Методическая разработка урока по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
план-конспект урока по литературе

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matteo_falkone.rar2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

по теме

 "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".

 6-й класс

Цель урока:

Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения

Формировать УУД:

  • Личностные:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Регулятивные:

 - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с выборочным чтением текста художественного произведения;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;

  • Коммуникативные:

 - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту;

  • Познавательные:

 - умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.  

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять художественную деталь в произведении;

-  уметь выявлять смысловую и идейно-эмоциональную роль ключевых слов в произведении;  

- уметь оценивать поступки героев.

Личностные: уметь давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту.
  • Познавательные УУД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.

Задачи урока:

Образовательные: обобщать  знания, полученные в процессе изучения новеллы. Формировать умение оценивать поступки героев.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах.

Тип урока: анализ художественного произведения

Учебно-методический комплекс:

- Учебник «Литература» в 2-х частях для 6 класса общеобразовательных учреждений. Автор В.Я.Коровина (часть 2, раздел «Из зарубежной литературы»)

- Презентация

- Тетрадь

- Сигнальные карточки

Основные понятия: новелла

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа (в парах)

Межпредметные связи: история, география

Действия обучающихся: ответы на вопросы, работа со словарём, чтение с комментарием, пересказ текста

Диагностика результатов урока (итог урока): 

- Закончите предложение: прочитав новеллу П.Мериме, я понял..., почувствовал…, задумался о…; когда я прочитал(а) новеллу «Маттео Фальконе»,  мне захотелось...(приём «Незаконченное предложение»)

- Оцените свою деятельность на уроке: если вам понравился урок и вы активно работали – прикрепите цветок к вазе (приём «Ваза с цветами»)

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос, почему новелла  названа именем Маттео Фальконе

Оборудование: текст, компьютер, проектор, экран, слайды с иллюстрациями к произведению, портрет писателя, оценочные листы.

Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…

Лопе де Вега.

Ход урока:

I. Мобилизация (включение в деятельность)

Учитель.

  • Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь и поприветствуйте. Все готовы к активной работе на уроке?
  • Посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации. Прочитайте имя писателя. Известен ли он вам? Читали ли вы его произведения? (слайд 1)

Ученики

Да, дома мы прочитали его новеллу «Маттео Фальконе»

Учитель

  • О каком произведении какого писателя мы будем сегодня говорить?
  • Чтобы понять, о каких понятиях мы будем сегодня разговаривать, обратим внимание на слайд: перед вами стихотворение русского поэта А.Яшина и слова испанского драматурга Лопе де Вега (слайд 2). Давайте их выразительно прочитаем.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,                          

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

А.Яшин

Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…Лопе де Вега

  • Как вы думаете, почему разговор о новелле французского автора мы начинаем с этих строк?
  • Назовите ключевые слова этих высказываний? (честь и предательство) Можем ли мы применить эти понятия к новелле П.Мериме? Сформулируйте тему урока.

(«Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (слайд 3))

  • Запишите число и тему урока

II. Целеполагание

  • Сформулируйте цели и задачи урока, используя слова «вспомнить», «узнать», «научиться»

Ученики

Вспомнить содержание произведения П.Мериме «Маттео Фальконе», прочитанного дома

Узнать сведения об авторе произведения, его авторский замысел

Научиться анализировать прозаическое произведение, находить тему и идею новеллы, высказывать свои мысли о характерах героев и причинах их поступков

III. Создание проблемной ситуации (осознание недостаточности имеющихся знаний)

Учитель

  • Понравилась ли вам новелла? Всё ли было понятно?
  • Прежде чем мы приступим к анализу произведения, я хотела бы услышать ответ на вопрос, на который вы должны были ответить – правильно ли поступил Маттео Фальконе, убив своего сына?

                                    (ребята зачитывают ответы)

  • Ну а теперь попробуем разобраться в происходящем.
  • Как вы думаете, нужно ли знать о писателе, чтобы лучше понять смысл его произведений? Почему?  

 Перед вами выдающийся французский писатель-реалист, мастер новеллы Проспер Мериме. Родился он в Париже в семье художника и получил прекрасное и разностороннее образование. Получил образование юриста, долгое время служил, был чиновником, хотя   политика и  служебная карьера, которая складывалась очень успешно,  в жизни Мериме играли не первостепенную роль. Это было сложное  время в истории Франции, ознаменовавшееся разными  драматическими, а то и трагическими событиями: Великая французская революция, наполеоновские походы, в том числе и в Россию в 1812 году, восстановление королевской династии Бурбонов, пожизненная ссылка Наполеона   на о. Святой Елены. Во всей Франции образованные люди напряженно раздумывали над судьбой своей страны. Среди них был и Проспер Мериме, литературный дебют которого состоялся уже в 20 лет. П. Мериме в конце 20-ых гг. обратился к жанру новеллы, среди них  самые известные    — «Кармен», «Таманго» и «Маттео Фальконе».    Умер   писатель в 1870 году, не дожив нескольких дней до 67-летия.
(
слайд 4,5).

IV. Коммуникация (поиск новых знаний)

Учитель

  • Итак, какой жанр принёс наивысшую славу П.Мериме? (новелла) Что же такое новелла? (ответы учащихся) Предлагаю заглянуть в словарь литературоведческих терминов. (На слайде “Новелла– ).

НОВЕЛЛА (итал. novella), малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, необыденностью события и неожиданной концовкой. (слайд 6)

  • Подберите синонимы к слову «необыденность» (необычность, незаурядность)
  • Что же необычного, непривычного есть в сюжете анализируемой нами новеллы?

Для того чтобы понять это, предлагаю переместиться в 19 век. Сегодня мы с вами отправимся на остров Корсика во Францию. (слайд 7)

                         Сообщение учащегося (Чернова Алина)        

Действие новеллы «Маттео Фальконе» не случайно происходит на острове Корсика. Корсика — гористый остров в Средиземном море. Гора Мон-Сенто достигает высоты 2706 метров. Склоны гор покрыты средиземноморскими кустарниками, лесами. Корсика является департаментом Франции, но населяют его не французы, а корсиканцы — народ, который говорит на различных диалектах итальянского языка. Большинство корсиканцев — католики. Жизнь на острове отличается тем, что за столетия создалась особая, довольно замкнутая культура и традиция неприятия нового.
      Весь остров делился на кантоны, т. е. на несколько областей, выборная власть была сосредоточена в небольших городках. Города располагались в основном на побережье, горные районы были труднодоступны.
      В годы жизни П. Мериме французы считали корсиканцев дикарями, но интерес к культуре этого острова постоянно поддерживался тем, что человек, которым многие французы восхищались, несмотря на его поражение, — Наполеон Бонапарт — был родом с Корсики. Некоторые современники П. Мериме считали, что разумнее возвратиться к первобытным нравам, которые казались проще и даже лучше, чем нравы буржуазного общества.
      Описывая случай, который произошел на Корсике, П. Мериме обращает читателей — своих современников — к мыслям о том, на каких основах нужно строить человеческие отношения, заставляет думать о нравственных основах поступков и ценности человеческой жизни.

Каково место действия новеллы? Найдите описание в тексте.

В глубине острова среди диких скал и ущелий частые побеги вырубленных и выжженных крестьянами деревьев образуют густые заросли – маки. Человек может проложить в них дорогу лишь с топором в руках, а иные маки так разрастаются, что образуют неприступные джунгли (читать до муфлонов)

Таково место действия новеллы П. Мериме. (Слайд 8,9,10).

  • Какие же люди живут здесь и какими чертами характера обладают? Кто главные герои новеллы?   Каким вы увидели главного героя?    (слайд 11)

  1. Найдите описание портрета Маттео Фальконе. Новелла называется «Маттео Фальконе». Кто это такой?

Главный герой.

  1. Расскажите о главном герое по плану:
  • Социальное положение;
  • Портрет;
  • Его прошлое;
  • Отношение к нему людей.

Социальное положение;

Маттео Фальконе был довольно богатый человек по  тамошним местам; он жил честно, то  есть  ничего  не  делая,  на  доходы  от  своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя  с места  на  место.  

  • Портрет;

На вид не более 50 лет.      Человек   небольшого  роста,  но крепкий, с вьющимися черными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи.

  • Его прошлое;

В  Корте,  откуда  он  взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл  за  человека опасного, как на войне, так и в любви. Когда  эту  историю  замяли,  Маттео женился.  Жена  Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что  приводило его в ярость) и наконец сына, которому он дал  имя  Фортунато,  -  надежду семьи и продолжателя рода.

  •  Отношение к нему людей.

Его считали таким же хорошим другом, как  и  опасным  врагом; впрочем, услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порто-Веккьо.

  • Вывод: Итак, Маттео Фальконе - типичный корсиканец, умеющий метко стрелять, решительный, гордый, смелый, сильный, соблюдает законы гостеприимства и готов прийти на помощь любому, кто её попросит. Об этом мы узнаём из первой части новеллы. это сильный, героический характер, не способный на компромиссы, не отступающий от жизненных правил, по которым живет в обществе. И даже среди прочих людей, храбрых и сильных, Маттео  Фальконе исключительный. Также мы узнали, что у Маттео есть долгожданный, единственный и очень любимый им сын, надежда и наследник.
  • Как звали мальчика? (Фортунато – счастливчик).
  • Какую историю, произошедшую с Фортунато, рассказывает нам автор? (пересказ)
  • В каком эпизоде наиболее ярко проявились черты характера Фортунато? (история с Джанетто)

                               Инсценирование эпизода. (слайд 12)

  • Вдумайтесь в слова и поступки мальчика.  Какие черты его характера раскрывает автор? (Сообразительный; хитрый; осторожный; помог человеку, извлекая собственную выгоду).
  • Что придумал мальчик, чтобы жандармы не заметили человека, которого он спрятал? (кошка)
  • Как разговаривает мальчик с жандармами? (Ведёт себя уверенно, хладнокровно, пытается их запутать, не боится, даже подсмеивается).
  • Почему десятилетний ребёнок так уверенно ведёт себя с жандармами? (Его отец очень сильный и уважаемый человек, его многие боятся. Мальчик чувствует его силу и защиту, поэтому так ведёт себя с жандармами).

Итак, это первая часть рассказа о мальчике.  Подберите заголовок к первой части рассказа о мальчике. (                            ).

  • А как можно назвать 2 часть новеллы?

Работа в группах: подберите заголовок ко второй части рассказа о мальчике.  (Предательство).

  • Почему вы так назвали вторую часть рассказа?
  • Вы осуждаете поступок Фортунато? Почему?
  • Поступил бы так его отец Маттео? Почему?
  • Как отнесётся к такому поступку своего сына человек, с которым мы познакомились в начале новеллы (человек достоинства, чести, смелый, гордый…). Кем он считает своего сына? (предателем) Из чьих уст слышит отец это страшное для себя слово? Как показаны его чувства в тексте?

(Ответы учащихся. Докажите текстом).

Вывод: отец был очень расстроен поступком сына, никогда ещё в роду Фальконе не было предателей.

  • Вы могли предположить, чем закончится произведение? Как поведёт себя Фортунато и как поведёт себя его отец после произошедшего случая? Ведь дом многоуважаемого Маттео – теперь дом предателя!

Произошло ужасное: отец убил своего единственного сына, маленького мальчика, которому всего лишь десять лет. Дикие нравы на Корсике диктуют Маттео жестокую расправу с ребенком.  «Дом предателя» - фраза обожгла  необузданного корсиканца, кровью родного сына он смывает «позор» с себя и своего дома. В таких закрытых обществах, каким   являлось корсиканское общество в то время, очень сильны семейные связи, чем больше семья, тем больше ружей, на которые можно рассчитывать в случае чего, кровная месть считалась делом чести, огромное значение имеет позиция силы. Разве Маттео для кого-то является другом? Он хороший друг в той же мере, что и опасный враг.

Осуждаете ли вы поступок Маттео? (Ответы учащихся).

Предлагаю поднять сигнальные карточки (слайд 13)

Кто считает, что Маттео прав, и он не мог поступить иначе – поднимает синюю карточку.

Кто считает, что Фортунато не заслуживает такого жестокого наказания, кто на стороне мальчика – красную.

Попробуем встать на место героев и понять их. Все, кто проголосовал за Фортунато и поднял красные карточки, составляют вопросы от имени Фортунато к своему отцу Маттео.

Те, кто поднял синие, – от имени отца к сыну

Проводится спор-беседа.

Вывод: Кто же такой Маттео Фальконе: герой или убийца? .(слайд 14)Человек с огромной силой воли, железным характером, сумевший убить даже собственного сына, чтобы наказать предательство… или жестокий убийца, который, чтобы сохранить своё доброе имя, убил своего маленького сына?

(ответы учеников)

Вопрос этот, наверное, навсегда останется открытым. Он много раз освещался в литературе. Например, М.Горький в «Сказках об Италии» рассказал историю о матери и предателе-сыне (слайд 15)

Пахомова Карина

Сообщение-пересказ

Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо…В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.

Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец.

Теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей.

Однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась.

Мать изменника спросила:

— Муж?

— Нет.

— Брат?

— Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.

Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..

Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.

Мать сказала ему:

— Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…

Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:

— Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.

И задремал на груди матери, как ребенок.

Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города: (слайд 16)

— Человек — я сделала для родины всё, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

 

V. Контроль

  • Чем похожи и чем различаются истории, рассказанные П.Мериме и русским писателем М.Горьким?(похожесть – убийство из-за предательства, различие – мать убивает себя) Почему мать убивает себя? (любит сына, не представляет жизни без него).
  •  А разве Маттео не любит Фортунатто? Почему же тогда решается на убийство?
  • Можно ли, по мысли П.Мериме, простить предательство?
  • Что оказалось поруганным в этих историях? Ради чего совершены страшные убийства? (ради защиты чести)
  • В следующем учебном году мы будем изучать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» В ней мы сталкиваемся с подобной ситуацией.

  • Просмотр отрывка из художественного фильма «Тарас Бульба»

  • О чести люди задумывались во все времена, считая, что это главная черта любого человека. Свои взгляды народ отразил в пословицах.
  • Какие пословицы о чести хранит народная память? (слайд 17). Какая из них может послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку? Запишите её.
  • Почему такое большое значение придаётся чести?

Вывод: слова Евтушенко (На доске)

Честь – главная черта человека, она является мерилом его человеческого достоинства.

Учитель

На чьей же стороне правда? Вопрос остаётся открытым. Дома вы поразмышляете над двумя высказываниями: французского писатель А.Дюма, который говорил, что «самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать», и Лопе де Вега, который считал, что «кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…»,(слайд 18)  и письменно ответите на вопрос, почему новелла П.Мериме  названа именем Маттео Фальконе. (слайд 19)

Наш урок подходит к концу. Давайте сделаем выводы.

VI. Рефлексия:

Закончите предложение (слайд 20)

Прочитав новеллу П.Мериме, я понял..., почувствовал…, задумался о…,

Когда я прочитал(а) новеллу «Маттео Фальконе»,  мне захотелось...

Домашнее задание:

Почему же всё-таки автор назвал свою новеллу “Маттео Фальконе” – именем убийцы собственного сына?

ОЦЕНКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка уроков по книге Олега Шестинского «Блокадные новеллы»

Великая Отечественная война ушла в историю,  но не ушла из истории. И мы сегодня, благодаря произведениям многих писателей,  можем приобщиться к этой истории. Несомненный интерес представляю...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...