Урок литературы в 5 классе на тему "И. А. Бунин. "Косцы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Фрибус Анна Петровна

Задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении.
  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
  • Учиться правильно оценить поведение героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока21.34 КБ
Файл презентация к уроку951.51 КБ

Предварительный просмотр:

И. А. Бунин «Косцы»

5 класс

Цели:

  • Обучающие: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев.
  • Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
  • Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении.
  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
  • Учиться правильно оценить поведение героев.

ХОД УРОКА:

 - Ребята, скажите, а что вы знаете о Нобелевской премии?

СЛАЙД (Но́белевская пре́мия  — одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества).

СЛАЙД (  Альфред Нобель)

В 1888 году Альфреда Нобеля «погребли заживо». В Каннах умер брат Нобеля — Людвиг, и по ошибке репортеров в газеты поместили объявление о смерти самого Альфреда Нобеля, а не его брата. Прочитав во французской газете собственный некролог под названием «Торговец смертью мёртв», Нобель задумался над тем, каким его будет помнить человечество. После этого он решил изменить своё завещание:

«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая — тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…»

- Почему мы говорим о ней на уроке литературы?

- Вы можете назвать лауреатов этой премии? А наших соотечественников, получивших ее? (Б. Пастернак, М. А. Шолохов, А. Солженицын, И. А. Бунин)

 Среди наших соотечественников, удостоившихся звания «Лауреат Нобелевской премии» в области литературы, есть и писатель, о творчестве которого пойдет речь на сегодняшнем уроке.

СЛАЙД ( И. А. Бунин. «Косцы»)

 - Как будет строится сегодня работа на уроке? (1. Познакомится с биографией писателя. 2. Выяснить историю создания произведения. 3. Познакомится с произведением. 4.  Ответить на проблемные вопросы)

1. Познакомится с биографией писателя.

СЛАЙД:

  1. К какому роду принадлежал Бунин? Каково его происхождение?
  2.  Где провел детство будущий писатель?
  3. В каком учебном заведении получал образование и почему его покинул?
  4. Какое образование получил И. А. Бунин?
  5. В каком году вышла первая книга его стихов?
  6. В каком году писатель получил Нобелевскую премию? За какие заслуги?

- Перед вами вопросы, ответы на которые вы найдете на стр. 3 вашего учебника. Ознакомьтесь с параграфом и письменно ответьте на эти вопросы в тетради.

Самостоятельная работа. Прослушивание конспектов учащихся.

- Какую задачу урока выполнили? (1. Познакомится с биографией писателя.)

2. Выяснить историю создания произведения.

 - Какой вопрос мы зададим на следующем этапе урока? ( Когда и при каких условиях Бунин написал рассказ «Косцы»)

 - Чтобы дать ответ на этот вопрос, нам нужно прочитать статью на стр.9 нашего учебника

Чтение статьи «Происхождение моих рассказов. Из заметок И. А. Бунина».  Прослушивание ответов  учащихся.

- Какую задачу урока выполнили? (2. Выяснить историю создания произведения.)

ФИЗМИНУТКА:

- Представьте себя колосьями пшеницы. Поднимите руки вверх. Солнышко греет вас своими лучами, вам очень тепло. Но вот подул легкий ветерок. Вас начинает качать из стороны в сторону. Еще сильнее. Но вот ветерок стихает. Вы успокаиваетесь и…тихонько присаживаетесь на свои места.

3. Познакомится с произведением.

  - Мы узнали как и когда было написано произведение «Косцы». Как вы думаете, почему произведение, написанное писателем в порывах тоски по родине, носит такое название? Кто такие косцы?

СЛАЙД

- Почему, тоскуя о родине, Бунин вспоминает именно их?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с текстом.

4.  Ответить на проблемные вопросы

РАБОТА В ПАРАХ:

Попробуйте выделить микротемы в тексте рассказа. Свой ответ каждая группа должна подкрепить примерами из текста. ( тема природы, труда, русской песни, родины)

 - Что вспоминает Бунин о деревне в данном рассказе?

- Каким изобразил характер русского человека Бунин в данном рассказе? Приведите примеры из текста.

5.  Подведение  итогов:

- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя.  Можем ли мы сказать, что рассказ «Косцы» тоже был посвящен этой теме?

 - ТАК – Почему, тоскуя о родине, Бунин вспоминает именно косцов?

Обратимся к плану нашего урока. Все ли задачи были выполнены?

РЕФЛЕКСИЯ.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Но́белевская пре́мия — одна из н аиболее престижных международных премий , ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования , революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества .

Слайд 2

Альфред Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме , Швеция . Он был химиком , инженером и изобретателем . В 1894 году Нобель приобрёл металлургический концерн Бофорс , который стал крупнейшим производителем вооружения. За свою жизнь Нобель накопил внушительное состояние. Большую часть дохода он получил от своих 355 изобретений, среди которых самое известное — динамит

Слайд 3

И. А. Бунин «Косцы»

Слайд 4

К какому роду принадлежал Бунин? Каково его происхождение ? Где провел детство будущий писатель ? В каком учебном заведении получал образование и почему его покинул ? Какое образование получил И. А. Бунин ? В каком году вышла первая книга его стихов ? В каком году писатель получил Нобелевскую премию? За какие заслуги?

Слайд 7

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...