Конспект урока "Встреча с поэтом Мариной Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акимова Валентина Александровна

Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_poetom_marinoy_tsvetaevoy_11_klass.rar52.97 КБ
Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе с элементами мастерской

Технология развития критического мышления

учитель Акимова Валентина Александровна,  учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой. Любовь в лирике Цветаевой».

Цели урока:

1. Образовательные:

• познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой М. Цветаевой;

• исследовать тему любви как важнейшую в творчестве Цветаевой;

• проанализировать ключевые стихотворения в группах с элементами мастерской.

2. Развивающие:

•развитие интереса к личности и творчеству М. Цветаевой;

•развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; развивать навыки анализа поэтического текста;

•развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся;

•совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

3. Воспитательные:

• воспитывать духовно - нравственную культуру учащихся;

• формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Оборудование:

портрет, фотографии М Цветаевой, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа

Приложение 1 Биография Марины Цветаевой

Приложение 2 Презентация к уроку

Приложение 3 Анализ лирического текста

Ход урока:

Класс делится на 4 группы

1 стадия урока―Вызов

Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе

2 стадия урока―Объявление темы и целеполагание

―Сегодня на уроке мы познакомимся с судьбой и творчеством поэта Марины Цветаевой. Она не любила, когда ее называли поэтессой (слайд 1)

Учитель читает наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» (слайд 2)

―Все стихотворение- это размышление о поэзии, о ее судьбе, ее предназначении.

И. Бродский писал о Цветаевой: «Цветаева― поэт исключительного дарования. Формально Цветаева значительно интересней всех своих современников, включая футуристов, и ее рифмовка изобретательней пастернаковской».

Попытаемся «прикоснуться» к стихам Марины Цветаевой, ощутить особенность, непохожесть ее лирики на произведения других поэтов Серебряного века

3 стадия― Осмысление - Знакомство с судьбой поэта

1 Задание классу:

― Сейчас  ученик расскажет о судьбе Марины Цветаевой. По ходу рассказа составьте в тетради хронологическую таблицу  наиболее  важных моментов ее жизни.

Определите ключевое слово в определении судьбы Марины Цветаевой.

Выступление ученика на тему: Судьба Марины Цветаевой (см.Приложение1)-слайды с 3-26

В ходе рассказа учащиеся читают такие стихотворения Цветаевой наизусть:

• «Я с вызовом ношу его кольцо…»

• «Никто ничего не отнял…»

• «Имя твое―птица в руке…»

Ответ учеников: ключевое слово, определяющее судьбу Цветаевой,- трагичность

2 задание классу:

―Послушайте стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»(ученик читает наизусть) и подумайте, какие ассоциации с именем  Марина у вас возникают? (слайд 27) (ассоциации с Афродитой- богиней любви и красоты)

Слово учителя:

― З. Фрейд утверждал, что основные базисные потребности человека- любовь и страсть к смерти,  разрушению.

Эти мотивы проходят через все творчество М. Цветаевой. Постижение сущности ее поэзии требует как обостренного слуха, так и определенного уровня развития души. Попытаемся «настроиться на волну» Цветаевой, поможет в этом романс в исполнении А. Пугачевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (из кинофильма «Ирония судьбы…») (Звучит романс (слайд 28), в это время ученики читают высказывания Цветаевой о любви)

―Вся поэзия Цветаевой пронизана духом любви, самое глубокое и тайное в ней мы всегда узнаем из ее стихов. Сегодня, читая стихотворения о любви, будем искать ответ на вопрос: «В чем своеобразие любви у Цветаевой?». Выписывая ключевые слова по теме, в конце урока попытаемся вывести формулу цветаевской любви.

4. стадия― Коллективный анализ стихотворений

  1. ―Еще раз прочитайте стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», выпишите в тетрадь, какая любовь здесь изображена? (слайд 29)

( любовь-дружба, «невстреча»);

  1. ―А теперь в стихотворении «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»(слайд 30) (любовь-это память,  бессмертие, только поэт может воспеть и увековечить любовь);
  2. Подробный анализ стихотворения «Психея» (1918 год).

Вопросы классу:

1.Прочитайте стихотворение (слайд 31)

2. Подчеркните слова, изображающие лирическую героиню

3. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления). Слова, означающие один мир, выпишите в тетрадь в один столбик, другой – во второй столбик (слайд32-33).

4. Как вы понимаете выражение «и жерновов навешали на шею»? (слайд 34)

Учитель:

― Это  стихотворение написано в 1918 году. К этому времени в лирике Цветаевой появляется “двоякость природы человека: две женские сути, символизирующиеся в Психее (Душа) и Еве (тело), и обобщение: человеческие высоты – и низости, чистота – и греховность, свет и тьма, высшее - и земное, “бытие” и “быт”…(слайд35)

Ученики:

- В художественном пространстве стихотворения мы обратили внимание на существительные, которые представляют два противоположных мира: “самозванка” – “земля” – “лохмотья” - “плоть” – “отрепье” и “дом” – “небо” – “крылья” – “великолепие”. Распределив их на две группы, можно сделать вывод, что в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с Землей, - отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Таким образом, Небо – ее дом.

5. Чтобы понять смысл стихотворения, вспомните и расскажите миф о Психее.

Ученики рассказывают миф (слайд 36)

6.Учитель:

 - Есть ли в стихотворении то, что вы узнали из мифа?

Ученики:

- Лирическая героиня, как и Психея, прошла на этой земле много испытаний (об этом говорят глаголы прошедшего времени: все “истрепала”, “изорвала”, только “осталось”) и теперь желает обрести любовь.

Учитель:

―Хотела бы заметить, что для усиления впечатления от прочитанного автор использует одну из черт художественной речи – эмоциональность; все стихотворение – варьирование образа Психеи (кстати, это один из постоянных приемов Цветаевой): “не самозванка”, “не служанка”, “твой день седьмой”, “твое седьмое небо”. Этот прием проясняет и уточняет образ, усиливает эмоциональное воздействие. “Психея – ласточка” объединяет два противоположных мира, положенных в основу стихотворения.

7.Учитель:

-  Что можно предположить, проанализировав звукопись стихотворения?

Ученики:

- Разумно предположить, что и в звуковой инструментовке стихотворения проявляется антитеза. Аллитерация такова, что на фоне сонорных [л], [м], [н], [р] выделяются парные [д], [т], [б], [п], что придает контрастность. Ассонанс же в основном на [о] и [е] придает оттенок страстности и нежности одновременно.

Вывод:

-  Перед нами страстный монолог женщины, обращенный к возлюбленному. Проанализировав стихотворение, нетрудно догадаться, что тема его – душа, жаждущая любви (записываем в тетрадь). Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Высокая, «неземная» любовь противопоставлена земной, телесной, плотской любви.

Ключевые слова: высокая, неземная любовь

5. стадия― Рефлексия -  Работа в группах

Задание группам:

Проанализируйте стихотворения в группах по плану:

Анализ лирического текста

1.Отметьте ключевые слова, помогающие раскрыть тему стихотворения

2.Выделите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, оксюмороны и др.)

Определите их роль в развитии  замысла поэта.

3.Особенности изображения лирической героини (героя). Чувства, настроение, движение души.

4. Анализ синтаксических фигур (знаки препинания)

5. Анализ фонетики (звукопись: аллитерация, ассонанс)

После анализа стихотворений от группы выступает представитель, остальные записывают основную информацию в тетрадь.

1группа-стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель"(слайд 38)

Любовь - бесконечная преданность, самоотверженность

2 группа - стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»(слайд 39)

Любовь - расставанье, обида, непонимание, боль

3 группа - «Быть мальчиком твоим светлоголовым» (слайд 40)

Любовь - преклонение, готовность защитить, закрыть с собой, бескорыстная самоотдача, самопожертвование

4 группа - «Не обман― страсть, и не вымысел» (слайд 41)

Любовь -  любовь земная, бытовая, пошлая противопоставлена возвышенной любви

6. стадия – Подведение итогов

Учитель:

―Прочитайте стихотворение « Наконец-то встретила надобного – мне» (слайд 42) и определите, какое значение Цветаева вкладывает в слово «надоба»

Ученики: «надоба» - это чувство любви, без которого не может жить человек, без которого не могла существовать Цветаева.

Она любила любить, и все ее стихи - это как единая книга о любви, написанная на одном вздохе.

Стихи, посвященные любви, подкупают абсолютной открытостью, искренностью, потрясают обнаженностью души. Цветаева писала: «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи ― те самые серебряные, сердечные дребезги…»

Ей присуща нервная сжатость стиха, напряженность, затрудненность поэтической речи, резко акцентированная звукопись, делающие ее стихи, проникающими в душу.

Учитель:

― Попытаемся из ключевых слов вывести формулу цветаевской любви

(в это время звучит романс в исполнении Т. Гвердцители  «Посвящение женщине») (слайд 44) (сайды 45-46)

Формула:

Дружба +бесконечная преданность + самопожертвование: боль, обида, страдание, непонимание= любовь

7. стадия ― Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Любовьв лирике Цветаевой»(слайд 47)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)

На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными  этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...

Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013

Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...

План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

Цели:1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.2. Помочь разобраться в особенностя...

Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой

Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).

laquo;Маленькая история большой любви» – так можно на­звать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть го­ворит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...