Рабочая программа "Литературная гостиная" для 5-9 классов
рабочая программа по литературе
Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по два часа в неделю. Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы | УТВЕРЖДАЮ Директор школы О. П. Медведева |
Протокол № __________ от «__»________2018г. | Приказ № __________ от «__»________2018г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
5-9 классы
Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна
с. Мужи, 2018 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по два часа в неделю. Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Цель программы:
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Формы работы:
- Экскурсия в библиотеку;
- Презентация прочитанной книги;
- Выставка прочитанных книг;
- Викторина;
- Конкурс иллюстраций к любимой книге;
- Конкурс чтецов;
- Практические занятия с элементами игр;
- Дидактических и раздаточных материалов;
- Групповые занятия под руководством учителя;
- Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
- Индивидуальные консультации.
Описание места учебного курса:
Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Краткое содержание курса по темам:
Тема №1. Литературная гостиная.
Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Проектирование деятельности. Составление плана мероприятий на год.
Тема №1. Волшебный мир сказок.
Литература как институт искусства. Сказка как часть детской субкультуры. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторская сказка. Фэнтези. Сопоставительный анализ изученного материала.
Тема №2. Мир поэзии.
Знакомство с русскими поэтами. Изучение основ стихосложения и литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация литературно-музыкальных вечеров.
Тема №3. На страницах русской классики.
Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор. Пьеса. Разработка и организация собственных театральных представлений. Участие в школьных мероприятиях.
Учебно-тематическое планирование:
Раздел | Тема | УУД. Деятельность учащихся | Количество часов |
Литературная гостиная | Предметные умения: Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) | 3 | |
Волшебный мир сказок | Предметные умения: Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с русским народным творчеством и сказками мира; умение разграничить понятия «авторской сказки» и «народной сказки» как части фольклора. | ||
Мир поэзии | Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Учасие в литературно-музыкальных вечерах. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 12 | |
На страницах русской классики | Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 10 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ урока | Тема урока | УУД. Деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту | ||||
| ||||||||
1. | Вводное занятие. | Предметные умения: Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) | 6.09 | |||||
Понятие «Литературная гостиная». | ||||||||
2. | Проектирование деятельности «Литературной гостиной» на учебный год. | 13.09 | ||||||
Литература как искусство слова. | ||||||||
3 | Литература как искусство слова. | 20.09 | ||||||
| ||||||||
4 | Сказка. | Предметные умения: Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с русским народным творчеством и сказками мира; умение разграничить понятия «авторской сказки» и «народной сказки» как части фольклора. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
| 27.09 | |||||
Сказка как часть детской субкультуры. | ||||||||
5 | Немецкие народные сказки. | 4.10 | ||||||
Русские народные сказки. | ||||||||
Виды русских народных сказок. | ||||||||
Былички. | ||||||||
6 | Сказки народов мира. | 11.10 | ||||||
Сказки народов мира | ||||||||
Сказки народов севера | ||||||||
7 | Авторская сказка | 18.10 | ||||||
Виды авторской сказки сказка | ||||||||
8 | «Сказка его жизни». Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Г. Х. Андерсена. | 25.10 | ||||||
9 | Литературные сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 8.11 | ||||||
Современная сказка | ||||||||
10 | Фэнтези как вид современной сказки. | 15.11 | ||||||
Мир поэзии | 14.01 | |||||||
11 | Анализ художественного текста (поэзия) | Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Участие в литературно-музыкальных вечерах. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 22.11 | |||||
12 | Хронотоп. Образ пространства в поэтическом произведении | 29.11 | ||||||
13 | Хронотоп. Образ времени в поэтическом произведении | 6.12 | ||||||
14 | Песенное творчество | 13.12 | ||||||
15 | Басня как жанр | 20.12 | ||||||
16 | Природа в поэзии | 27.12 | ||||||
17 | Поэты серебряного века | 10.01 | ||||||
18 | Лирический герой и автор | 17.01 | ||||||
19 | «Любви все возрасты покорны». Стихи о любви | 24.01 | ||||||
20 | Современная русская поэзия | 31.01 | ||||||
21 | Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» | 7.02 | ||||||
22 | Основы стихосложения. Пробы пера | 14.02 | ||||||
| ||||||||
23 | Интерпретация художественного текста | Предметные умения: Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали . Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Коммуникативные умения: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | 21.02 | |||||
24 | Фантастика в литературе. Русские писатели – фантасты | 28.02 | ||||||
25 | Поттериана. Другой мир. Литературный вечер | 7.03 | ||||||
26 | «Все начинается с любви» | 14.03 | ||||||
27 | Подготовка сообщений «Писатели-юбиляры» | 21.03 | ||||||
28 | Святочные гадания | 4.04 | ||||||
29 | Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 11.04 | ||||||
30 | «Афганистан – незаживающая рана». Литературно-музыкальная композиция | 18.04 | ||||||
31 | День памяти Пушкина. Литературный вечер | 25.04 | ||||||
32 | Обсуждение и подготовка иллюстраций к различным произведениям | 2.05 | ||||||
33 | Широкая Масленица | 16.05 | ||||||
34 | «Великий подвиг не забыт». Произведения о ВОВ | 23.05 | ||||||
35 | Подведение итогов работы | 30.05 |
Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Предметные результаты:
- Расширение литературного образования, предусмотренного программой;
- Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,
- Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
- Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
- Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
- Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
- Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
- Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
- Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец.дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс
поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-956036-1507551287.jpg)
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...