История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Филатова Екатерина Владимировна

История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Идейный замысел. Композиция. Фабула романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sozdaniya_gnv.pptx919.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Идейный замысел. Композиция. Фабула романа

Слайд 2

Содержание История создания романа Замысел автора Жанр Композиция Система рассказчиков Отклики на роман

Слайд 3

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. В. Г. Белинский

Слайд 4

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели. Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Слайд 5

Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа: В предисловии журналу Печорина: « Герой Нашего Времени , <…>, точно , портрет , но не одного человека : это портрет , составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии . « Но не думайте , <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков . <…> Будет и того , что болезнь указана , а как ее излечить - это уж бог знает ! « История души человеческой , хотя бы самой мелкой души , едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа , особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление . »

Слайд 6

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа. 1837 г. – наброски к повести «Тамань» (сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. ) 1838 – 1840 г.г . – публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840 г. – «Герой нашего времени» (первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие

Слайд 7

«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -« Отечественные записки » (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» - М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)

Слайд 8

Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени. В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий.

Слайд 9

Композиция романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Ж у р н а л П е ч о р и н а Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета «Тамань» «Княжна Мери» «Максим Максимыч » «Фаталист» « Бэла»

Слайд 10

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани . «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск ; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча . «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь « мирнова князя »; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч »: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию , снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем .

Слайд 11

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, исследовать историю души.

Слайд 12

Сюжет Фабула История жизни История души

Слайд 13

Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Человек чести, воин- ского долга, дисцип- лины; простодушен, добр, искренен Образованный офи- цер, кое-что знает о Печорине, о его стран- ном и противоречи- вом характере. Объ- ективная оценка. Человек, размышля- ющий о смысле жизни, о собственном назна- чении. Сам себя судит И казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинствен- ный и загадочный че- ловек, его нельзя по- нять, а его поступки нельзя объяснить Психологический Портрет героя. Попыт- ка дать объяснение не- которым поступкам. конкретный и реалис- тичный образ. Трагическая исповедь героя. Искренен перед читателем и самим собой.

Слайд 14

Отклики на роман Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма» В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества». Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа  и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация....

"Война и мир": история создания романа-эпопеи

Презентация рассказывает от истории создания и особенностях романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"

Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...

История создания романа

Презентация по роману "Война и мир"...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....