«Сатирические приёмы Салтыкова-Щедрина. Критика крепостного права в повести «Как один мужик двух генералов прокормил»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Сценарий урока по сказке-повести М.Е. Салтыкова-Щедрина разработан в форме судебного процесса. Данная форма была выбрана с целью активизации деятельностных УУД обучающихся, их коммуникативных способностей. Метод дискуссии способствует развитию аналитических навыков, умения формулировать оппозиционные доводы и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

литературы в 7 классе по сказке

М.Е.Салтыков-Щедрин

 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литература

Класс

7

Тема урока

«Сатирические приёмы. Критика крепостного права в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Познакомить с биографией М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  • узнать значение терминов  и «аллегория», «гротеск», «гипербола»; определение особенностей иронического стиля социально-значимых сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  • освоить основные мотивы творчества писателя.

  • Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты
  • обучить отбирать материал текста для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи; Готовность слушать и вести диалог
  • Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
  • Вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств;
  • формирование уважительного отношения к литературному наследию М.Е.Салтыкова-Щедрина;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Решаемые учебные задачи

  1. Развивать литературоведческие способности обучающихся;
  2. Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике на уроках литературы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Гротеск, ирония, гипербола, «эзопов язык», приемы литературоведческого анализа текста, критического мышления.

Оборудование

Проектор, раздаточный материал технологическая карта обучающегося «Дело № 291», визитки персонажей, судебные молоток и мантия, ордена для генералов, трибуна, верёвка, газета «Московские ведомости», яблоки. В классе стол с судейским молотком, парты расставлены в 2 противоположных ряда, в конце класса ряд парт для присяжных- заседателей

Базовый учебник 

 «Литература.7 класс».

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Визуальный ряд

Интерактивная презентация, портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к сказке, сравнительные таблицы на доске.

Звуковой ряд

 Стук судейского молотка, звук тиканья часов, Токката(Бах) Поля Мориа

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

 Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.

Звучит вступительная  музыка

Секретарь(Учитель):

- Добрый день! Встаньте! Суд идёт. Его честь – судья У*** Виктория.

В зале заседаний присутствуют государственный обвинитель, обвиняемый и его адвокаты, генералы и их защитники, эксперт, свидетели по делу и господа присяжные-заседатели.

  Секретарь: Уважаемые участники процесса, сегодня рассматривается дело № 1869 «О пропаже двух генералов из Петербурга».  Обвиняемый – Мужик. Подозревается в похищении вышеуказанных генералов. Защитники пострадавших и обвиняемого готовы к процессу? (адвокаты отвечают). Слово предоставляется судье

Включаются в деловой ритм урока. Дети стоят. Входит судья(ученица)

Судья: Прошу садиться. Начинаем судебный процесс (Садится за стол. Стучит молотком. Все садятся. Начинается процесс)

Судья:  - Главный свидетель и очевидец в деле – знаменитый русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.                                                 (Слайд 1 Портрет писателя. Судья сообщает)

  Свидетель этих событий родился в Тверской области в селе Спас-Угол, принадлежал старинному дворянскому роду. Говорил о себе, что « …вырос в лоне крепостного права…»

Видел ужасы крепостной жизни, что и оказало большое влияние на его литературную деятельность. С 7-8 лет с пристрастием читает. Учился в Царском селе, где впитал дух литературы, оставленный в наследство великим Пушкиным. Мечтал о социальном равенстве. В своём творчестве верен обездоленному народу.

Щедрин знаменит своими сказками, в которых иносказательной форме высмеивает пороки людей. Аллегория (иносказание) - главная черта его сказок. А для усиления высмеиваемых явлений жизни  использует такие литературные приёмы, как гротеск и гиперболу

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Применение знаний и умений на практике

V.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Выявление уровня знаний

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 Секретарь:  - Уважаемый  профессор, для присутствующих поясните, пожалуйста, что такое аллегория, гротеск и гипербола? Участники процесса, внесите сведения в протокол заседания. (выступление профессора                           Слайд 2. Определения понятий)

 - Участники процесса, чтобы лучше разобраться в события необходимо вспомнить, что такое сказка, какими чертами она обладает.  В протоколе есть сравнительная таблица, которую нам необходимо заполнить.(Слайд 3. Сравнительная таблица в протоколе                                                                                    рабочего поля ученика ).

 - Можем ли мы назвать происшедшую историю сказкой? Чем свидетельство Щедрина схоже с русской народной сказкой, а чем отличается. (Фронтальная беседа по содержанию. Заполняем таблицу №1)

Черты сходства

Черты отличия

- есть гипербола(преувеличение)

- гипербола переходит в абсурд

- есть положительный герой (ловкий и смекалистый мужик)

- главный герой подвергается критике

- волшебные предметы-помощники (перечислите)

- волшебные предметы не помогают , а мешают героям

- сказочные обороты речи, фольклорные  присказки

- смешение стилей речи(сказочная, разговорная, канцеляризмы)

- добро побеждает( герой получает полцарства, богатство и счастье)

- герой не получает практически ничего, ведёт прежний образ жизни

- география сказочная

- реальные географические понятия(Нева, Екатерининский канал, ул.Подъяческая)

- сказочная форма= сказочное содержание

- сказочная форма=содержание общественно-политическое, реальное

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Секретарь: - О чём мы с вами будем говорить сегодня?

 М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

С чем познакомимся, какие цели необходимо достичь?

Секретарь: Слово предоставляется гос.обвинителю

Секретарь:

- Почему свидетель Щедрин повествует о двух генералах, а не об одном? (собирательный образ всех им подобных).

 - Воплощены ли в образе мужика черты всего народа? Какие? (да. Смекалка, трудолюбие, сила, оптимизм, живая энергия)

- Для чего он помещает их вместе на острове? (чтобы обличить никчёмность генералов, нахлебников простого крепостного народа, контрастно показать их отличие от мужика)

 - Кого высмеивает Щедрин? Почему? (генералов. бездари, тунеядцы, нахлебники)

 - В чём гротеск и ирония? (ответы)

 - Какова главная мысль? (критика нравов крепостного общества)

 - Слово для вынесения приговора по данному делу предоставляется уважаемому суду.

Секретарь: Уважаемые присутствующие, ваши выводы записать в материалах дела в графе «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». Суд окончен. Всем спасибо!

Выступление профессора(ученика), который ищет и зачитывает определения понятий из словаря

Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу №1

Называют тему урока «Сатирические приёмы. Критика крепостного права в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Цели: - подробно изучить произведение,

- научиться анализировать текст и находить примеры использования художественных приёмов.

Судья: - К трибуне вызываются пострадавшие – генералы. Слово для выяснения обстоятельств похищения предоставляется государственному обвинителю С*** Ангелине.

   Гос.обвинитель: - Мой первый вопрос к генералам.  Секретарь, прошу внести в протокол. Если генералом будет затруднительно отвечать на вопросы, то слово будет предоставлено защитникам. Ранее вам было разъяснено об ответственности за дачу ложных показаний.

Присутствующие на процессе, просьба  вносить информацию о генералах в ваши протоколы в таблицу №2 «Сравнительная характеристика» в графу «Черты генералов» (Слайд 4 По ходу заполняют таблицу)

- Расскажите кратко о себе от 1-го лица. (Краткий пересказ. Далее беседа по содержанию повести.)

- На какой улице жили в Петербурге? (На Подъяческой)

- Где служили? (Служили в какой-то канцелярии)

- Помните ли вы, как вы очутились на острове? (заснули и проснулись уже там, по щучьему велению)

- В каком виде вы прибыли на остров? (в ночных рубашках)

- Вам знаком этот предмет? Что это? Как он к вам попал? (Газета «Московские ведомости», нашли на острове)

- Прочитайте статью из газеты? (зачитывают по учебнику)

- Какой предмет проглотил один из вас? И почему? (Орден. От голода)

- Адвокаты обвиняемого утверждают, что вы были очень голодны, когда встретили мужика. Что вы делали, чтобы избежать голода?(Пытались добыть еды, но ничего не получалось.)  

 - Что решили сделать потом? (Найти мужика)

- Помог ли вам обвиняемый решить вашу проблему? (Помог)

- Почему сразу не попросили мужика построить корабль? (От сытости повеселели, порыхлели, побелели)

- У меня пока всё, Ваша честь.

Судья: - Есть ли дополнения у защитников генералов? А у стороны ответчика(мужика)?

К трибуне приглашается обвиняемый - Мужик. Если вы затрудняетесь ответить, то за вас имеют право отвечать ваши защитники. Просьба к присутствующим внести в свои протоколы информацию об обвиняемом в таблице №2 «Сравнительная характеристика» графа «Черты Мужика» (По ходу допроса заполняют таблицу)

 - Как вы попали на остров? (…)

 - Как вы познакомились с генералами? (разбудили и вцепились в него, чтоб не убежал)

 - Почему вы не оставили генералов в их беде и не убежали? (они приказали свить верёвку и привязали к дереву. Раз генералы приказали, то нужно следовать приказу.)

 - Кем вы работали в Петербурге? (маляром)

 - Пострадавшие утверждают, что вы их кормили птицами. Из чего вы сделали силки для птиц? (из собственных волос)

 - Как ещё вы заботились  о генералах? (рассказывает, ищут в тексте, работают с текстом)

 - Как вы вернули генералов в Петербург (построил корабль).

 - Генералы называли вас тунеядцем. Уважаемый эксперт, поясните суду, что значит «тунеядец» (справка от эксперта-профессора)

 - Считаете ли вы себя тунеядцем? (нет)

  - Вы считаете себя виновным в пропаже генералов? (нет) А есть ли у вас предположение, как они туда попали? (по щучьему велению, из-за своей легкомысленности, оттого, что ничего не делали)

 - Уважаемые адвокаты подсудимого, как вы можете охарактеризовать генералов? Используйте материалы  дела. (Адвокаты характеризуют, присутствующие заполняют таблицу.)

 - Охарактеризуйте своего подзащитного. Как он изображён, что положительного  вы можете о нём сказать? (Адвокаты отвечают, присутствующие заполняют таблицу.)

Гос.обвинитель: - От имени обличителя – Салтыкова-Щедрина, интересы которого я тут представляю, хочу задать вопрос ко всем присутствующим. Каким мужик изображён в материалах дела? Какие черты ему присущи?

 - Чем поведение его отличается от поведения генералов? (мнения присутствующих, работа с книгой)

- Считаете ли вы, господа присяжные-заседатели, мужика виновным в похищении? (нет)

- Тогда в чём обвиняет мужика свидетель Щедрин? (В раболепии, в слепом подчинении генералам, даже на острове, где правила обычной жизни в крепостном обществе не действуют, в заботе о настоящих бездельниках, тунеядцах и лодырях, в потакании глупцам).

Судья: Приняв во внимание все свидетельства в рамках Дела №1869, выслушав показания сторон и мнения присяжных-заседателей суд постановил: «Обвиняемого мужика признать невиновным в похищении генералов и полностью оправдать, дело в отношении подсудимого закрыть. Но, принимая во внимание критику М.Е.Салтыкова-Щедрина, обязать подсудимого исправить пороки в своём поведении.» (стук молотка)

Регулятивные:

 - планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

-  ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя плакат, схем;

- анализ с целью выделения основных признаков сказки;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

планирование, прогнозирование.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия

Личностные:        

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения, контролировать  действия партнёра.

- самооценка;

- самоконтроль

«Протокол заседания»(рабочее поле ученика) в приложениях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛО № 1869

Слайд 2

Михаил Евграфов ич Салтыков-Щедрин 1826-1889

Слайд 3

Родительский дом. С. Спас-угол Тверской губернии Дом Щедрина в Вятке

Слайд 4

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного , мысли, идеи в конкретном образе. ( трусость = заяц ) художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и причудливых образов(прекрасного и ужасного, красивого и безобразного) ГРОТЕСК — ГИПЕРБОЛА — это намеренное художественное преувеличение. Ее задача - усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль . ( Сто лет ничего не ел. Напугал до смерти)

Слайд 5

Таблица № 1 Черты сходства Черты отличия Гипербола(преувеличение) Преувеличение до абсурда Положительный герой Положительный герой критикуется Предметы-помощники Предметы-помощники не помогают Сказочные обороты речи Смешение стилей речи Добро побеждает Добро не побеждает География сказочная География реальная Форма сказочная= сказочное содержание Форма сказочная= содержание реальное

Слайд 6

Юмор М.Е. Салтыкова-Щедрина. Критика крепостного права в произведении

Слайд 7

Характеристика генералов Характеристика мужика «Легкомысленны < … > ничего не понимали» ; «Ничего не знали»; «Ничего не нашли»; Чуть не съели друг друга «Хорошо быть генералами – нигде не пропадёшь»; Командуют над мужиком Глупы, никчёмны, ничего не умеют Вся их жизнь-хорошо покушать «Громаднейший мужчина»; «Тунеядец, лежебок»; «В пригоршне суп варит»; Смышлён и сноровлив ; Накормил генералов; «Знает даже Подъяческую »; «Всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»; Не боится труда, построил корабль;

Слайд 8

Вывод: Юмор М.Е. Салтыкова-Щедрина направлен не только на генералов, но и на простой народ. Автор критикует высшие чины за глупость, тупоумие, лень, бессмысленное существование. А крепостной народ обвиняет в потакании глупости, раболепии, в терпении по отношению к дармоедам, лодырям, глупцам. Юмор у писателя грустный. Щедрин испытывает боль и обиду за всех подневольных крестьян.

Слайд 9

Процесс окончен. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...