Урок-диалог по повести В.Быкова "Сотников"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Калюх Ирина Павловна

Задачи: показать нравственное испытание человека; задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким законам нравственности: совести, долга, человечности.     

Писатель изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Его герои оказываются в предельно драматических обстоятельствах; оказываются перед выбором. Сам В. Быков говорил, что историки должны исследовать войну, а писатели -  показать возможности человеческого духа на войне.  Проверка человека безысходностью: может ли он ее выдержать, при каких условиях, какие требуются для этого внутренние данные?

Проблемный вопрос:  Как достичь нравственной высоты, оставаясь человеком в бесчеловечных обстоятельствах?   

 Я приглашаю учащихся к диалогу, в процессе которого обсудим поведение героев повести В.Быкова «Сотников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-dialog_po_povesti_v.bykova_sotnikov.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - диалог «ЖИЗНЬ – ВОСХОЖДЕНИЕ?..»

(по повести В.Быкова «Сотников»)

Цель: проследить, как решается в повести В.Быкова «Сотников» проблема выбора и проблема нравственных основ подвига.

Задачи: показать нравственное испытание человека; задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким законам нравственности: совести, долга, человечности.

Ход урока

I. Введение в тему.

Жизнь — на вершины всходить и взойти. 
Жизнь — это значит не сбиться с пути. 
Трудно? Но пусть не робеет душа, 
В снежную бурю, под ветра гуденье 
Будем карабкаться, трудно дыша. 
Жизнь — восхожденье…

                                               (К.Кулиев)

Последняя строка стихотворения стала темой сегодняшнего урока: «Жизнь – восхождение?..»

  • Как вы объясните значение  слова «восхождение»?

(В прямом значении - подъем на какую-то высоту; в переносном – духовное восхождение, достичь нравственной высоты).  

   Задумавшись над  сюжетом повести «Сотников», В. Быков задался вопросом: «На что  способен человек, когда возможности отстоять исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

     Писатель изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Его герои оказываются в предельно драматических обстоятельствах; оказываются перед выбором. Сам В. Быков говорил, что историки должны исследовать войну, а писатели -  показать возможности человеческого духа на войне.  Проверка человека безысходностью: может ли он ее выдержать, при каких условиях, какие требуются для этого внутренние данные?

Проблемный вопрос:

  • Как достичь нравственной высоты, оставаясь человеком в бесчеловечных обстоятельствах?  

   Я приглашаю вас к диалогу, в процессе которого обсудим поведение героев повести В.Быкова «Сотников», а также увидим, как удалось режиссеру фильма «Восхождение» Л. Шепитько показать характеры Сотникова и Рыбака.

(На уроке работают три группы, каждая получила предварительное задание: 1 гр.- образ Сотникова; 2 гр. – образ Рыбака; 3 гр. – кадры из фильма «Восхождения»; собрать материал о съемках картины и др.)

II. Работа с текстом

  • Каковы ваши впечатления о героях повести?  

(Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью.)

    Две судьбы, два человека проходят перед нами: один, Сотников, выдерживает испытание и гибнет, другой, Рыбак, покупает себе  жизнь, становясь подлецом. Для того чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, остановимся на эпизодах повести.

Анализ текста (работа в группах)

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

  • Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры

Сотников

Рыбак

Портрет, физическое состояние

Физически нездоров

Полон жизненных сил

Социальное происхождение

Интеллигент, до войны работал учителем

Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

Как оказался в партизанском отряде

По идейным соображениям;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

  • Кто из героев вызывает большую симпатию? 

(Вначале – Рыбак своей практичностью, умением ориентироваться на местности, готовностью непременно выполнить задание)

  • Какие качества характера располагают к Рыбаку? 

(Чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову; заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает свое полотенце, чтобы он хотя бы шею обмотал. Делится с ним остатками своей порции пареной ржи; идет первым по снежной целине, прокладывая дорогу. Не трус, смело ведет себя в бою.)

  • Но что-то  настораживает в Рыбаке с самого начала? 

(Не очень–то считается с высокими нравственными принципами: «надо шапку – сними с мужика, или ещё как»; «болен - не ходи на задание», щами не побрезгует в доме старосты).

Живёт просто, практично, без особых раздумий над вопросами морали.

В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть.

    Мрачноватый, нескладный, угрюмый Сотников не сразу и не просто завоевывает наше уважение и симпатию. И даже поначалу к нему возникает какая-то неприязнь: зачем он, больной, пошел на это задание и только сковывает действия Рыбака?

  • Какими мы их видим в сложных жизненных обстоятельствах?

Вы получили задание   сопоставить поведение Рыбака и Сотникова в различных ситуациях  (1 и 2 группы представляют героев, попавших в одну и ту же ситуацию)

1.У старосты.

  • Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Готов идти на компромисс с врагом.

Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.

Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

(Сотников не позволяет разжиться более тёплой одеждой и шапкой, зная, как бедствуют в деревне мужики, не ссылается на болезнь, когда приходится пойти на опасное задание, «потому и не отказался, что другие отказались». Отвергает помощь и сочувствие жены старосты «не хватало ещё лечиться у старостихи». Нравственный максимализм проявляется и по отношению к старосте Петру. )

2.Перестрелка с полицаями.

  • Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
  • Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

Сотников

Рыбак

Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти

Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде

3.В хате у Дёмчихи.

   На чердаке избы Демчихи под дулом автомата «только какая–нибудь секунда отделяла их от этого последнего рубежа между жизнью и смертью. Рыбак встаёт первым. Он сдаётся, лишь бы отложить гибель, остальное не имело значения»

  • Что тревожит каждого из героев?

Дёмчиха

Рыбак

Сотников

Винит в своей беде палачей-фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям.

В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам.

Винит себя в аресте женщины и Рыбака.

4.В плену.

   Сотникова первым берут на допрос, считая, что тот быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой не оправдывает надежды полицаев (Фрагмент фильма «Сотников на допросе»)

Комментарий учащихся: Молчит даже под пытками. (гр. 3 комментирует образ актера, сыгравшего роль Сотникова)

  • Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

  • Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

 (Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

  • Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

Фрагмент фильма «Рыбак на допросе».

Комментарий учащихся: Оказавшись в плену, он чувствует, что есть какой-то шанс выбраться из этой переделки, но только если развяжет себе руки, т.е. отделит свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к падению.

   Решает, что с фашизмом можно играть в кошки - мышки, идёт от компромисса к компромиссу, погружаясь в пучину предательства: выдаёт дислокацию партизанского отряда Дубового (не свой же), предаёт Демчиху (До Демчихи ли тут, когда не знаешь, как самому выкарабкаться), Сотникова, старосту Петра. Только минуту замешательства почувствовал от предложения служить Германии. Мелькнула надежда «Жить – это главное. Всё остальное потом» (не даёт себе отчёта в роковых последствиях стать полицаем)

    У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». 

    А тринадцатилетней девочке Басе не хотелось жить, но она не выдала тех, кто её прятал. А Дёмчихе, у которой трое детей, жить не хочется? Но   перед смертью она проклинает ни Сотникова, ни Рыбака, которые у неё спрятались, а фашистов.

  • В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? 

(Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

  • Вспомните их диалог, зачитайте.

   Автор же видит причину падения Рыбака в несформированности его нравственности. Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения.

Накануне казни Рыбаку снится сон – история из его детства.

  • Как вы думаете, почему автор рассказывает эту историю в самом конце?

(Даёт Рыбаку последний шанс – ведь он не трус).

Но Рыбак не понял свой сон или не захотел понять.

  • Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак после допроса?

Сотников

Рыбак

Любую цену за возможность выжить не принимает.

Ради жизни способен пойти на предательство

    Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные. Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро. Суровые уроки преподала ему война, но он воспринимал те из них, которые  укрепляли его волю к сопротивлению обстоятельствам, какими бы они тяжкими ни были. Это в плену он убедился, что с теми, кто преодолел страх смерти, фашистские палачи уже ничего не могут сделать.

Фрагмент фильма «Сотников поднимается на эшафот».

Комментарий учащихся: - Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

  • Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

Фрагмент фильма.   Комментарий учащихся

  • Почему взгляд его останавливается на мальчике, Сотников смотрит ему в глаза?

 Сотников жил и боролся для людей, стремился сделать для них все, что было в его силах. Не случайно в последние минуты жизни, стоя уже с петлей на шее, Сотников захотел видеть людей. Поймав взгляд худенького бледного мальчишки в буденовке, он, понимая, как невыносимо ребенку зрелище казни, находит силы, чтоб поддержать его. Наверное, никогда не забудет мальчишка этой улыбки партизана, как сам Сотников не забыл подвиг седого полковника, когда был в плену. Так Быков в этом произведении подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а передаются из поколения в поколение.

    Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь. Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

  • Чем закончится  путь Рыбака?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Переступив через страшную черту, Рыбак все еще не понимает, что сотворил: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул обрубок. И то по приказу полицаев».  И лишь оказавшись среди выстроившихся после ликвидации полицаев, увидев страх и ненависть в глазах местных жителей, Рыбак наконец сообразил, что бежать ему отсюда некуда… Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

     Рыбак хорошо понимал, что перед ним машина, что она может убить. Но он не подозревал еще одного варианта: машина эта способна раздавить в человеке человека. Когда Рыбак поймет, что раздавлен машиной фашизма, у него появится намерение покончить жизнь самоубийством.

Фрагмент фильма «Попытка Рыбака повеситься». 

Комментарий  группы 3 о расхождении сюжета повести с фильмом.

    В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…

Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.            (Евангелие от  Матфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

     Настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев — Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни - это честь, долг, совесть.  Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.

    Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.

  • (3 группа) Комментарий к названию фильма:

Интересен  выбор названия фильма — «Восхождение». В этом слове и путь героев, и страхи, и противостояние,  и одновременно союз.  По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным.  Рыбак повторяет Сотникову, а скорее самому себе: «Я убегу, убегу…», но видит картины своей гибели. Страх смерти толкает на предательство…  И в конце лишь крик отчаянья.

III. Итоги урока.

  • Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек же, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

Слово учителя

     Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины», ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

    Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

    Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

    Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

IV. Домашнее задание:

письменный ответ на  вопрос: «Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости?» (в качестве аргумента используйте события, представленные в повести В.Быкова «Сотников» ).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"

В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....

урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"

Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков....

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс

Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе...

Урок-диалог «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Разработка урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ( 9 класс)Тип урока: урок-диалогЦель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лир...

Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»

Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»...