воспитанников с важнейшими обрядами и обычаями  казаков;
  • воспитывать  уважение  к культурному и традиционному наследию казачества;

 воспитывать умение вести совместную деятельность в форме общения на основе доброжелательности;

  • развивать интерес к культуре и традициям наших предков.

Ход

  1. Приветствие учителя и казачье- кадетского класса

Кадет-командир обращается к классу: Встать, равняйсь, смирно

Подходит к учителю для сдачи рапорта: Господин учитель, казачье-кадетский класс построен  на урок в составе 27 человек, отсутствующих нет.

Учитель: Здравствуйте, господа казаки-кадеты

Кадеты: Здрас

Командир класса: Вольно

Учитель: Садитесь

  1. Танец                                                                    
  2.   Учитель: Сейчас вы просмотрели казачий танец. Казачьи танцы энергичные, свободные; девушки буквально летают по сцене, их движения отличаются смелостью и даже дерзостью, движения наполнены резкими взмахами рук, ног, быстрыми шагами. Отличительная черта - положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое вольное настроение танцующих.

Все эти черты присущи казакам- сложной этносоциальной культуре.

  1. Прирастая Сибирью, русская земля озаботилась укреплением своих восточных рубежей. Эта непростая задача легла на плечи забайкальского казачества. То были люди особого склада - дерзкие в бою, выносливые в лишениях, презирающие смерть, верные присяге и воинскому товариществу. Девять полков из забайкальцев за всю историю своего существования не знали поражений на полях сражений. (слайд 1)

  История бурятского казачества берет свое начало во второй половине 18 века. У его истоков стоял выдающийся буддийский священнослужитель-Второй Пандито Хамбо лама Соднопил Хэтэрхеев. (слайд 2) Заботясь о воинах-казаках, Хамбо лама создал институт полковых буддийских священнослужителей, и первые 147 высококвалифицированных полковых лам стали нести военную службу на благо России. Верой и правдой служили бурятские казаки российскому трону, надежно охраняя новые южные рубежи молодой империи. Самыми яркими событиями воинской славы стали русско-японская война и Первая мировая. (слайд 3) Буддийское духовенство приняло тогда на себя все тяготы и бремя военного времени. В истории бурятского казачества есть свои великие герои - полные кавалеры ордена Святого Великомученника и Победоносца Георгия: старший урядник Бадмажап Очиров, бомбардир казачьей батареи Аюша Сакияев, урядник Сойбсан Бадмаев, урядник Семен Жаркой, подхорунжий Пантелей Прокофьевич Телешов  и т.д.(слайд 4)

И спустя столетие с небольшим, Правительство  России возрождает институт буддийских полковых священнослужителей, возрождает лучшие традиции казаков, вошедших в историю Отечества как отважные воины и защитники родных рубежей.

И в нашей школе в 2017 году были созданы казачьи- кадетские классы, которые только- только стали соприкасаться с культурой казачества, но уже сегодня они понимают всю значительность и роль этой культуры. (слайд5)

  1. Исполнение Гимна Забайкальского Казачьего Войска

«Батюшка - Забайкал» (слайд 6)

Ой, ты, наш казачий Батюшка, 

Наш родимый Забайкал! 

Никогда пред силой вражеской 

Ты папаху не снимал!



Ты вспоил рекой нас быстрою, 

Дал нам крепость горных круч, 

В-синеву Байкала чистую 

Вшил лампасом солнца луч.



С праотцов святою верой 

Живы мы, на зло врагам, 

Так отмерь нам полной мерою 

То, что любо казакам.



Мы храним Россию - матушку, 

Помним имя мы свое! 

Забайкал - наш славный батюшка, 

Мы ручаемся за все!

  1. О чем этот гимн? Как же вы поняли слова, ребята, из этой песни «Никогда пред силой вражеской Ты папаху не снимал», « В-синеву Байкала чистую Вшил лампасом солнца луч».? В чем состоит символика этих слов? В каких строчках заложен главный смысл? Лампасы – исторически закрепленный знак принадлежности к казачьему сословию. Донские и сибирские казаки нашивали лампасы красного, уральские – малинового, оренбургские – темно-голубого, астраханские, семиреченские, забайкальские, уссурийские и амурские – желтого цветов. Забайкальские казаки считают, что цвет желтого лампаса связан с лучом золотого Даурского солнца, наливным хлебным колосом, является символом плодородия. «шапка – продолжение головы, потерять шапку- потерять голову, символ чести и достоинства. (слайд 7)

  1. Если бы не было на белом свете забайкальского казачества, государственная граница России проходила бы сейчас по озеру Байкал, а то еще и западнее. Казаки не робели ни перед китайским богдыханом, ни перед монгольскими ханами, ни перед бесстрашными самураями микадо. На казацких костях навечно стал фундамент нашей границы от Тункинской долины до Владивостока. Это стражи российских границ.
  2. Откуда же такое бесстрашие, верность, мужество у казаков?

Конечно, нужно было не только учить военному искусству, но и правильно воспитывать будущих защитников Отечества, учить традициям и обрядам.

Что такое обряд? (Обряд- это последовательность действий, выполняемых людьми У казаков бытовали различные обряды: свадебный,  родильный, крестины, поминальный, проводы на службу ) . (слайд 8)

Так как же становились казаками? Интересно узнать?

Я вам уже сказала, что существует родильный обряд, каковы же его действия, в чем заключается воспитательная роль?

Сценка «Родильный обряд», действующие лица: казаки- гости, папа, мама, младенец

-Радость- то какая, казак родился!

-Здоровенько буллы

- Здорово, братья-казаки.

-Слава Богу (перекрестились)

 - У вас родился сын, в дар мы вам приносим ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы

- Эти подарки мы развесим на стене, где спит наш младенец, чтобы он видел, какие главные вещи в его жизни, а после 40 дней от рождения мы пойдем в церковь, и наш сын первый раз сядет на коня и в нашей семье будет настоящий казак.

-Желаем вам вскормить, вспоить и на коня посадить!

Мама исполняет колыбельную песню.

Что же вы,  ребята, увидели в этой сценке? (Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.)

 Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину.(слайд9)

 Первыми словами малютки были не привычные нам « папа и мама», а «но» и «пу» - как вы думаете, что они обозначают?

Понукать лошадь и стрелять.

  Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Юмористическая сценка:

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится.Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет,любит…

Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы.   

Слайд   10                                                                                      

Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков  из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню около церкви, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи.

Слайд11

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: сценка, действующие лица: молодой казак, родители, жена казака, родственники

- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке - Царю, как и деды, и отцы твои служили.

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом:

- Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, — обращался к жене, — жди меня, быть может, Бог даст — вернусь!

- Провожаю тебя на заре, провожаю тебя в дальний путь. Буду ждать тебя, сколько надо, только ты меня не забудь.(жена)

-Здесь мы тебе зашили землю нашу в мешочек, кто-то взял горсть земли у церкви, кто-то на кладбище с могилы отца, матери, мы взяли в саду у самого дома. Этот мешочек должен висеть на груди рядом с крестом. Если казаку суждено быть убитым, то родная земля первой ложилась ему на грудь.

-Гуляй, станичники, чтоб казак наш молодой проводы запомнил и службу верно нес!

Учитель: Песня лучший рассказ о душе казака. Именно через песню стала оживать казачья душа. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Песня звучала повсюду

ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО

Как на черный берег выгнали татары,
Супротив казаков сорок тысяч лошадей,
И покрылось поле, и покрылся берег,
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

Припев (дважды):

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить.

А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля, пуля ранила меня,
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля - моего коня.


Вот умру в степи я, над моей могилой,
Разнесет лишь ветер только сорную траву,
Где сложил под саблями, под саблями татарскими,
Буйну, да кудряву, да красиву голову.

Мы  все являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение  этого огромного материала. Поэтому мы должны не только  бережно хранить эти  традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь  дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды,  гордиться  казачьими корнями.

Ученик

Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню

У казаков есть еще три хороших правила, напомните мне:

Помни, брат, что у казаков:
Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство – закон.

На нашем занятии присутствуют гости, мы попросим их исполнить совместный  танец с элементами казачьих движений  под исполнение песни:

«Ой, при лужку, при лужке» Музыка, Сл: народные


Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, зануздаю

Шёлковой уздою.

Вот споймал парень коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпоры под бока,

Конь летел стрелою.

.Ты лети, лети, мой конь,
Ты не торопися,
Возле милого двора
Стань, остановися.


Когда казакам что-то нравилось, они говорили ЛЮБО. Любо ли вам было на нашем занятии? ЛЮБО.

Домашнее задание: подготовить проекты на тему «Традиции и обычаи казаков» (рисунки, макеты, презентации любого творчества)

  Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии.
  •  Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у школьников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .
  • Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому воспитанию детей;
  • Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
  • Воспитание гражданина,  духовно-нравственной личности школьника.
  • Выявить родителей, связанных с историей казачества.
  • Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
  • Распространить лучший опыт через оформление стенда по внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков.

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Праздники и обряды казаков....

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс

Разработка урока Кубановедения "Костюм казака и казачки" 5 класс, раздел "Искусство Кубани"...

Методическая разработка урока "Весенние обряды и праздники" 2 класс

Методическая разработка урока во втором классе по программе "Музыка"  авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина посвящена теме "Весенние обряды и праздники", позволит организовать процес...

Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

Учитель музыки Белова А.В.Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музы...

Презентация к уроку музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

1 слайд - Обряды и традиции  Руси.2 слад - Библейский сюжет3 слайд- Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету. Коленда –н...

Методическая разработка урока по кубановедению "Казак без веры-не казак!"

Методическая разработка урока кубановедения«Казак без веры – не казак!» учитель истории и обществознания Айрапетян Айкуи КароевнаТип занятия: урок новых знаний.Задачи и цел...