ИГЗ литература 7 класс
элективный курс по литературе (7 класс)

Сапожникова Татьяна Владимировна

ИГЗ литература 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_literatura_7.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Понуровская основная школа»

Ковернинского муниципального района, Нижегородской области

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/Т.В.Сапожникова

30.09 2017 год

Утверждаю

ДиректорМОУ__________/Е.Г.Овчинникова /

Приказ № 62-О

От  01.09.2017 года

Рабочая программа

Курса индивидуально –групповых занятий

«История в литературе»

7 класс

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Т.В.Сапожникова,

учитель русского языка и литературы

2017 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса индивидуально – групповых занятий «История в литературе» составлена с учётом  Федерального Государственного образовательного стандарта, «Программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5- 9 классы» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва и др. - М.: «Просвещение», 2016 г., «Примерной программы по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г.  и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений В.Я.Коровиной, В.И.Коровина и др.- М.:«Просвещение», 2011 г.

Рабочая программа курса индивидуально – групповых занятий «История в литературе» ориентирована на учащихся 7 класса.

Назначение программы данного курса: расширить и углубить знания учащихся по литературе и истории, сформировать разносторонне развитую личность, кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной В.Я. для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках.

   Главными целями изучения курса являются:

  1. интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе;
  2. стимулировать интерес к изучению истории и литературы;
  3. расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам;
  4. активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов.

Задачи курса:

  1. сформировать навыки работы в группе;
  2. развить  навыки анализа литературного текста;
  3. развить умения различать литературный вымысел и историческую действительность;
  4. научить выделять и аргументировать  разные точки зрения  на одну историческую личность.

   В основу данного  курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.

Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.

Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (конференция, путешествия, учебно-познавательная игра, викторина, творческая работа, презентация).

Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).

Выбор данных технологий, средств, методов и форм организации элективного курса позволит сделать учебный процесс интересным и разнообразным.

Данная рабочая программа рассчитана на 2017-2018 учебный год. На изучение курса отводится 35 часов из расчета 1час в неделю по базисному учебному плану.

В данной программе отсутствует система условных обозначений.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
  • определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Содержание тем элективного курса.

№ п\п

Название раздела учебного предмета

Кол-во часов

Виды  учебной деятельности

1

Введение в курс

1

Ответы на вопросы, запись лекции

2

Былины как один из первых исторических источников

3

Запись лекции, работа с текстом былин по группам, заполнение таблицы, доклады, тестирование

3

Русские летописи – источник знания о наших предках  

3

Запись лекции, работа с текстом летописи, викторина

4

Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории

4

Запись лекции, работа с текстом жития, викторина, сообщения учащихся

5

Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой

3

Запись лекции, работа с текстом, ролевая игра, диспут

6

Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина

2

  1. Выразительное чтение, устный ответ, участие в диалоге, тестирование

7

Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII

2

Выразительное чтение, устный ответ, пересказы, сравнительная характеристика героев, творческая работа

8

Пётр I-герой литературы и истории

4

Сообщения учащихся, диспут, запись лекции, тестирование

9

Споры о независимости Украины в истории и литературе

3

Сообщения учащихся, работа с текстом, диспут, пересказ, составление плана, характеристика героев

10

Крепостное право в Росси в освещении литературы

4

Ответы на проблемные вопросы, сообщения, работа с текстом

11

Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия

1

Сообщения учащихся, участие в диалоге

12

История жизни русских женщин-подвижниц

3

Путешествие по карте, сообщения учащихся, участие в диалоге, устный ответ

Итоговые уроки

2

Защита проектных работ

Итого

35

Тематический поурочный план

урока

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Виды

 деят-ти обучающихся

Дата

1

Введение в курс

1

1

1.1

Введение в курс

1

2

Былины как один из первых исторических источников

3

2

2.1

Отражение в былинах быта Древней Руси. Быт высших и низших сословий.

1

3

2.2

Владимир Красное солнышко – былинный герой и историческая личность.  

1

4

2.3

Исторические прототипы богатырей Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.

1

Тест №1

3

Русские летописи – источник знания о наших предках  

3

5

3.1

Вещий Олег и летописные предания о нём. Повесть временных лет о первых русских князьях.

1

6

3.2

  1. Образ Ярослава Мудрого в его Слове о пользе книг

1

7

3.3

Владимир Мономах в истории и в его Поучении

1

4

Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории

4

8

4.1

Жанр жития в древнерусской литературе

1

9

4.2

Александр Невский. Подвиг смирения и брани.

1

10

4.3

Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и житие.

1

11

4.4

Пётр и Феврония Муромские. Черты повести и жития в произведении «Житие Петра и Февронии Муромских»

1

5

Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой

4

12

5.1

Детство и юность Царя Ивана Грозного. Формирование качеств личности.

1

13

5.2

Зрелые годы царя. Тайна смерти Ивана Грозного.

1

14

5.3

Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

1

15

5.4

Опричнина в истории произведения «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

1

6

Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина

2

16

6.1

Вступление на российский престол Бориса Годунова. Личность царя Бориса.

1

17

6.2

Образ «Безмолвствующего народа» в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».

1

Тест №2

7

Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII

2

18

7.1

Пётр I и Карл XII. Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев.

1

19

7.2

Взгляд  А. С. Пушкина на героев истории и идея  поэмы «Полтава».

1

8

Пётр I-герой литературы и истории

3

20

8.1

Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра и в его личности.

1

21

8.2

Эволюция образа Петра в произведениях А. С. Пушкина.

1

22

8.3

Образ Петербурга в произведениях русских писателей.

1

Тест №3

9

Споры о независимости Украины в истории и литературе

3

23

9.1

Украина в российской истории. Воссоединение Украины с Россией.

1

24

9.2

Борьба за независимость Украины от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

25

9.3

Мазепа: предатель или герой?

1

10

Крепостное право в Росси в освещении литературы

4

26

10.1

История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян.

1

27

102.

Ужасы крепостного права, отражённые в литературе.

1

28

103.

Судьбы крепостных актрис. Прасковья Ковалёва-Жемчугова.

1

29

104.

Крестьянские восстания 30-х годов 19 века и их освещение в литературе.

1

Контр. работа №1

11

Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия.

1

30

11.1

Предпосылки и последствия восстания декабристов. Ход восстания и причины его неудачи.

1

12

История жизни русских женщин-подвижниц.

3

31

12.1

Биография М. Н. Волконской, Трубецкой, А. Муравьёвой, П. Анненковой и других жён декабристов.

1

32

12.2

Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины в поэме Н. А. Некрасова.

1

33

12.3

Влияние декабристов на развитие и образование Сибири.

1

13

Итоговые уроки

2

34

13

Защита проектов «Лики истории в литературе»

1

Защита

проектов

35

13

Конференция «Лики истории в литературе»

1

Защита

проектов

Итого

35

Тесты-3

Контр. работа -1

Защита

проектов-2

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.

  1. Агапова И., Давыдова М. «Занимательные литературные игры и викторины для детей». - М: Рипол Классик дом. XXI век, 2007
  2. Интернет-ресурсы:

Словарь языческой мифологии http://www.swarog.ru/b/bogatyri_1.php

 Мифы народов мира http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s10/a001036.shtml

 А. Невский http://a-nevskiy.narod.ru/

http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3682

http://www.abc-people.com/data/nevskiy/index.htm

 Пётр и Феврония

http://nicbar.narod.ru/petr_fevronya.htm

 Лихачёв о житии http://ppf.asf.ru/drl/great10.html

 Загадки Февронии http://www.pravda.ru/society/2005/8/26/80/19373_petrusfevrony.html

              3.Компьютер, мультимедийный проектор, экран

4. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. «Программа для общеобразовательных        учреждений по литературе 5- 9 классы»- М.: «Просвещение», 2011г.

5. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»-М: Просвещение, 2010

6.  «Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях»// автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2011

  1. Мордас Е.М. «Русский язык. Литература.5-11 класс: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины».-Волгоград: Учитель, 2009
  2. Портреты писателей
  3. «Примерная программа по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г.  
  4. Репродукции к произведениям писателей
  5. Слайд-лекции о жизни исторических лиц
  6. Электронно-методическое пособие «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс»

Лист внесения изменений.

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...