Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.  Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по литературе в 9 А классе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №17 города Благовещенска»

на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.

Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина»

Разработал: Муромова С.В.

                                                                                                          ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки  «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»


Тема урока: «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина»

Дата проведения: декабрь

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели данного урока:

Образовательная:

  • раскрыть особенности  развития  истории и литературы  России  в  период  с 1828 по 1841 гг.;
  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
  •  показать  сходство и различие двух поэтических миров (Лермонтова и Пушкина).

Развивающая:

  • развивать  самостоятельность обучающихся  в мышлении и учебной деятельности, монологическую речь.

Воспитательная:

  •  воспитывать  умение  ощущать собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела;
  •  воспитывать интерес к творчеству русского поэта; к русской литературе.

Цель обучающихся:

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, полученные ими в предыдущие годы обучения.

      Уметь:

  •  выразительно читать поэтический текст;
  •  работать самостоятельно с учебником, с дополнительными источниками,  справочным материалом;
  •  монологически высказываться , выступать перед аудиторией.

Оборудование  урока:

  • презентация
  •  портрет  М.Ю.Лермонтова работы  П.Е. Заболотского

Эпиграфы к  уроку:

  •   «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое,  
  •    где он   никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать
  •    ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что
  •    у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея
  •    заклинателя…»
  •    «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи»  (В.Г.Белинский)
  • Запись на доске:
  • О, этот Лермонтов опальный,
  • Сын нашей собственной земли,
  • Чьи строки, как удар кинжальный,
  • Под сердце самое вошли!
  • Он, этот Лермонтов могучий,
  • Сосредоточась, добр и зол,
  • Как бы светящаяся туча
  • По небу русскому прошёл.

                                                                                          Я. Смеляков

Ход урока

I.  Организационный момент. 

 II. Вступительное слово учителя.

               - Только что мы закрыли страницы пушкинских произведений. А сегодня мы вновь обращаемся к Пушкину, начиная разговор о другом поэте.

                 Как только стихи его стали известны читающей публике, о нем заговорили громко: все были готовы принять его вторым Пушкиным. Даже великий критик В.Г.Белинский заявил, что стихи его не хуже пушкинских, что они обладают «истинно пушкинской точностью описания».

                 Конечно, это была правда. Но поэт не хотел быть «вторым Пушкиным». Он желал лишь одного: пусть его полюбят самого.

                 Имя этого поэта вам известно – Михаил Юрьевич  Лермонтов (называю тему урока и  обращаю внимание обучающихся на портрет  М.Ю.Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1803-1866гг.), русского живописца, учителя рисования  Лермонтова, точно изобразившего особенность внешности поэта: большие карие  глаза, передающие сосредоточенность, напряжение мысли).

III. Актуализация субъектного опыта. Целеполагание. Мотивация.

      (Обращение к эпиграфам урока.  Постановка проблемного вопроса.)

      - «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи». Он другой? А какой? Попытаемся

        сегодня на уроке это выяснить.

IV.  Переход к  изучению  нового материала.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения  (подготовленный ученик).

Лермонтову

Твоя судьба – трагический финал,

Вновь зависть черная своей достигла цели:

Дантес у русских Пушкина отнял,

А следом Лермонтов застрелен на дуэли.

Да, видно так судьбой предрешено,

Нам новых не узнать стихотворений.

Россия! Как тебе не повезло –

Вновь гибнет на дуэли русский гений.

Мартынов зло наводит пистолет,

А ты стоял, направив дуло в небо…

Ах, Боже, Лермонтов, тебе так мало лет,

Но твой соперник милосерден не был.

Твоя судьба  - трагический финал,

Тот выстрел память до сих пор тревожит,

Ведь сколько ты еще не написал

Того, что написать никто не сможет.

(Н.А.Гвоздева)

V. Изучение нового материала.  Работа по презентации «М.Ю.Лермонтов».

1.Лекция учителя.  

Слайды 1-2. Время Лермонтова.

          - Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

           В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина.

          Уже в ранней лирике  Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

          Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

            Таким образом, в  поэзии Лермонтова можно выделить следующие темы и мотивы (запись в тетрадь):

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк").

2. Сообщения подготовленных учеников:

Слайд 3. М.Ю.Лермонтов родился  3 октября 1814 г. в Москве.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна – представительница старинного и богатого рода Столыпиных.

Слайды 4-5-6. Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.  Принадлежало оно  бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры.

В 1817 году мать Лермонтова  умерла. Юрий Петрович уехал в своё тульское

 имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала  Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления

Слайд 7. В Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

Слайд 8. Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами  Лермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург,

Слайд 9.  где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 10. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Слайд 11. Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет...«

 и  Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина),  сестра товарища по университету Лермонтова.  Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."

Слайд 12. Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение  «Смерть Поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. 

Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку  поэта на Кавказ, под пули горцев, где он  пробыл чуть больше года.

Слайд 13. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

Слайды 14.  В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

Слайд 15. 1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Слайд 16. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Слайд 17. Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.        Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. 

Слайд 18.  В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ. 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Слайд 19. Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение 

необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.  

Слайд 20. "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.

Слайд 21.  1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится  до сих пор.

Слайд  22.  И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими  страстями и  волей и  проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого. 

3. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). 

Слайд 23.

1)Продолжение лекции.  Учитель. «Никогда ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал бы на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова – трибуна неразделимы» (И.Л. Андронников. Лермонтов. Исследования и находки. 1977).

         Лермонтов – наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина. По словам Д.А.Столыпина и А.В.Васильева, Пушкин «не был лично знаком  с Лермонтовым, но знал о нем и восхищался его стихами. -  «Далеко мальчик пойдет», - говорил он». Пушкин мог читать поэму Лермонтова «Хаджи Абрек», напечатанную в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. Номер журнала сохранился в библиотеке поэта. Лермонтова видели в дни всенародного траура на Мойке, около квартиры Пушкина.

          Лермонтов – наследник и продолжатель  вольнолюбивой поэзии декабристов. В юношеской поэзии «Последний сын вольности»  он с любовью пишет о сосланных декабристах, не перестававших «… помышлять в изгнанье дальнем и глухом, как вольность пробудить опять…»

Немеркнущим  кумиром Лермонтова был Пушкин – слава и гордость России. Многие поэты посвятили свои стихи Пушкину. Но немногим удалось так нарисовать его величественный образ, как это сделал шестнадцатилетний Лермонтов в стихотворении «О, полно извинять разврат…» (1831).

          Подмечено самое характерное в поэзии Пушкина: «пел о вольности», защищал права личности, проповедовал гуманизм в период николаевского террора. Эта же мысль развита Лермонтовым в стихотворении «Смерть Поэта». Палачи Пушкина «злобно гнали его свободный, смелый дар». Ещё при жизни Пушкина Лермонтов считал себя наследником его вольнолюбивой поэзии: «… в этом  есть краю Один, кто понял песнь твою». Простим  поэту юношескую самонадеянность и согласимся с тем, что в то время немногие так глубоко понимали все огромное значение творчества Пушкина для русской литературы и культуры, для развития прогрессивной мысли, как понимал Лермонтов. Поэтому в стихотворении  «Смерть Поэта» он пишет, что Дантес «не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..». Не на кого убийца поднимал руку, а именно на что. Пушкин – слава России, её национальная гордость.

           Поднимать руку на Пушкина – значит попирать достоинство целой нации. Как же нужно было любить поэта, а в его лице и родину, чтобы так смело и резко выступить против палачей «Свободы, Гения и Славы»!

4. Работа с учебником (под редакцией Г.И.Беленького):

  • Выразительное чтение (подготовленные ученики). Сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова  и Пушкина (по вопросам учебника на стр. 195), результаты которого могут быть  оформлены в  таблице.

Пушкин

Лермонтов

-преображение человека в пророка

-мир отвергает пророка для службы человечеству

-ясный гармоничный мир

- «мир страданий и слёз»

-богатство, разнообразие мира

- контраст света и тени, добра и зла

-торжество настоящей и будущей жизни

 - отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

Анализ высказывания  Г.П.  (вопрос 4). Как  объясняет

 литературовед  пушкинское начало  в лермонтовском «Пророке»?

VI. Заключительное слово учителя.

О, этот Лермонтов опальный, 

Сын нашей собственной земли, 

Чьи строки, как удар кинжальный, 

Под сердце самое вошли! 

Он, этот Лермонтов могучий, 

Сосредоточась, добр и зол, 

Как бы светящаяся туча 

По небу русскому прошёл. 

                                                                                          Я. Смеляков 

         В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков. 

         На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв.

                 Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона.

                 После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

VII. Первичное закрепление знаний.  Проблемный вопрос, поставленный  в начале урока: «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи». Он другой? А какой?  Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос? (Примерные монологические ответы  обучающихся):

  • Каждый гений — это новая эпоха в литературе. Гений Лермонтова опередит свое время. Писатель сумел создать такую картину человеческого бытия, которую не оценили современники и проглядели потомки. Метод, которым пользовался Лермонтов, в принципе недостижим для современной литературы. Этот метод — ее завтрашний день. Очевидно, что Лермонтов - поэт совсем другой эпохи, и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества.

  • Лермонтов - человек "постдекабристкого поколения", то есть он жил и творил после декабристского восстания. Это была эпоха регресса, отсутствия борьбы- по сравнению со временами, когда дворяне действительно были мыслящим, передовым слоем населения, истинными патриотами, переживающими за судьбу страны и народа и потому восставшими, годы, когда творил Лермонтов, были годами застоя. Он, Михаил Юрьевич, был, как и его парус, одинокий, мятежный, просил бури - но вокруг все было тихо и спокойно, т.е. не было Личностей, способных объективно посмотреть на обстановку и "взорвать" ее восстанием, сам Лермонтов не наблюдал в высшем свете патриотов, какими были декабристы, а видел лишь фальшь, трусость, желание жить красиво, а на родину - наплевать. Собственно, поэтому его и назвали поэтом другой эпохи - он бы хорошо себя чувствовал в эпоху борьбы, подъема патриотизма. А так - был бесконечно одинок и непонятен, чужд высшему свету.)

 

VIII. Домашнее задание.

1)   Рассказать о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;

2)   Индивидуальные задания:

  • подготовить  выразительное  чтение стихотворений   М.Ю.Лермонтова  

      (по записям  в тетради №1,2), поставить логическое ударение; наметить паузы (напряжения, намека, умолчания, межстиховые паузы);

  • определить размер, обратить внимание на композицию стихотворения;
  • Индивидуальное задание для сильного ученика: «Лирический герой поэзии  М.Ю.Лермонтова».

IX. Подведение итогов урока.

X. Рефлексия. «Свободный микрофон».

-   Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? (внимание на доску)
-   Выберите из предложенного списка наречий одно, которое характеризует ваше отношение к сегодняшнему уроку, озвучьте и аргументируйте:
-  Ужасно
-  Интересно
-  Скучно
-  Занимательно
-  Хорошо
-  Плохо
-  Грустно
-  Весело и т.д.

Список  использованной литературы:

  1. Афанасьев, В. В. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Оформл. Г. Ордынского. – М.: Дет. Лит., 1984. – 17 с. – (Выставка в школе).

  1. Николаева, М. Ф. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество [Текст] / М. Ф. Николаева. – Москва : Детгиз, 1956. – 295 с.
  2. По произведения  М.Ю. Лермонтова в школе [Текст]: [методический материал] / сост. В. Я. Коровина. – Москва: Классикс Стиль, 2002. – 320 с. – (Книжная полка учителя).

Журналы:

  1. Шацкий, Е. Ты – Михаил Лермонтов: книга-игра // Наша школа. – 2002. - №1. – (Приложение к журналу)

Статьи:

         1. О творчестве Лермонтова: Дополнительный материал // Читаем, учимся, играем. – 2004. – 15 октября. – С. 5.

2. Рязанцева, Л. М. «Он был источник дерзновенный…»: Сценарий литературного салона / Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 8 – 11.

3. Поэзия. Познания и действия: литературный карнавал по творчеству М. Ю. Лермонтова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С.14 – 17.

4. Рыжова, С. В. Судьба поэта: сценарий литературного вечера / С. В. Рыжова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 8 — 33.

Интернет-ресурсы:

http://lermontov.info/biograf.shtml   биография

http://www.mlermontov.ru/   творчество

http://www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/54718.html?page=5 поэзия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

  Данный урок  проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Урок литературы по теме: "Судьба Григория Мелехова"

Урок изучение нового материала с учащимися 11 класса.Тема урока поднимает нравственные проблемы личности в сложной исторической обстановке в стране. Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон".Тема урока с...

Урок литературы с применением сингапурского метода на тему:"Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова" в 9 классе

На уроке раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Автор использует структуры сингапурской методики: Финк-Райт-Раунд-Робин, Зум Ин, Таймд-Пэа-Шэа, микс-Пэа-Шэа....

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)

Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина ГермановнаТип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока:...