урок-игра по басням Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Арапчор Аянмаа Николаевна

Обобщающий урок-игра по творчеству И.А. Крылова в 5 классе. класс делится на 3 команды. Раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_basni_krylova.docx985.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по басням И.А. Крылова

Конкурс «Найди пару»

 Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

 Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.  Время выполнения – 3 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.Например:

СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ  ЗЕРКАЛО  ОБЕЗЬЯНА ВОРОНА        ЛИСИЦА

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

 Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Её мораль.

Басня.         

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут.

 Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

 Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков».

 Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

 Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

 Например:  Для команды № 1

 ВОРОНА И ЛИСИЦА

 Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;

 На ель Ворона взгромоздясь,

 Позавтракать-было совсем уж собралась,

 Да _________________, а сыр во рту держала.

 На ту беду Лиса близехонько бежала;

 Вдруг сырный дух Лису остановил:

 Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

 _______________ к дереву на цыпочках подходит;

 Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

 И говорит так __________, чуть дыша:

 «Голубушка, как хороша!

 Ну что за ____________, что за глазки!

 Рассказывать, так, _________, сказки!

Конкурс «Блиц-турнир»

 Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

 Время выполнения – 5 минут.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

Конкурс «Знаете ли вы?».

Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова. (Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. С. 85 – 87.)

Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 7 минут.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

 Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?

 На каком инструменте играл И. Крылов?

 Что вы знаете о детстве И. Крылова?

 Сколько басен создано И. Крыловым?

 Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

 Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

Конкурс «Картинная галерея»

 Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

 Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.  Время выполнения – 3 минуты. Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

Конкурс «Угадай басню»

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.  Время выполнения – 3 минуты.

 Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню..

Цитаты:

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

 «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

 «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)

 «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

Подведение итогов

Забавой он людей исправил,

 Сметая с них пороков пыль;

 Он баснями себя прославил,

 И слава эта – наша быль.

 И не забудут этой были,

 Пока по-русски говорят,

 Ее давно мы затвердили,

 Ее и внуки затвердят.

 Детям задаются вопросы:

 Как вы понимаете строки?

 Согласны ли вы с автором?

 Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему? Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

 Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;

 На ель Ворона взгромоздясь,

 Позавтракать-было совсем уж собралась,

 Да _________________, а сыр во рту держала.

 На ту беду Лиса близехонько бежала;

 Вдруг сырный дух Лису остановил:

 Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

 _______________ к дереву на цыпочках подходит;

 Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

 И говорит так __________, чуть дыша:

 «Голубушка, как хороша!

 Ну что за ____________, что за глазки!

 Рассказывать, так, _________, сказки!

«Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Её мораль.

Басня.         

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Цели: Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и  творческих способностей, логического...

Урок-игра по басням И. Крылова

Тема: Урок-игра по басням И. КрыловаЦели:Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова.Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и ...

урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)

урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры  нравятся детям. Цель урока:            выяснить уровень...

Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова

Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...

Урок-игра по басням Крылова

Урок содержит разного рода задания: по биографии автора, по содержанию басен, по теории итературы....

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;П...

Урок-игра по басням Крылова.

Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать»  по баснямИ. С. Крылова....