Представление Челкаша и Гаврилы о свободе (по произведению М. Горького "Челкаш")
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Мороко Ольга Ивановна

Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

 

Метапредметная тема: СВОБОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelkash.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                      КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

                                          литературы  в 8 классе

                       Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

                          ( по произведению М.Горького «Челкаш»)

Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

Метапредметная тема: СВОБОДА

                                                        Писатель изображает босяков людьми          

                                                         смелыми, сильными душой. Главное

                                                          для них – это свобода, которую они,

                                                          как и все мы, понимаем по-своему…

                                                                                                                                                             

                                                                                                 А.А.Волков 

 Цели урока:

 Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

 Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

 Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свобод.

 Задачи:

-проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен;

-совершенствовать навыки теоретического анализа.

                                                               Ход урока.

1.Оргмомент.    

-   Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

-Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.

 3.Работа с текстом (беседа)

Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

       — Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

       — Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов,  подвоЗящих  груз, металлический вопль желеЗных  листов... дребеЗжание  иЗвоЗчичьих телег...»?

       — Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

       — В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа?

В какой степени  море является своеобразным действующим лицом в рассказе?

       — И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа?  

       —  Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

  4.Словарная работа.

                                                Что такое свобода?

«Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд  «Учение о христианской свободе».

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь.

 « Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия. 

 5.   --- Как  представляют  свободу  Челкаш и Гаврила? Свободны ли они  на самом деле?   На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

                                       Составление таблицы

ЧЕЛКАШ

ГАВРИЛА

портрет

Смятое, острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый ,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом

Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

Отношение к деньгам

Бросил в Гаврилу бумажки;

«Разве из-за денег можно себя так истязать?»

Посмотрел на деньги ,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

« Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

Отношение к морю

Он, вор, любил море…Оно…очищало его от житейской скверны.

«Ничего! Только боязно.»

Понимание свободы

Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.

— Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша?  Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией?  Почему М.Горький, описывая эту  стихию, использует такие эпитеты : бескрайняя, свободная, мощная?

-   Сопоставьте  портрет Челкаша  с портретом  деревенского парня Гаврилы.

-  Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? ( смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу).

ВЫВОД:  их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех , но не свободен от зависимости)

- Определить отношение автора к Челкашу. ( См. таблицу, Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает,  что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его  жизни)

- Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле?

 ( «Я теперь... богач!» — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. )

6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

 -Что же такое истинная свобода?  Обладают ли ею персонажи рассказа Горького?  Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха?  (Грех ли это :

 -желание управлять людьми?

- желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом  можно ли помнить о БОГЕ?)

Таким образом,  Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком,  человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу».

7.Домашнее задание: на выбор

1. Написать продолжение рассказа «Как сложилась судьба Челкаша и Гаврилы?»

2. Эссе «Истинные ценности человека, какие они?»

3. Защита ассоциативно-предметных рисунков .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»....

ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).

ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»)....

Конспект урока "Проблемы выбора и свободы в произведении И. С. Тургенева «Муму»"

Нестандартный урокЦель: раскрытие авторского замысла, выбор приоритетов нравственных ценностей путем исследовательской деятельности и развития самопознания обучающихся....

Петр Михайлович Гаврилов. Герой Советского Союза. Защитник Брестской крепости.

Материал о герое Советского Союза Гарилове Петре Михайловиче. Может быть использован для проведения классных часов и Уроков мужества....

М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».

Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в  рассказе «Челкаш»....