Интегрированный урок литературы и истории
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Захарова Елена Вячеславовна
Статья к методической разработке урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Инновации в обучении»

Номинация «Методическая разработка»

Захарова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Королюк-Царева Елена Борисовна, учитель истории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №10»

г. Реутов Московской области

Статья на тему

«Методическая разработка

интегрированного урока истории и литературы в 10 классе

«Бородинское сражение»

(по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Нетрадиционные уроки и поиски новых, инновационных подходов при подготовке уроков литературы требуют от учителя большой предварительной подготовки, поиска и отбора материала.

Правильно сконструированный урок и правильно построенная логика заставит учащихся реализовать свои возможности и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции. Таким образом будет реализован личностно-ориентированный подход.

  • Чтобы нетрадиционный урок литературы был интересным и эффективным:
  • Точно определить для себя тему, цели, тип и структуру урока.
  • Определить значение урока в системе других.
  • Отобрать учебный материал.
  • Выбрать методы и приемы обучения, виды деятельности.
  • Определить формы контроля.
  • Установить и создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.
  1. На мотивационном этапе урока реализуется принцип развивающего обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают знания. Использование деятельностного подхода в обучении отводят учителю роль наставника, направляющего, а учащимся предлагаются формы работы,  развивающие их мышление:

- отбор текстов источников, исторических документов.

- самостоятельное формулирование учебной задачи.

- поиск ответа на вопрос.

- анализ документов и контроль полученного результата.

Результат: активизация мыслительной деятельности, создание и решение проблемной ситуации.

Пример (работа в парах):

Документ на партах

Жозеф де Местр (французский дипломат при русском дворе - умнейший человек в Европе) так писал о настроениях в России после подписания этого мира:

«Здесь все в великом смятении: национальная гордость оскорблена заключением мира».

Вопрос учащимся: О каком мире идёт речь?

Предполагаемый ответ:

Неудачный для русской армии исход сражения под Фридландом 14 июня 1807 года, вынудил армию отступить за Неман.

Император Александр I был вынужден начать переговоры с Наполеоном о мире.

25 июня (7 июля) 1807 года в Тильзите состоялась встреча двух императоров – императора Франции Наполеона Бонапарта и императора России Александра I для подписания договора о мире и военно – политическом союзе между Россией и Францией, а также присоединение России к континентальной блокаде Англии – прекращение торговых связей с Англией.

Жозеф де Местр писал о Тильзитском мире.

Пример (работа в парах):

Документ на партах

М.М. Сперанский (государственный деятель того времени) писал:

«Вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти сразу вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. Ни России с точностью его сохранить, ни Франции верить его сохранению невозможно…»

В обеих странах началась подготовка к войне…

Вопрос учащимся: Что из себя представляла военная мощь каждой из сторон?

Предполагаемый ответ находим в учебнике:

В течении лета 1812 года наполеон сосредоточил на западных границах России мощную военную силу 600 000 человек

- 225 000 человек под его личным командованием;

- 80 000 человек под командованием Евгения Богарне;

- 70 000 – Жером Бонапарт (младший брат);

- 165 000 войск резерва;

- 200 000лошадей и 25 000 повозок, флотилия из 100 речных судов;

Противостоявшие неприятелю русские силы представляли собой 3 армии общей численностью 210 – 220 тысяч человек

Пример (работа в парах):

Документ на партах

Приказ Наполеона при переходе армии через Неман:

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Россия увлечена роком. Судьбы её должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдём Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение 50 лет оказывала на дела Европы».

Проблемный вопрос классу: Как Наполеон своим вступлением в эту войну доказал своё мнимое превосходство?

Предполагаемый ответ (рассматривание репродукции):

С высоко холма на западном берегу Немана, окруженный свитой, обозревал картину переправы сам Наполеон Бонапарт. Великая армия шла на войну, как на парад. Перед глазами великого полководца стройными рядами, с реющими на ветру знаменами, в идеальном порядке ступали его войска.

Суровые гренадеры в роскошных медвежьих шапках с красными султанами, кирасиры в блистающих на солнце нагрудных латах, ярко наряженные гусары, мрачноватые драгуны в касках с конскими хвостами, артиллеристы, понтонеры, музыканты – все они шли, славя своего кумира. И содрогнулся воздух от тысячеголосого: «Да здравствует император!».

Как безгранично верили они ему, великому, единственному, непобедимому! Они верили: где Наполеон, там триумф, слава, и нет силы, способной остановить Великую армию.

  1. На этапе актуализации знаний реализуется принцип учёта личностно-ориентированного подхода, учёта психологических особенностей учащихся, при котором развивается умение формировать свою точку зрения на события истории, формируется умение применять полученные знания на практике, приобретается новый опыт развития.

Результат: самореализация, утверждение личности в процессе работы над историческим материалом, включённость в практическую деятельность, общение с одноклассниками. Используя разнообразные документы, источники информации и формы работы (группы, инсценировка) учащиеся приближаются к выяснению причин поражения Наполеона в этой войне и ошибок и удач русского командования.

Пример. Работа в больших группах.

Группа №1. Планы Армии Наполеона, инсценирование военных советов.

Наполеон планировал разгромить в приграничных сражениях разделенные пространством русские армии, не дав им соединиться.

Группа №2. Планы Армии Александра, работа и анализ документов.

Вариант «А» наступательная война:

Отрезать, окружить и уничтожить войска противника в герцогстве Варшавском и в Пруссии, а затем выдвинуться навстречу главным силам.

Вариант «Б» оборонительная война:

Отступать, изматывая войска противника и оставляя за собой выжженную территорию, вплоть до перехода в контрнаступление.

Как ни удивительно, но до самого последнего дня русское командование не имело ни единого плана и не могло определить направление главного удара Великой армии, ставя свои действия от намерений противника.

«В случае вторжения Наполеона в Россию следует искусным отступлением заставить неприятеля удалиться от операционного базиса, утомить его мелкими предприятиями и завлечь вовнутрь страны, а затем с сохраненными войсками и с помощью климата подготовить ему, хотя бы за Москвой, новую Полтаву». М.Б. Барклай – де – Толли 1807 год.

Приказ императора Александра I по русской армии

«Из давнего примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сие меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия.  Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первым войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян.

Воины! Вы защищаете веру, Отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог». Вильно, 13 июня 1812 года.

  1. Этап изучения нового материала реализуется через принцип «включённости» в другой предмет и другую область искусства – литературу.

Учащиеся самостоятельно после просмотра фрагмента фильма режиссера С. Бондарчука «Война и мир» (ч.3. Бородинское сражение) формулируют вопросы по теме урока, задают их друг другу и принимают решение о записи в опорных конспектах.

Примерные вопросы

- Какие события отражены в этом фрагменте?

- Как режиссеру удалось их передать?

- О каком событии, сражении в идет речь?

Определение темы урока: «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Мемуары Коленкура (читает учитель)

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое Отечество» (И.М.Кутузов)

«Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…гремели залпы 1200 орудий» (Наполеон).

Постановка основной учебной задачи:

Сформулируйте задачи урока, исходя из особенностей урока.

1. Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812г.

2. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и писателя Л.Н.Толстого на события.

Слово учителя литературы:

Работая с историческими материалами и литературным текстом, составляя опорную таблицу, вам предстоит выяснить взгляды историков и писателя на цели, подготовку, ход и итоги Бородинского сражения.

Работа с опорной таблицей «Цели сражения, подготовка к сражению, Соотношение сил накануне сражения, ход сражения.» потребует от учеников критического сопоставления учебного материала двух дисциплин, ведение диалога и умения анализировать тексты с точки зрения литературы и истории.

Результат: самостоятельные выводы на основании работы с различными источниками информации.

Опорный конспект

Вопросы

Исторические факты

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

1. Цели и задачи, преследуемые армией.

Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве.

«…не имело ни малейшего смысла»

2. Подготовка к сражению.

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение… принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности…»

3. Соотношение сил накануне сражения.

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона.

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

4. Ход сражения.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями.

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

  1. Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле» построен на основе исследовательского, эвристического метода, который заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения.

Основные принципы исследовательского метода: постановка проблемных вопросов, эвристических заданий.

Основная задача: читательское освоение художественного произведения.

Пример.

Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3

Постановка проблемного вопроса:

Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет Пьеру Безухову.

Почему день накануне Бородинской битвы Толстой показал глазами гражданского человека Пьера?

В каком настроении он отправляется на Бородинское поле?

Что приводит Безухова на Бородинское поле?

Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает?

Что удивляет Пьера? Что начинает понимать Пьер? Какие чувства владеют людьми накануне сражения?

Вывод: Что такое, по Толстому, чувство патриотизма?

  1. Применение технологии взаимодействия на этапе анализа литературного и исторического эпизода позволяет разделить класс на микрогруппы и каждому поработать и с историческим, и литературным источником.

В основе контроля этого анализа сравнение ответов разных микрогрупп, обмен мнениями, возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Результат: сотворчество.

Пример (работа в микрогруппах)

Задание: сравните численность армий и военную тактику Кутузова и и Наполеона в Бородинском сражении.

Численность армий:

Русская армия:

- Протяженность линии обороны русской армии составляла 8 км.

- Первые 2 линии – пехотинцы с интервалом не более 200 метров;

- Далее еще 2 линии – кавалерия;

- В радиусе 1 км – резервные части;

Общая численность войск – 154,8 тыс. человек (регулярные войска – 115 302 человека, казаки – 11 тысяч, ополченцы – 28,5 тыс. человек) и 640 орудий.

Французская армия:

- Справа – корпус князя Понятовского

- Центр – части маршалов Даву, Нея, Жюно и кавалерия маршала Мюрата;

- Слева – корпус Е. Богарне и кавалерия маршала Груши;

134 тыс. человек (кадровые, регулярные войска)  и 587 орудий.

-Резерв – Старая гвардия (главный резерв – 20 – 30 тыс. человек ТАК И НЕ ВВЕЛ в бой!) и Молодая гвардия.

Военная тактика

 Кутузов:

- Главный прием – упорная оборона, а затем неожиданный переход в наступление за счет резервов;

- I этап – упорные оборонительные бои с нанесением врагу по возможности большого ущерба, обескровить его и привести в замешательство;

-  II этап – свежими силами, не принимавшими участия в первом этапе сражения, перейти в наступление и разбить противника;

Наполеон:

- Наступательный характер сражения;

- Нанесение прямого фронтального удара против правых флангов – сковать силы противника;

- Смять неприятеля в центре и совершить охватывающий маневр в обход левого фланга оборонительной линии;

- После серии мощных ударов боевые порядки русских будут прорваны в одном или нескольких местах, что позволит развернуть общее наступление и уничтожить неприятеля;

  1. Просмотр фрагмента фильма «Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения») позволяет использовать игровую технологию, в которой есть

– художники: рисуют обстановку в штабе князя накануне сражения, состояние природы, звуки, краски эпизода.

- психологи: анализируют психологическое состояние героев накануне сражения, делают выводы об интонации, речи, мимике героев, их эмоциях, настрое.

- социологи: дают описание исторической обстановки, настроения масс и отдельных людей того времени.

- исследователи: выясняют значение образов Пьера и Андрея в этом эпизоде.

- филологи анализируют текст произведения и сравнивают его с режиссёрской интерпретацией.

Анализ эпизода «Пьер на батарее Раевского». Основное условие – ответами должен быть текст романа Л.Н. Толстого. Анализ 31-32 главы.

В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского?

Что наблюдает Пьер на батарее Раевского?

Как отнеслись бойцы к Пьеру?

Что из увиденного меняет настроение Пьера?

Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились?

Что заставило Пьера вернуться на батарею?

  1. Творческий подход реализуется через анализ трёх видов искусства: живописи, литературы, кино.

Анализ Бородинского поля после сражения.

Такой анализ сразу с трёх точек зрения подводит к выводам о том, что каждый считает:

Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться.

Проблемный вопрос от учителя истории:

Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

Проблемный вопрос от учителя литературы: 

Вы убедились, что точка зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

Как вы можете объяснить такие разногласия?

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы  учителя истории:

--Благодаря чему русская армия одержала победу?

--Что главное для победы, по мнению Толстого?

Таким образом, урок реализован исходя из следующих этапов:

1. Актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

2. Формирование творческих групп.

3. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы.

4. Анализ и решением проблемного вопроса.

5. Контроль на разных этапах урока за освоением учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

интегрированный урок литературы и истории "Ошибка Наполеона"

Данный интегрированный урок посвящен Отечественной войне 1812 года. Урок разработан учителем истории Ярошевич О.Ю. и учителем русского языка илитературы Гостеевой Т.Н....

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Разработка урока "Стертая прелесть старины" (интегрированный урок литературы и истории)

На данном уроке мы познакомимся с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литерату...