Басня как жанр литературы
методическая разработка по литературе (5 класс)

Гладкова Анна Вячеславовна

Презентация разработана к уроку литературы в 5 классе"Басня как жанр литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse._basnya_kak_zhanr_literatury.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 5 классе

Слайд 2

Речевая разминка — Кра ! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!

Слайд 3

Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Тетерев

Слайд 4

Сравним «Ворона и Лисица» «Лиса и тетерев»

Слайд 5

ВСПОМНИМ Сказка Виды сказок: 1. Волшебная 2. Бытовая 3. Сказка о животных Басня

Слайд 6

Басня как жанр литературы

Слайд 7

ЦЕЛИ 1. Узнать … 2. Научиться…

Слайд 8

«Сравнительная характеристика басни и сказки о животных» Жанры Общие черты Отличительные черты С К А З К А Б А С Н Я

Слайд 9

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют

Слайд 10

Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек

Слайд 11

Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом

Слайд 12

Вопросы 1.Кто является автором сказки, басни? 2.В какой форме речи ( прозаической или стихотворной) созданы эти произведения? 3. В каком тексте точка зрения автора высказана явно, а в каком скрыто? 4. Какое произведение является жанром устного народного творчества, а какое – жанром литературы?

Слайд 13

«Сравнительная характеристика басни и сказки о животных» Общие черты Отличительные черты С К А З К А Герои – животные. Олицетворение. Нравоучительный характер. Небольшой объем. Есть сюжет. Автор – народ. Жанр УНТ. Прозаическая форма. Скрытая авторская позиция. Автор – конкретный человек. Жанр литературы. Стихотворная и прозаическая форма . Аллегория (иносказание) Явная авторская позиция – мораль. Состоит из двух частей – рассказа и морали. Б А С Н Я

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл

Слайд 16

Соотнесите и проверьте 1. Басня 2. Мораль 3. Аллегория 4. Олицетворение А Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие. Б Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. В Начальные или конечные строки басни с нравоучительным выводом. Г Крат кий рассказ нравоучительного характера

Слайд 17

Соотнесите и проверьте 1 – Г 2 – В 3 – А 4 - Б

Слайд 18

История развития басни . Эзоп Лафонтен

Слайд 19

Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий. В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский . Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера , А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева. Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев

Слайд 20

Басни Ивана Андреевича Крылова

Слайд 21

Экспресс - тест Кто является родоначальником жанра басни? Какой французский писатель продолжил развивать жанр басни в 17 веке? Кто самый известный русский баснописец? Эзоп Лафонтен И.А.Крылов

Слайд 22

Из каких басен строки? Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок

Слайд 23

« Ворона и лисица»

Слайд 24

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят

Слайд 25

« Волк и ягнёнок»

Слайд 26

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука

Слайд 27

« Лебедь ,щука и рак»

Слайд 28

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Слайд 29

« Стрекоза и муравей»

Слайд 30

А вы , друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.

Слайд 31

«Квартет»

Слайд 32

Самооценка 5-10 баллов – «3» 11 – 15 баллов – «4» 16 – 20 баллов – «5»

Слайд 33

Рефлексия « Моё настроение»

Слайд 34

Спасибо за урок!

Слайд 35

Домашнее задание Выразительное чтение басни « Ворона и Лисица» по ролям (в группах). 2. Чтение статьи учебника, стр. 58-59 3. Выучить определения (басня, мораль, аллегория, олицетворение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...

Басня как жанр литературы

Урок литературы "Басня как жанр литературы" разработан для пятиклассников. Содержит теоретический и практический материал для изучения басни. Кроме конспекта урока представлены лист оцениван...

презентация "Басня как жанр литературы"

Басня, аллегория, мораль, творчество Крылова...

Басня как жанр литературы

Басня как жанр литературы...