урок литературы к 8 классе "Нравственные проблемы рассказа Л. Н. Толстого "После бала""
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

урок литературы. анализируем произведение Л. Н. Толстого "После бала". учимся находить проблемы в тексте. знакомимся с приемом антитезы, контраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Нравственные проблемы рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича, «монолог души» которого составляет самый чувствительный нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование: Н. Ге «Портрет Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация

  • Ход урока:
  • 1.Актуализация знаний.  (Слайд 1)

- Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником  Николаем Ге

"Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника"

А вы знали, что этот Великий русский писатель очень любил Башкортостан?  

Толстой и Башкирия – это отдельная тема. Для нас сегодня важно, что Толстой не просто находил здесь сюжеты для своих произведений, но искренне любил эту землю, считая Башкирию «одним из самых благодатнейших краев России». Один из его рассказов, для которого он нашел сюжет в наших краях – «Ильяс». ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

С каким мы вчера познакомились произведением?  рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание уделим мастерству писателя, ставшего по праву  первой фигурой в русской литературе. СЛАЙД2.

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк  Б) повесть   В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;   б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза  Б) гипербола       В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя     Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. что такое проблема произведения: А)предмет, вопрос, над которым рассуждает автор. Б) поступки и затруднения главных героев произведений.

Выставление баллов. Проверка.

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя.  В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника.

 Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Последний вопрос в вашем тесте звучал так - что такое проблема в тексте.

ПРЕДМЕТ, ВОПРОС, НАД КОТОРЫМ РАССУЖДАЕТ АВТОР. Сколько может быть проблем в произведении? Какова тема нашего урока?

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССАЗА Толстого «После бала»  (слайд3)

Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? (Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе.

 - С чего начинается рассказ? Рассуждает о том, что все дело в случае.

1АЯ ПРОБЛЕМА. Что влияет ли на жизнь человека случай или среда?

Рассматриваем структуру произведения.  СЛАЙД 4.


- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс. 
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

- На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

- Какие две сцены противопоставлены?

Фрагмент фильма.


- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала. 
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку

Мазурка, танец, песня…к какому виду деятельности можно это отнести? Искусство.

А что еще относится к искусству? Театр. Год театра. Эмблема.

2я проблема. Какую роль в жизни человека играет искусство?

 Тетрадь поделим пополам – до и после.

Давайте разделимся на группы. Первый ряд 1 вариант  – бал.2 вариант – экзекуция

                                                      Второй ряд 1 вариант – Иван Васильевич до и 2 – после

                                                      Третий ряд 1 вариант – полковник и 2 –наказываемый..  

Бал - экзекуция  

На балу

После бала

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.

В весеннем мокром тумане что-то чёрное пёстрое, мокрое; солдаты в чёрных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

Иван Васильевич

На балу

После бала

Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.

А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил.

ПРОБЛЕМА. Как влияет любовь на человека?

полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли

ПРОБЛЕМА.  – что движет человеком, когда он совершает жестокие поступки?

Фрагмент фильма. после фрагмента 2й вариант рассказывает и записываем в тетради.


- Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? 
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой прием? 
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция). Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.
- Какие образы, ситуации противопоставляются писателем? 
 (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый). 
Весь рассказ построен на  контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев. 
-Для чего здесь используется этот прием?  - Что помог передать контраст?

 – Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? 
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 
– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?
(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 
– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? 
– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?
– Что они ему несут?
– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? 
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскалбелых зубов). Что спрятано за этими словами? 
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. 

Обыгрывание деталей.

Учитель показывает ПЕРЧАТКУ.

- А кто сможет вспомнить, как эта деталь помогает передать контраст в рассказе?

(Белая замшевая перчатка, которую полковник одевает на балу перед танцем с дочерью: «Надо всё по закону». ---- Своей рукой в этой же замшевой перчатке он бьёт испуганного, слабосильного солдата за то, что тот недостаточно сильно ударил наказуемого).

Правильно, молодцы, догадались!

- За что полковник Б. бил солдата по лицу? 
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?
ПРОБЛЕМА. Может ли в человеке жить добро и зло?

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

Как это события отразились на рассказчике?

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?
(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд). 
– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? 
(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? 
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? 
(Надо всех простить, надо покаяться).

_______________________________________________________________________

Просить прощение перед началом Великого поста одна из самых древних традиций. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Там они проводили 40 дней практически без пищи и воды. Они не были уверены, что пустыня не станет их последним пристанищем. Монахи понимали, что они могут умереть, поэтому за день до расставания они примирялись друг с другом: просили прощения за все. Отсюда и пошло название Прощеное воскресение.


– Почему понедельник называют Чистым? (Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?   («Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?  – Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

ПРОБЛЕМА. всегда ли надо быть милосердными?

Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев. Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях.
IV. Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После бала»? (человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире)
Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
Актуальна ли тема в наши дни?   Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа  «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы. 

6. Итог урока. Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

       Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к окружающим.

6. Задание на дом. Письменно ответить на один из проблемных вопросов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, в доме установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни.

Слайд 3

Тема урока Нравственные проблемы в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

Слайд 4

Композиция рассказа Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика вступление на балу после бала заключение

Слайд 6

На балу

Слайд 7

После бала

Слайд 8

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Плац (нем. Platz , от фр. place — место, площадь) — площадь для воинских строевых занятий, военных упражнений, парадов смотров. Обычно это самая большая площадь в воинской части или в городе. экзекуциятелесное наказание, исполнение Экзекуция -телесное наказание, исполнение. Шпицрутены – прутья иои палки, которыми биои наказываемых.

Слайд 9

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный Бал- экзекуция Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка Кадрили, вальсы, польки звуки Неприятная, визгливая мелодия добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная хозяева бала Много чёрных людей, в чёрных мундирах, в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Варенька- наказуемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Слайд 10

Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа ? Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...