Литературная игра для учащихся 6 классов "Умницы и умники"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Борчаева Эльвира Шакмановна

Интеллектуальная игра для учащихся 6 классов. В задания включены вопросы по изученным в 5 -6 классах произведениям. Задания разноуровневого характера, что помогает вовлечь в игру всех участников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературной игры для учащихся 6 классов

Цели конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для продуктивности деятельности, эффективного общения и творческих способностей школьников.

Задачи конкурса-игры:

 • активизировать познавательную деятельность учащихся;

 • способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли;

 • создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность;

 • содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Планируемые результаты:

Личностные:

 • осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);

 • объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);

Метапредметные:

 • самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

 • работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, участники интеллектуальной игры «Умницы и умники». Мы рады приветствовать вас на нашем зале. Сегодня две команды учащихся 6-х классов покажут свои знания в области литературы. А оценивать ответы игроков будет «ареопаг» , что с древнегреческого означает жюри.____________________________________________________________

Игру мы начинаем с состязания капитанов команд.  (выходят капитаны).

Итак, первый конкурс: Конкурс красноречия

Отраженье исчезнувших лет,                                                                                                         Облегченье житейского ига,                                                                                                 Вечных истин немеркнущий свет —                                                                                                  Это — книга. Да здравствует книга!                                                                                                            Неустанных исканий залог,                                                                                                         Радость каждого нового сдвига,                                                                                                            Указанье грядущих дорог —                                                                                                                  Это — книга. Да здравствует книга!                                                                                                      Чистых радостей светлый исток,                                                                                                         Закрепленье счастливого мига,                                                                                              Лучший друг, если ты одинок, —                                                                                                     Это — книга. Да здравствует книга!

Перед началом игры капитанам команд было дано задание выступить с публичной речью на тему «Какую роль в моей жизни играет книга»:     Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, после чего вы выберете для себя дорожку.

(Выступление капитанов команд)

Уважаемые капитаны, вам предоставляется на выбор две дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:

 -На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.

 -На зеленой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.

Вопросы для капитанов

Темы

1. Литература и история.

2. Дети и детство.

3. Литературоведение

Литература и история 

Красная дорожка

  1. Откликом на какие историческое событие стала Басня Крылова «Волк на псарне» ( на события войны 1812 года).
  2. Какому событию посвящено стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». (Событиям Великой Отечественной войны)

Зеленая дорожка

  1. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Назовите автора этих строк, название произведения.

  1. Из какого произведения следующие строки? «Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный…. Один старец повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят…» («Сказание о Белгородском киселе»).
  2. Какому событию посвящено стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»?(Событиям Великой Отечественной войны).

Дети и детство

Красная дорожка

  1. Сколько мальчиков стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу в произведении И.С. Тургенева.  Назовите их имена.                                      (5: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня).
  2. Назовите автора произведения и название: « К полудню наш герой из жалкого бедняка превратился в богача, буквально утопающего в роскоши..   у него оказались двенадцать мраморных шариков, свистулька, осколок синего стекла от бутылки, чтобы глядеть сквозь него, пушка, сделанная из катушки ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать,  кусок мела, стеклянная пробка от графина…»                                ( Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»).

Зеленая дорожка

  1. И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок! Кто автор этих строк? (Некрасов «Крестьянские дети»)

  1. Назовите имя главной героини произведения Грина «Алые паруса». (Ассоль).
  2. «Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то, что, скажем, Байкал, но он сам его нашел и людям показал.» Назовите имя героя произведения Астафьева. (Васютка)

Литературоведение

Красная дорожка

  1. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. О каком литературоведческом термине идет речь? (Композиция).
  2. Стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное нередко сочетается с фантастикой . О каком жанре идет речь? (Баллада)

Зеленая дорожка

  1. Изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злилась». О каком художественно-изобразительном приеме идет речь? (Олицетворение)
  2. Меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения: «легок на помине», «бить баклуши». (Поговорка).
  3. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

Конкурсы в командах

Конкурс 1:  «Разминка»

Ведущий: К прилагательному КРАСИВЫЙ подберите как можно больше синонимов. Выигрывает та команда, которая подбирет наибольшее количество синонимов.

Подобрать как можно больше фразеологизмов со словом ВОДА

Продолжить пословицу по ее началу.

Конкурс 2: Домашнее задание – анализ стихотворения.  Участникам команд дается задание: выразительно прочитать стихотворение, назвать использованные в нем художественно-изобразительные средства.

Конкурс 3: «Угадай басню». Участникам команд нужно «показать» жестами, мимикой басню Крылова, а команда противников должна угадать название басни.

Конкурс 4:  «Верите ли вы, что…»

Конкурс 5:  «Кроссворд». Командам предлагается разгадать кроссворд.

Конкурс 6: «В мире кино». Вам предлагается просмотреть отрывки из известных кинолент и вспомнить авторов и названия произведений, по которым сняты фильмы.

Из какой басни афоризм : «А Васька слушает да ест»?

Назовите участников «Квартета»?

Какая басня заканчивается словами «А ларчик просто открывался»?

Кто сказал Стрекозе: «Ты все пела? Это дело; так поди же, попляши»?

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

Из какой басни Крылова следует мораль: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра для учащихся 8-9 классов "Помыслы сердца" Б.Ганаго

Литературная игра для учащихся 8-9 классов «Помыслы сердца» Б.Ганаго....

В гостях у сказки. Литературная игра для учащихся 5 классов.

Цель: обобщить знания о русских народных сказках, вызвать интерес к дальнейшему самостоятельному чтению и изучению сказок, затронуть межпредметные связи: литература и изобразительное искусство. В резу...

Литературная игра для учащихся 7 класса

Игру "Литературная шкатулка" можно использовать на уроках литературы в конце первого полугодия. Также презентацию можно использовать на школьных мероприятиях, проводимых в рамках предметных недель....

Литературная игра для учащихся 7 класса

Литературная игра может быть использована как внеклассное мероприятие.  В процессе игры учащиеся должны показать начитанность, умение работать в команде, умение составлять текст, умение понимать ...

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности учащихся, воспитывать любовь к литературе и художественному слову...