Басня как жанр литературы
методическая разработка по литературе (5 класс)

Гладкова Анна Вячеславовна

Урок литературы "Басня как жанр литературы" разработан для пятиклассников. Содержит теоретический и практический материал для изучения басни. Кроме конспекта урока представлены лист оценивания,рабочий лист. к конспекту разработана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_kak_zhanr_literatury.docx207.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Басня как жанр литературы»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: систематизировать знания о басне как литературном жанре через сравнение с жанром сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать задачу урока и стремится ее выполнить, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности,

Познавательные:умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

Личностные: проявлять навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: текст русской народной сказки и текст басни, карточки для речевой разминки, рабочий лист и лист самооценивания, презентация к уроку.

Цель этапа:психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу (четверостишие)

Учитель проводит речевую разминку.

1.Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!

2. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.

 - Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с двумя текстами: «Лиса и Тетерев» и «Ворона и Лисица». Это поможет нам сегодня в определении темы и целей урока.

Чтение басни и сказки по ролям.

 Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

 -Какой текст можно отнести к жанру «сказка»?

«Лиса и Тетерев»  

- Вспомните три вида сказок.

  Сказки бывают: волшебные,  бытовые, о животных.

- К какому виду сказок относится сказка «Лиса и Тетерев»?

 Это сказка о животных.

-А второй текст к какому жанру можно отнести?

Текст «Ворона и лисица» -   басня.

  Практическая деятельность. Сопоставление текстов и заполнение таблицы.

Целеполагание

-Итак, тема нашего урока – басня. Теперь давайте определим цели нашего урока.

На доске записано

 Узнать….

Научиться….

Узнать, что такое басня. Чем она отличается от сказок..

Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы

- Что нам нужно сделать, чтобы   узнать чем отличается басня от сказки ?

-Сравнивая сказку и басню, мы заполним таблицу «Сравнительная характеристика басни и сказки о животных»

 -Что общего в этих текстах, выявим общие черты.

-Как называется художественный прием, когда животные или неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют?

(Олитерация -перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют)

- А кто на самом деле подразумевается под животными?

 На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.

Этот прием называется аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

- Какие еще общие черты вы можете назвать?

- «Сказка – ложь, да в ней намек», - говорил А.С. Пушкин. Давайте поразмышляем, басня тоже имеет нравоучительный характер, как и сказка?

 - Да, нравоучительный характер – это общая черта сказки и басни.

-Определите, чему учат нас эти тексты?

В сказке и басне высмеивается лесть, глупость, лицемерие. В басне нравоучительный характер определить легче, так как есть часть, где об этом говорится.

В какой композиционной части басни это явно видно?

-в конце, под чертой

- Часть басни ( начальная или заключительная) с нравоучительным выводом называется моралью.  Наличие морали – это отличительная черта басни. Чем еще басня отличается от сказки?

Заполните оставшуюся часть таблицы, ответив на вопросы:

1. Кто является автором сказки, басни?

 - Главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки.

2. В какой форме речи (прозаической или стихотворной) созданы эти произведения?

3. В каком тексте точка зрения автора высказана явно, а в каком скрыто?

4. Какое произведение является жанром устного народного творчества, а какое – жанром литературы?

Учащиеся заполняют таблицу и зачитывают свои варианты.

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

  1. Герои – животные.
  2. Олицетворение.
  3. Нравоучительный характер.
  4. Небольшой объем.
  5. Есть сюжет.

  1. Автор – народ.
  2. Жанр УНТ.
  3. Прозаическая форма.

Скрытая авторская позиция

Б

А

С

Н

Я

  1. Автор – конкретный человек.
  2. Жанр литературы.
  3. Стихотворная и прозаическая форма.
  4. Аллегория (иносказание)
  5. Явная авторская позиция – мораль.
  6. Состоит из двух частей – рассказа и морали.

5.Физкультминутка

hello_html_m1f841bb8.jpg

- На основе заполненной таблицы в группе самостоятельно сформулировать определение жанра басни. Соотнести определения с литературоведческими терминами. (Басня, алегория, олицетворение, мораль)

Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Мораль- это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория-изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой-хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек.

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

- Итак, мы дали определению жанра «басня». Это литературный жанр, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались талантливые писатели Гесиод и Эзоп, много позже во Франции появится острослов Лафонтен. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов. В наши дни к этому жанру обратились поэты С Михалков, Л. Филатов и другие.

Со следующего урока мы будем подробно знакомится с баснями величайшего русского писателя И.А. Крылова. Но басни И.А. Крылова вам знакомы из курса начальной школы. Давайте проверим, помните ли вы их?

 - Попробуйте угадать басню И.А.Крылова по её морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.                             «Ворона и лисица»  

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.                                          «Волк и ягненок»  

  1. Когда в товарищах согласья нет, 

На лад их дело не пойдёт, 

И выйдет из него не дело, только мука.                                      «Лебедь, щука и рак»

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!                                                                 «Стрекоза и муравей»  

  1. А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.                                                       «Квартет»

Учащиеся дают определение жанра басни, сравнивают с определением в учебнике. знакомятся с краткой историей жанра басни. Отвечают на вопросы в рабочем листе.

 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель предлагает заполнить листы самооценивания, инструктирует учащихся.

Информация о домашнем задании

  1. Чтение басни «Ворона и лисица» по ролям.
  2. Индивидуальное: история развития жанра басни.
  3. Чтение в учебнике статьи о И.А. Крылове. (стр.58-59)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка «Лиса и Тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

Басня И.А.Крылова « Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна,вредна;

 Но только всё не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

_________________________________________________

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

да призадумалась,а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр ,- Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говрит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиепёрушки! какой носок!

И ,верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели,сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь- птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Рабочий лист

Задание 2. 

Жанры

Общие черты 

Отличительные черты 

С

К

А

З

К

А

 

Б

А

С

Н

Я

Задание 3.

Дайте определение.

Басня – это краткий……………или прозаический рассказ………….характера, имеющий……………….смысл.

Соедините стрелкой определение с литературоведческими терминами.

изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек

Мораль

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

Аллегория

краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Олицетворение

это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

басня

.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1. Кто является родоначальником жанра басни?_____________________________________

2. Какой французский писатель продолжил развивать жанр басни в XVII веке?__________

3. Кто самый известный русский баснописец?_____________________________________

Задание 5. Угадайте басню Крылова по ее морали.

  1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.__________________________________

  1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.________________________________________

  1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.___________________________________

  1. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!___________________________________________

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь._____________________________________

Лист самооценки работы на уроке литературы в 5 классе

Ф.И._____________________________________________

Тема_____________________________________________

Цель урока: ______________________________________

0-10 баллов

11-15 баллов

16-20 баллов

«3»

«4»

«5»

МОЯ ОЦЕНКА

Рефлексия «Мое настроение»

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению после нашего урока.

hello_html_63b65d84.jpghello_html_m2e41a1f2.gif

Текст для физминутки « Вот под елочкой зеленой»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Приседают с выдохом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...

Басня как жанр литературы

Презентация разработана к уроку литературы в 5 классе"Басня как жанр литературы"...

презентация "Басня как жанр литературы"

Басня, аллегория, мораль, творчество Крылова...

Басня как жанр литературы

Басня как жанр литературы...