Рабочая программа
рабочая программа по литературе (5 класс)

Иргит Чойганмаа Александровна

Рабочая программа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_kl.docx94.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативная база:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577);
  •  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 года №1089» (от 31 января 2012 года №69),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» (от 05.03.04г. №1089),
  •  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015);
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах
  •  Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 года №506 «О внесение изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.марта 2004 г. № 1089)
  •  Приказа Министерства образования Республики Тыва от 13.06.2018 года № 793-д «О формировании календарного учебного графика образовательных организаций Республики Тыва, реализующих основные образовательные программы на 2018-2019 учебный год».
  • Учебный план МБОУ Теве-Хаинской СОШ на 2018-2019 учебный год

  1. Рабочая программа по литературе для 5 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.  

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.

  1. Учебно-методический комплект
  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература: 5 класс: учебник: в 2-х частях.- М. : Просвещение, 2010.
  2. Фонохрестоматия  к  учебнику  «Литература  5  класс».  (Формат  МР3). М.:  Аудио-школа, Просвещение, 2010.
  3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.

Словари и справочная литература:

  • Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1994.
  • Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.:Русский язык, 1994.
  • М.А. Надель- Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г. Ростов -на-Дону, «Феникс», 1995г. .
  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995.
  • Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994.
  • Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю. Шведова

Для учащихся:

  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.
  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.
  • Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
  • Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б .Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

  • Закон Российской Федерации от10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании (ред. 17.06.2010 г. № 121-ФЗ);
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 322);
  •  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
  • Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена  (2005 – 2012) года в преподавании общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;
  • Аналитический отчёт  «Результаты единого государственного экзамена 2010 года»;
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по литературе.

4. Количество часов и его распределение

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Введение

1

-

-

-

Устное народное творчество

10

1

1

-

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

Из литературы XVIII века

1

-

-

-

Из литературы XIX века

42

6

2

1

Из литературы XX века

31

7

1

1

Из зарубежной литературы

15

-

2

1

Итого:

102

14

6

3

РР

РК

Вн.чт.

К.р.

 I четверть

3

3

2

-

II четверть

3

-

-

1

III четверть

4

3

2

1

IV четверть

5

1

2

1

15

7

6

3

  1. Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства

патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культурыиэмоционального восприятия

художественного текста, понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:

  • формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни

нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;

• формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;

• освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;

  • использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и исьменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  1. Межпредметные связи

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, учебным курсом «Искусство» без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения русского языка в 5 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

фактически

1

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

 Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Умение  работать с текстом, выделять в нём главное.

Выделять  специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

05.09

Устное народное творчество - 10 ч.

2

1

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

 знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

 определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог

находить   отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности

07.09

3

1

Детский фольклор.

 знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия.

понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки

4

1

Сказка как особый жанр фольклора.

давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жан-ра.

определение характерных для сказок обороты речи в самостоя тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки  -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказоч -ные зачины и концовки);    

08.09

5

1

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

 знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.

сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план

понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров  ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение  отличий  в вариан тах сказки; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки

12.09

6

 1

Народная мораль в характерах и поступках героев.

знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.

умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения

умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.

14.09

7

1

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)

умение работать с текстовым материа лом, овладение умением выразительного пересказа,  сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки

понимание тайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев

15.09

8

1

Изобразительный характер формул волшебной сказки.

умение находить отличия в вариантах сказки.

умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников.

понимание тайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев

19.09

9

1

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.

  сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.

понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров  ее героев; что такое художественный пересказ;  умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки

21.09

10

1

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя

 закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту.

понимание особенностей сюжета сказки; умение  видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию

22.09

11

1

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.

овладение умением  выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы.

понимать жанровые  особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)                

26.09

Древнерусская литература 2 ч.

12-13

2

Возникновение древнерусской литературы.

 «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям), умение определять черты фольклора в летописи

умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, умением  сопоставлять текст с репродукциями картин

знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»

28-29.09

Литература 18 века 1 ч.

14

1

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека

овладение умением выразительного чтения  стихотворений

понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверж- дение наук в отечестве».

03.10

Литература 19 века. 39  ч.

15

1

Русские басни. Басня как литературный жанр

 умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки,  знать жанровые особенности басни

умение  выразительно читать

знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)

05.10

16

1

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

 знать жанровые особенности басни

умение  выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего),  установление ассоциативных связей с произведениями живописи

знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни

06.10

17

1

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

знать жанровые особенности басни

уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи

10.10

18

 1

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

умение  выразительно читать

на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отноше ние к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

12.10

19

1

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

умение  оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи

понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное

знание основных мотивов творчества Крылова

13.10

20

1

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя,  установление ассоциативных связей с произведениями живописи

знать сведения о поэте, историю создания сказки

17.10

21

1

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

 знание сюжета  и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки

овладение умением составления таблицы,  выявление общих и отличительных черт

понимание роли и значения сказок в жизни человека

19.10

22

1

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям  

вырабатывать умение выразительного  чтения

знать историю создания баллады, определение понятия «баллада»  

20.10

23

1

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

 понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

вырабатывать умение выразительного  чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопросы

знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе

24.10

24

1

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

 оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

отработка умения  выразительно читать стихотворение

знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок и

26.10

25

1

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

ставить учебную задачу под руковод ством учителя,  отработка умения  выразительно читать стихотворение

знать историю рождения сюжета сказки

27.10

26

1

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого

знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

31.10

27

1

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом,   объяснять отношение автора к изображаемому

выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений

понимание роли сказки в жизни человека

09.11

28

1

Р/р Королевич  Елисей. Победа добра над злом.

Наблюдение над литературным героем, его поведением

Выработать  умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки

Понимание роли милосердия, доброты к окружающим

10.11

29

1

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

 Овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним

Выработать умение  разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки

умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос

Пробуждение чувства уважения к жизненным взглядам других

14.11

30

1

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание.

умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер

отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста

знать, что такое сюжет, причудливый сюжет

16.11

31

1

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине

17.11

32

1

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать  над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий

выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения

умение  объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства  использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения

21.11

33

1

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место».

иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения

уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина

знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа

23.11

34

1

Реальное и фантастическое в сюжете повести

уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказы -вать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи  

знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика

24.11

35

1

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды

умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

28.11

36

 

1

Контрольная работа     по произведениям 1-ой половины 19 века.

умение отвечать на поставленный вопрос

Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.

знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий;

знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий

30.11

37

1

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

 уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи  

знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки

01.12

38

1

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи  

знать содержание стихотворения

05.12

39

1

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы

ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы

соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории

07.12

40

1

Герасим и его окружение

знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

  комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства.

08.12

41

1

Герасим и Муму. Счастливый год.

знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, составлять цитатный план.

сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

12.12

42

1

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов  текста, проследить  за изменениями, произошедшими в главном герое

знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он

14.12

43

1

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, тру-долюбие.

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы

знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой

15.12

44

1

Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок

19.12

 45

1

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

уметь определять, какие художествен ные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

планоровать свою деятельность под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос

знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения

21.12

46

1

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

уметь  опериро вать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого

планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений

знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»

22.12

47

1

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

умение  опериро вать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

26.12

48

1

Странная дружба Жилина и Дины.

уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости)

комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды,  установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогичес кой речью

28.12

49

1

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.

находить ответ на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи

совершенствовать навыки устного и письменного высказывания

29.12

50

1

Р/р Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Умение  работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения

09.01

51

1

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».

 передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

умение работать с учебником, выделять главное в тексте,  установление ассоциативных связей с иллюст рацией

Понимание роли юмора в жизни

11.01

52

1

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.

умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение

умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость худо-жественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи

12.01

Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

53

1

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев.

владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

знать основные сведения из биографии поэтов

16.01

54

1

Т.л. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отрабатывать навыки выразительного чтения

знать план анализа лирического произведения

18.01

Русская литература 20 века. 23 ч.

55

1

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы».

уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном,

планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого

понимать авторское отношение к описываемым событиям, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

19.01

56

1

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

Наблюдать  за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества

планировать  свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого

знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события

23.01

57

1

Повесть. Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе».

уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого

знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений;  

25.01

58

1

Путь Васи к правде и добру.

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображае -мому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения

планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказывать текст

знать определение понятия «композиция»

26.02

59

1

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произве -дения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформу -лировать общий вывод о роли эпизода в произведении

планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказывать текст

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

30.01

60

1

Р/р Сочинение -рассуждение « Мир детства».

выработать умение  охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

01.02

61

1

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения

выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни

02.02

62

1

Р/р Стихотворение                 «С добрым утром!».

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)

Личностные понимание роли поэзии в жизни человека

06.02

63

1

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

умение отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста

знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа

08.02

64

1

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

знать язык сказа;

09.02

65

1

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

умение работать в группе; развивать творческие способности учащихся

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

знать произведения П.П.Бажова

13.02

66

1

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

умение объяснять смысл названия сказки

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки

15.02

67

1

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

умение отличать народную сказку от литературной

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной

16.02

68

1

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в пони -мании событий, изображенных в рассказе

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и  пере-сказа текста

знать сюжет рассказа

20.02

69

1

Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

умение видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением

22.02

70

1

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки)

27.02

71

1

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять критерии для сравнения

знать сюжет сказки

01.03

72

1

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

знать роды и жанры литературы;

02.03

73

1

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

знать  автора, факты его жизни, сюжет рассказа

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

06.03

74

1

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

отличать язык Платонова от языка других писателей

09.03

75

1

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.

уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, ответа на вопросы, умение комментировать текст,  установление ассоциативных связей с произведением живописи

 знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев;

13.03

76

1

Человек и природа                   в рассказе.

понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со стра хом, как меняется отношение мальчика к природе на протя -жении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понима -нии характера Васютки)

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы

понимать роль природы в жизни человека

15.03

77.

1

Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

выработать умение  охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

умение составлять  сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать  свою  творческую энергию

работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

16.03

Поэты о Вов (1941 - 1945) 3 ч.

78

1

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворе ние)

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)

знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

20.03

 79

1

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворе ние)

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)

знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта

23.03

80

 1

Р/р Сочинение « Те великие годы мужества».

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)

понимание роли поэзии в жизни человека

23.03

Писатели и поэты 20 века  о Родине      3 ч.

 

81

1

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)

знать автора стихотворения

03.04

 82

1

Р.р. Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»).

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)

понимание роли поэзии в жизни человека

05.04

83

1

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы».

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку  

понимание роли поэзии в жизни человека

06.04

Писатели улыбаются     2 ч.

 84

1

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

уметь сжато пересказывать, инсценировать

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»;

10.04

 85

1

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку  

понимание роли поэзии в жизни человека

12.04

Зарубежная литература  8 ч.

 

86-87

2

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человечес кому труду, изображение труда как основы жизни

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

знать автора, факты его биографии, сюжет романа

13.04

88.

1

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок

17.04

 89.

1

Два мира сказки «Снежная королева».

доказывать, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник; выявлять общее и отличительное при сопоставлении сказки Андерсе на со сказкой Пушкина

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, опре делять критерии для соспоставления

уметь рассказывать интерес -ные события из жизни Андерсе -на, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности автор ской сказки

19.04

90.

1

В/ч. Писатели-сказочники и их герои.

Уметь  доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, определять критерии для сопоставления

знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов

20.04

 

91-92.

2

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы 

знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия

24.04

 

93

1

Том Сойер и его друзья.

уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять крите рии для сравнения

содержание романа, роль детства в жизни человека

26.04

94-95.

2

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. 

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст

знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писателем;  умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

27.04-03.05

96-97.

2

Р.р. Мой любимый литературный герой.

уметь выражать свои мысли в логической последовательности, доказать аргументами свой тезис

планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

знать  литературного героя, который близок, биографию поэтов и писателей

8-10.05

98-99.

2

Контрольная работа             № 2 по курсу литературы 20  века

Уметь  определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представле -ния о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.

планировать  свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Знать  содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий

15-17.05

 100-101

2

Уроки внеклассного чтения.

Умение   охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Выразительно   читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Основные  факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание

18-22.05

102.

1

Подведение итогов года. Рекомендации на лето. Резервные уроки.

Умение высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотно -шения героев), защищать иллюстрации к любимым произ -ведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объянить его роль в композиции художественного произведения.

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...