Конспект урока по литературе в 11 классе. В.О. Пелевин «Хрустальный мир». Образ Петербурга
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Современная литература должна быть представлена на уроках. Небольшой рассказ Пелевина «Хрустальный мир» позволяет увидеть новый образ Петербурга. При анализе произведения повторяется ранее изученное. Художественный мир Пелевина своеобразен, интересен, что заставляет учащихся быть внимательнее при оценке ситуаций и героев, изображённых в произведении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_klass._v.o._pelevin.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока по литературе в 11 классе

Тема урока: В.О. Пелевин «Хрустальный мир». Образ Петербурга

Цели:

- обучающие: ознакомить обучающихся с творчеством В.О. Пелевина,  рассказом «Хрустальный мир»; раскрыть сложность рассказа;

- развивающие: совершенствовать навыки  и умения анализа художественного произведения; расширять и углублять предметную компетенцию;

- воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

Тип урока: урок освоения новых знаний

Оборудование:

- портреты писателя;                                       - выставка книг;

- выставка фотографий Петербурга;           - раздаточный материал

Задание к уроку:

- прочитать рассказ В.О. Пелевина «Хрустальный мир»;

- работа в группах:

  1. Биографы. Подготовить рассказ о жизни и творчестве Пелевина
  2. Историки. Приготовить исторический комментарий к рассказу
  3. Литераторы. Оценить образ Петербурга в литературе
  4. Лингвисты. Определить художественные особенности рассказа

 Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление знаний
  6. Рефлексия
  7. Дифференцированное домашнее задание

                                             Ход урока

                                                                     Петербург любили и ненавидели,

                                                                     но равнодушными не оставались…

                                                                                               Н. П. Анциферов

I. Организационный момент

   - Вы живёте в городе, которому немного лет, но этот город прочно вписался в историю и культуру России.

   - Каким вы видите город сегодня?

II. Целеполагание

   - Сегодня мы познакомимся с одним  произведением Пелевина, сложным и неоднозначным. Автор задаёт трудные вопросы, оценивает исторические события, предлагает читателю задуматься над прошлым и настоящим. Рассказ «Хрустальный мир» - глубокое и серьёзное произведение.

- Какие ассоциации вызывают слова из заголовка рассказа?

- Основная тема – присутствие героя в «плохой реальности», существование человека в эпоху исторических катаклизмов, самоопределение человека в страшной действительности.

III. Актуализация опорных знаний

     Работа группы «Литераторы»

- Кто из поэтов, писателей обращался в своих произведениях к образу Петербурга?

- Каким показан Петербург в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,

 И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского?

- Что символизирует этот город в произведениях разных авторов?

  1. Люблю тебя, Петра творенье…/А.С. Пушкин/

Поэт воспевает город как «град Петров», как символ величия, созидания.

  1.  Вчерашний день, часу в шестом,

                  Зашёл я на Сенную;

                  Там били женщину кнутом,

                  Крестьянку молодую. /Н.А. Некрасов/

Поэт показывает столицу глазами бедняка, испытывает сострадание к несчастным, обездоленным.

  1. «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…» /Н.В. Гоголь/

    Образ Петербурга у Н.В. Гоголя неоднозначен: в сборнике «Петербургские повести» создан таинственный, загадочный образ города.

  1. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпичи, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»

    У Ф.М. Достоевского и пейзаж, и интерьер, и уличные сцены – всё мрачное, серое, наполненное трагедией.

* Вывод. Писатели и поэты по-своему видят Петербург. И герои рассказа Пелевина дают разные оценки. Николай думает:

      «До чего же мрачный город…и как только люди рожают здесь детей,   дарят кому-то цветы, смеются…»

 В финале рассказа город преображается:

     «Трудно было поверить, что осенняя петроградская улица может быть так красива…это была Россия и было до того прекрасно…»

IV. Изучение нового материала

   1.  Работа группы «Литераторы».

Штрихи к портрету Пелевина. Заполнение карточки контроля о писателе.                    

      * Аналитическая беседа

- Какие чувства вызвал рассказ?

- На какие вопросы хотели бы получить ответы?

- Почему у Пелевина Петербург сужается до одной улицы? Какая традиция здесь ощущается?

- В чём проявляется двойственность Петербурга?

- Докажите, что Петербург является у Пелевина литературным героем.

- Почему в финале рассказа улица Шпалерная становится символом России?

- Что затрудняло чтение?

- Каким видите Петербург? Героев?

- Почему произведение можно назвать и оригинальным, и трудным?

      2. Работа группы «Историки» 

    * Сюжет произведения прост. Увлечённые разговорами о смене культурных эпох и принятием кокаина и эфедрина, два петербургских юнкера не выполнили приказ своего капитана: не пропускать по улице Шпалерной в Смольный штатских. А они позволили трём пешеходам пройти к Смольному.

     25 октября 1917 года финский рабочий Эхно Райхья провёл Ленина в Смольный. На Шпалерной идущих остановил патруль – два юнкера верхом на лошадях. Эхно начал ссориться с  патрульными, а Ленин тихо ушёл. Юнкера решили, что не стоит ссориться с оборванцами, а именно так те выглядели, и остались равнодушны к происходящему.

*  Связь с историей: использовано историческое имя Эйно Райхья; дата – ночь с 24 на 25 октября 1917 года. Пелевин использует клише-образ: бородка Ильича, его картавость, темное пальто, как в реальности, выделена любовь к «Аппассионате»  Бетховена. В образе сиделки можно увидеть черты Н.К. Крупской, жены Ленина, круглые, безумные глаза.

       3. Работа группы «Лингвисты». Анализ рассказа.

 *  Город в рассказе сужен автором до одной улицы, которая постепенно начинает оживать и вступает в диалог с Юрием и Николаем: «…улица словно вымерла, и если бы не несколько горящих окон, можно было бы решить, что вместе со старой культурой сгинули и все её носители». Трижды в рассказе улица названа « тёмной расщелиной, ведущей в ад». Это Шпалерная улица, ведущая к Смольному, сердцу революционного города. Петербург превращается в город призрак.

 *  Автор использует несколько способов для характеристики героев. Они цитируют А. Блока, говорят об австрийском философе Рудольфе Штейнере, немецком философе Освальде Шпенглере, модном в начале ХХ века режиссёре и драматурге Стриндберге. Юрий свободно говорит по-немецки.  Герои умны, начитаны, но развращены, наркоманы: нюхают кокаин, колются эфедрином.

   *Элементы фантасмагории. Ленин трижды являлся Юрию и Николаю: сначала в облике интеллигента, затем толстой женщины, инвалида в коляске, стремящихся в Смольный.

   *Соединяются два времени: Литейный проспект – символ прошлого, Смольный – будущее.

  *Особая лексика:

1) архаизмы / «весь день кофий пил», «али нет совести»/;

2) отражение внутреннего состояния / «На каждом углу большевики гогочут, семечки жрут»/ - экспрессивные слова;

 3) синонимы / «готовность даже не убежать, а именно задать стрекача»/;

4) антонимы /«За промежуток времени между двумя ударами копыт он успевал заснуть и пробудиться…»/

 *  Тропы:

  1. сравнение / «Инвалид закивал головой, прижал к груди гитару и заиграл. Играл он как-то странно, словно на раскалённой медной балалайке…»/;
  2. олицетворение / «улица словно вымерла…», «улица уже давно казалась мёртвой»/

 *Ключевое слово «фонарь» повторяется в рассказе более 10 раз.

   *Своеобразна звуковая деталь – скрип и скрежет сопровождает всё повествование: сначала это звук «железом по стеклу», а в конце слышен хруст стекла под колёсами тележки, хруст разбитой витрины. Повторяющиеся  звуки отражают крушение прежнего мира.

V. Закрепление знаний

- Основываясь на приведённом ниже высказывании, ответьте на вопрос.

              *«Пелевин обладает одним несомненным даром. Он умеет быть современным».           /П. Басинский, критик.  «Синдром Пелевина»/

- Что значит «быть современным»?

    Слово учителя. Книги В.О. Пелевина – произведения о духовной жизни России  ХХ – начала XXI века. Его тексты предъявляют серьёзные требования к интеллекту и эрудиции читателя. В книгах есть элементы философии, религиозных трактатов, фольклора, мифологии. У Пелевина богатая фантазия, прекрасное воображение, высокий художественный вкус, свой особый стиль. Он удивляет, поражает и даже шокирует. Читатель становится наблюдателем, участником происходящего в произведении. Стиль Пелевина – смешение литературных стилей и форм, пародирование, стилизация, афоризмы, анекдоты. Фантазия и реальность неотличимы, юмор и серьёзность неотделимы. Сюжет непредсказуем и динамичен. Пелевина называют последователем Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Смех писателя жесткий и горький, но за ним скрыт сам автор, верящий в добро и любовь.

VI. Рефлексия

- На страницах рассказа некоторые слова приобретают символическое значение. Найдите такие слова, объясните их значение.

 /фонарь, скрип, улица/

- Как вы понимаете название рассказа?

- Как автор относится к героям произведения?

VII. Дифференцированное домашнее задание

1. Сочинение – миниатюра «Мой любимый уголок Петербурга»

2. Эссе «Городские открытия…»

3. Визитная карточка по произведениям Пелевина         

 Приложение №1

                                    Произведения В.О. Пелевина

1991 – сборник «Синий фонарь»

1992 – роман «Омон Ра»

1993 – роман «Жизнь насекомых»

1996 – роман «Чапаев и пустота»

1999 – роман «Generation П»

2003 – роман «Диалектика переходного периода», «Из ниоткуда в никуда»

2005 – роман «Шлем ужаса»

2006 – роман «Empire V»

2009 – роман «t»

2011 – роман «S.N.V.F.F.»

2013 – роман «Бэтман Аполло»

2014 – роман «Любовь к трём цукербринам»

2015 – роман «Смотритель»

2016 – «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»

2017 – роман «iPhuck 10»

                                   

Приложение №2

                                     Премии В.О. Пелевина

1993 – Малая букеровская премия

1994 – премии «Интерпресскон»  и «Золотая улитка»

1997 – премия «Странник – 97»

1999 – немецкая литературная премия имени Рихарда Шёнфельда

2001 – лучшему иностранному писателю «Нонино – 2001»

2003 – премия Аполлона Григорьева

2004 – премия «Национальный бестселлер»

2007 – Национальная литературная премия «Большая книга»

2010 – премия «Большая книга»

2012 – премия «Электронная книга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...

Конспект урока по литературе. 6 класс "И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика".

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён ...