Презентация по литературе на тему:" К.Бальмонт"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Петрова Лариса Васильевна

Данная презентация содержит иллюстративный материал к теме: "Биография и творчество К.Бальмонта" и может быть соотнесена с любым построением урока в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balmont_petrova_l.v.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт 1867 – 1942 Подготовила учитель литературы ГБОУ СОШ № 394 Петрова Л.В.

Слайд 2

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Дед поэта был морским офицером, отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835—1907) служил в Шуйском уездном суде и земстве: сначала — коллежским регистратором, затем мировым судьёй, наконец — председателем уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать «красоту женской души». Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и не была чужда некоторого вольнодумства: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».

Слайд 3

Первые десять лет жизни прошли в деревне. Всю жизнь Бальмонт с любовью вспоминал Гумнищи и родной край. В 1907 году он писал: «Я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек. В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озёра, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрёма, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка , трогательный подорожник - и сколько - и сколько ещё! «Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, — писал впоследствии Бальмонт, выражаясь обычным своим вычурным слогом, — Мои первые шаги, вы были первыми весенними песнями птиц, были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, первыми волшебными зарницами постигания , что зори подобны неведомому Морю и высокое Солнце владеет всем…»

Слайд 4

Учился в Шуйской гимназии. Из 7-го класса в 1884 году был исключен, по обвинению в государственном преступлении, но через два месяца был принят во Владимирскую гимназию, где кончил курс, прожив, как в тюрьме, полтора года под надзором классного наставника, в квартире которого ему было приказано жить. Потом, в 1886 году поступил в Московский университет, на юридический факультет. Науками юридическими занимался весьма мало, но усиленно изучал немецкую литературу и историю Великой французской революции. В 1887 году, как один из главных организаторов студенческих беспорядков, был привлечен к университетскому суду, исключен, и после трехдневного тюремного заключения выслан в Шую. Через год снова был принят в Московский университет. Вышел из университета через несколько месяцев, благодаря нервному расстройству. Через год поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Снова вышел через несколько месяцев и более уже не возвращался к казенному образованию.

Слайд 5

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.

Слайд 6

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор.

Слайд 7

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море

Слайд 8

И пышный цвет долин.

Слайд 9

Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

Слайд 10

Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.

Слайд 11

Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.

Слайд 12

Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто.

Слайд 13

Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.

Слайд 14

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце, А если день погас,

Слайд 15

Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

Слайд 16

Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведёт по пути золотому,

Слайд 17

Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом.

Слайд 18

Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!

Слайд 19

Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы,

Слайд 20

Воздух прозрачный и всё золотое.

Слайд 21

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты!

Слайд 22

Только не медлить в недвижном покое, Дальше, ещё, до заветной черты,

Слайд 23

Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы.

Слайд 24

Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!

Слайд 25

Бальмонта нередко причисляли к революционно настроенной молодежи, хотя, скорее всего, он был просто увлекающимся бунтарем, принимавшим участие в стихийных студенческих волнениях. Однако «неосторожные высказывания» о существующей власти служили поводом исключения его из гимназии и московского университета.

Слайд 26

Бальмонт несколько раз пытается получить специальность юриста, но вскоре понимает, что хочет серьёзно заниматься литературой. В 23 года он расстаётся с женой. Тяжело переживая разрыв, временами впадая в тяжёлую депрессию, он пытается совершить самоубийство, выбросившись из окна. Родные определяют его на длительное лечение. Лечение пошло на пользу, и Бальмонт полностью уходит в творчество.

Слайд 27

Издаётся несколько сборников стихов, о которых сочувственно отозвался В. Короленко, однако критики и читатели их не приняли. Но успех Бальмонту приносят блестящие переводы Ибсена, Байрона, Шелли, Лопе де Вега, Эдгара По и других поэтов и прозаиков. С середины 1890-х гг. Бальмонт занимает одно из ведущих мест в русском символизме, особенно после выпуска сборников «Под северным небом», «В безбрежности» и «Тишина». Он становится понятнее и ближе читателям. Его воспринимают как новатора, преобразователя стихотворных форм. Бальмонт в творчестве словно проходит два этапа. Неясное томление, фантазии, отход от реальности, а затем внезапное превращение в активную, революционную личность. Это особенно ярко выразилось в его «Лирике современной души» и сборнике «Будем как Солнце».

Слайд 28

Однако в 1905 г. в творчестве Бальмонта, по словам Блока, происходит «перелом». На протяжении 12 лет, с 1905 по 1917 год, выходит несколько сборников его стихов: «Литургия красоты», «Птицы в воздухе», «Хоровод времён, «Зарево Зорь», «Ясень. Видение древа», «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917). Но все его произведения встречаются более чем прохладно. Бальмонт подсознательно чувствует это и, чтобы набраться новых впечатлений, решает отправиться в путешествие. Еще в 1896-1897 гг. он посетил почти все европейские страны. В 1905 г. – Америку. В 1906-1913 гг. Бальмонт побывал в Египте, Африке, Австралии, Новой Зеландии, Полинезии, Цейлоне, Индии, Новой Гвинее, Канарских и Балеарских островах. В 1916 г. Бальмонт едет в Японию. Посещая различные страны, он изучает местные легенды, мифы и новые языки. Сам Константин Дмитриевич считал, что знает не менее 15 языков. Творчество народов мира вдохновляет его, и он с упоением занимается созданием очерков и новых поэтических сборников, в основу которых положены древние письменные источники. Например, индейские мифы вошли в книгу «Змеиные цветы», воспоминания о Египте – в книгу «Край Озириса», образы сказочной Океании воплотились в сборник стихов «Белый зодчий. Таинство четырёх светильников». Необходимо отметить, что переводы делались Бальмонтом с подлинников. Не особенно заостряя своё внимание на точности перевода, он стремился донести до читателей «дух подлинника». Не забывал поэт и о своей родине: Волга, Урал, Сибирь. Впервые побывав в Грузии в 1914 г. Бальмонт изучает грузинский язык, чтобы перевести поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Слайд 29

Бальмонт лояльно относится к новой власти, но, в отличие от Маяковского, считает, что поэт должен быть вне политики. Однако хаос гражданской войны Бальмонт принять не может и 25 июня 1920 г. навсегда покидает Россию.

Слайд 30

Во Франции поэт публикует в периодических изданиях разных стран свои произведения: «Дар Земле», «Песня рабочего молота», «Марево», «Стихи о России», «В раздвинутой дали», « Голубая подкова». В 1923 г. появляются две книги автобиографической прозы: «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Бальмонт работает над переводами европейских поэтов. В 1930 г. выходит в свет его перевод «Слова о полку Игореве».

Слайд 31

Последние годы Бальмонта мучает ностальгия по родине, он практически ничего не пишет. Умер Константин Бальмонт в 1942 г. в Нуази-ле-Гран , близ Парижа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

Презентация по литературе "Декабристы на Кавказе"

Представленный материал может быть полезен для проведения уроков в 7-9 классах....

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....

Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"

Презентация предназначена для уроков литературы  в 6 классе. Она посвящена рассказу  И. с. Тургенева "Бежин луг"...

Презентация по литературе " Русская литература 20 века".

Может использоваться в 11 классе в качестве обзорной лекции....