Социализация старшеклассников на уроках литературы.
статья по литературе (11 класс)

Лобанова Надежда Владимировна

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педагогического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особенностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Лобанова Н. В., учитель русского языка и литературы

ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа».

Социализация старшеклассников на уроках литературы.

         

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педагогического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особенностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.

Мы, взрослые, знаем, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление. Не каждый способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями. Человек живет среди людей и не всегда может выстроить с ними отношения. Вот почему в детских домах и школах-интернатах уделяется большое внимание проблеме социализации старшеклассников.

Педагогам важно сосредоточить усилия на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повешенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.

Юношеский возраст – это период, когда старшеклассники стремятся проявить себя в таких качествах, которые считают наиболее ценными, когда происходит врастание в культуру, развитие самосознания, самооценки уровня собственных требований; идет усиление процесса рефлексии, самоуглубления, поиска неповторимой ценности собственной личности. В этот период особо высока роль предмета литературы, который в значительной степени помогает реализовать нравственный компонент социализации.

Для моих учеников уроки литературы – это творческий процесс осмысления важных жизненных ценностей. Активно влияя на формирование учащихся, литература способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру. Поэтому одну из важных задач вижу в том, чтобы научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.

На мой взгляд, уроки литературы должны быть ступенью взросления личности. Опыт показывает, что в процессе обучения важно создание определенных нравственных ситуаций, в которых проявляются приобретенные учащимися знания. Ученик, постигая объективное содержание произведения писателя, находит в нем личностный смысл, пищу для размышлений, для глубоких переживаний. Он оценивает нравственные конфликты, ситуации, пробует поставить себя на место героя, и постепенно происходит процесс самопознания и самостроения личности. На каждом уроке стараюсь задавать вопросы, вызывающие живой отклик, истинные переживания. Так, например, после знакомства с повестями Ф.Абрамова «Пелагея» и «Алька» задаю вопрос: «Как каждый из вас поступил бы на месте Альки?» Наше поколение осуждает Альку, а современные школьники беспощадны и убеждены в том, что Алька по-своему права, что каждый человек сам пробивает себе дорогу в жизни, что и Пелагея виновата в том, что у нее выросла такая дочь. И становится понятно, что мы часто бываем не правы: прерываем ход мыслей учащихся, не даем им выражать свои чувства, отношение, торопясь делать выводы, свести произведение к идейному замыслу. Или, к примеру, урок-суд над Молчалиным, который можно проводить по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На этих уроках равнодушных не бывает. Одни обвиняют, другие защищают Молчалина. Рождается спор, который превращается в дискуссию о мужьях, о роли мужчины в семье. Положительно то, что учащиеся приходят подготовленными к таким урокам, высказывают свои суждения, опираясь на текст произведения, свой жизненный опыт. Даже вопрос о том, каков женский идеал у Л.Н.Толстого и согласны ли вы с ним в том, что женщина должна быть  прежде всего женой и матерью, может стать началом серьезного разговора о роли женщины в обществе, об идее святости дома, брака, семьи как опоры и залога личности.

Мы часто говорим со старшеклассниками об одной из самых горьких бед нашей жизни – равнодушии. О равнодушии, с которым постоянно встречаешься и среди молодых, юных. И вот на урок литературы приходит поэт Маяковский, олицетворяющий собой «великое неравнодушие». Поэт, для которого все: и труд рабочих Курска, и драма отравившейся Маруси, и Татьяна Яковлева, отвергнувшая его, поэта « размаха шаги саженьи» - все отзывается как личное, кровное, свое.

В экстремальных условиях бывает нелегко сделать выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам? Об этом размышляют одиннадцатиклассники на уроках, посвященных роману М.А.Булгакова «Белая гвардия». Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.

Анализируя, обсуждая, споря на уроках литературы, старшеклассники от частной истории, представленной в том или ином произведении, поднимаются до общечеловеческих проблем. Так, при изучении пьесы А.Вампилова «Старший сын» вниманию учащихся предлагаются вопросы:

- Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?

- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?  

В ходе дискуссии выпускники приходят к выводу, что духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей, очередной раз убеждаются в том, как важно хранить в себе способность к любви, прощению, состраданию.

В сущности, каждый урок литературы можно превратить в серьезный разговор о многообразии и сложности отношений между людьми, человека к обществу, общества к человеку. Настоящий урок литературы от начала до конца – набор тончайших воспитательных действий. Это урок воспитания человечности, активной жизненной позиции. При правильной и целенаправленной организации ценностно-ориентационной читательской деятельности школьников уроки литературы открывают большие возможности для саморазвития личности. Высвечивая в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека, учитель литературы значительно облегчает послешкольное включение своих воспитанников в среду социального взаимодействия. А принятые в юности идеалы могут служить им необходимой нравственной опорой, помогут определить свое место в жизни.



Предварительный просмотр:

 Лобанова Н. В., учитель русского языка и литературы

ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа».

Социализация старшеклассников на уроках литературы.

         

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педагогического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особенностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.

Мы, взрослые, знаем, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление. Не каждый способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями. Человек живет среди людей и не всегда может выстроить с ними отношения. Вот почему в детских домах и школах-интернатах уделяется большое внимание проблеме социализации старшеклассников.

Педагогам важно сосредоточить усилия на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повешенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.

Юношеский возраст – это период, когда старшеклассники стремятся проявить себя в таких качествах, которые считают наиболее ценными, когда происходит врастание в культуру, развитие самосознания, самооценки уровня собственных требований; идет усиление процесса рефлексии, самоуглубления, поиска неповторимой ценности собственной личности. В этот период особо высока роль предмета литературы, который в значительной степени помогает реализовать нравственный компонент социализации.

Для моих учеников уроки литературы – это творческий процесс осмысления важных жизненных ценностей. Активно влияя на формирование учащихся, литература способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру. Поэтому одну из важных задач вижу в том, чтобы научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.

На мой взгляд, уроки литературы должны быть ступенью взросления личности. Опыт показывает, что в процессе обучения важно создание определенных нравственных ситуаций, в которых проявляются приобретенные учащимися знания. Ученик, постигая объективное содержание произведения писателя, находит в нем личностный смысл, пищу для размышлений, для глубоких переживаний. Он оценивает нравственные конфликты, ситуации, пробует поставить себя на место героя, и постепенно происходит процесс самопознания и самостроения личности. На каждом уроке стараюсь задавать вопросы, вызывающие живой отклик, истинные переживания. Так, например, после знакомства с повестями Ф.Абрамова «Пелагея» и «Алька» задаю вопрос: «Как каждый из вас поступил бы на месте Альки?» Наше поколение осуждает Альку, а современные школьники беспощадны и убеждены в том, что Алька по-своему права, что каждый человек сам пробивает себе дорогу в жизни, что и Пелагея виновата в том, что у нее выросла такая дочь. И становится понятно, что мы часто бываем не правы: прерываем ход мыслей учащихся, не даем им выражать свои чувства, отношение, торопясь делать выводы, свести произведение к идейному замыслу. Или, к примеру, урок-суд над Молчалиным, который можно проводить по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На этих уроках равнодушных не бывает. Одни обвиняют, другие защищают Молчалина. Рождается спор, который превращается в дискуссию о мужьях, о роли мужчины в семье. Положительно то, что учащиеся приходят подготовленными к таким урокам, высказывают свои суждения, опираясь на текст произведения, свой жизненный опыт. Даже вопрос о том, каков женский идеал у Л.Н.Толстого и согласны ли вы с ним в том, что женщина должна быть  прежде всего женой и матерью, может стать началом серьезного разговора о роли женщины в обществе, об идее святости дома, брака, семьи как опоры и залога личности.

Мы часто говорим со старшеклассниками об одной из самых горьких бед нашей жизни – равнодушии. О равнодушии, с которым постоянно встречаешься и среди молодых, юных. И вот на урок литературы приходит поэт Маяковский, олицетворяющий собой «великое неравнодушие». Поэт, для которого все: и труд рабочих Курска, и драма отравившейся Маруси, и Татьяна Яковлева, отвергнувшая его, поэта « размаха шаги саженьи» - все отзывается как личное, кровное, свое.

В экстремальных условиях бывает нелегко сделать выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам? Об этом размышляют одиннадцатиклассники на уроках, посвященных роману М.А.Булгакова «Белая гвардия». Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.

Анализируя, обсуждая, споря на уроках литературы, старшеклассники от частной истории, представленной в том или ином произведении, поднимаются до общечеловеческих проблем. Так, при изучении пьесы А.Вампилова «Старший сын» вниманию учащихся предлагаются вопросы:

- Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?

- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?  

В ходе дискуссии выпускники приходят к выводу, что духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей, очередной раз убеждаются в том, как важно хранить в себе способность к любви, прощению, состраданию.

В сущности, каждый урок литературы можно превратить в серьезный разговор о многообразии и сложности отношений между людьми, человека к обществу, общества к человеку. Настоящий урок литературы от начала до конца – набор тончайших воспитательных действий. Это урок воспитания человечности, активной жизненной позиции. При правильной и целенаправленной организации ценностно-ориентационной читательской деятельности школьников уроки литературы открывают большие возможности для саморазвития личности. Высвечивая в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека, учитель литературы значительно облегчает послешкольное включение своих воспитанников в среду социального взаимодействия. А принятые в юности идеалы могут служить им необходимой нравственной опорой, помогут определить свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»

В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида»....

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами челов...

Учебно-исследовательская работа старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

В современной школе стали очень актуальными такие педагогические технологии как исследовательский проект и учебно-исследовательская деятельность.  Это объясняется переходом  к  деятельн...

Выступление на заседании МО "Исследовательский проект как метод социализации старшеклассников"

В своем выступлении я рассказала как я мотивирую старшеклассников на работу в проектах. Заинтересованность темой проекта дает хорошие результаты:  поиск  и отбор  материала в ...