Главные вкладки

    Конспект урока "Встреча с поэтом Мариной Цветаевой"
    план-конспект урока по литературе (11 класс)

    Акимова Валентина Александровна

    Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vstrecha_s_poetom_marinoy_tsvetaevoy_11_klass.rar52.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературе с элементами мастерской

    Технология развития критического мышления

    учитель Акимова Валентина Александровна,  учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

    Тема урока: «Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой. Любовь в лирике Цветаевой».

    Цели урока:

    1. Образовательные:

    • познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой М. Цветаевой;

    • исследовать тему любви как важнейшую в творчестве Цветаевой;

    • проанализировать ключевые стихотворения в группах с элементами мастерской.

    2. Развивающие:

    •развитие интереса к личности и творчеству М. Цветаевой;

    •развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; развивать навыки анализа поэтического текста;

    •развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся;

    •совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

    3. Воспитательные:

    • воспитывать духовно - нравственную культуру учащихся;

    • формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

    Оборудование:

    портрет, фотографии М Цветаевой, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа

    Приложение 1 Биография Марины Цветаевой

    Приложение 2 Презентация к уроку

    Приложение 3 Анализ лирического текста

    Ход урока:

    Класс делится на 4 группы

    1 стадия урока―Вызов

    Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе

    2 стадия урока―Объявление темы и целеполагание

    ―Сегодня на уроке мы познакомимся с судьбой и творчеством поэта Марины Цветаевой. Она не любила, когда ее называли поэтессой (слайд 1)

    Учитель читает наизусть стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» (слайд 2)

    ―Все стихотворение- это размышление о поэзии, о ее судьбе, ее предназначении.

    И. Бродский писал о Цветаевой: «Цветаева― поэт исключительного дарования. Формально Цветаева значительно интересней всех своих современников, включая футуристов, и ее рифмовка изобретательней пастернаковской».

    Попытаемся «прикоснуться» к стихам Марины Цветаевой, ощутить особенность, непохожесть ее лирики на произведения других поэтов Серебряного века

    3 стадия― Осмысление - Знакомство с судьбой поэта

    1 Задание классу:

    ― Сейчас  ученик расскажет о судьбе Марины Цветаевой. По ходу рассказа составьте в тетради хронологическую таблицу  наиболее  важных моментов ее жизни.

    Определите ключевое слово в определении судьбы Марины Цветаевой.

    Выступление ученика на тему: Судьба Марины Цветаевой (см.Приложение1)-слайды с 3-26

    В ходе рассказа учащиеся читают такие стихотворения Цветаевой наизусть:

    • «Я с вызовом ношу его кольцо…»

    • «Никто ничего не отнял…»

    • «Имя твое―птица в руке…»

    Ответ учеников: ключевое слово, определяющее судьбу Цветаевой,- трагичность

    2 задание классу:

    ―Послушайте стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»(ученик читает наизусть) и подумайте, какие ассоциации с именем  Марина у вас возникают? (слайд 27) (ассоциации с Афродитой- богиней любви и красоты)

    Слово учителя:

    ― З. Фрейд утверждал, что основные базисные потребности человека- любовь и страсть к смерти,  разрушению.

    Эти мотивы проходят через все творчество М. Цветаевой. Постижение сущности ее поэзии требует как обостренного слуха, так и определенного уровня развития души. Попытаемся «настроиться на волну» Цветаевой, поможет в этом романс в исполнении А. Пугачевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (из кинофильма «Ирония судьбы…») (Звучит романс (слайд 28), в это время ученики читают высказывания Цветаевой о любви)

    ―Вся поэзия Цветаевой пронизана духом любви, самое глубокое и тайное в ней мы всегда узнаем из ее стихов. Сегодня, читая стихотворения о любви, будем искать ответ на вопрос: «В чем своеобразие любви у Цветаевой?». Выписывая ключевые слова по теме, в конце урока попытаемся вывести формулу цветаевской любви.

    4. стадия― Коллективный анализ стихотворений

    1. ―Еще раз прочитайте стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», выпишите в тетрадь, какая любовь здесь изображена? (слайд 29)

    ( любовь-дружба, «невстреча»);

    1. ―А теперь в стихотворении «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»(слайд 30) (любовь-это память,  бессмертие, только поэт может воспеть и увековечить любовь);
    2. Подробный анализ стихотворения «Психея» (1918 год).

    Вопросы классу:

    1.Прочитайте стихотворение (слайд 31)

    2. Подчеркните слова, изображающие лирическую героиню

    3. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления). Слова, означающие один мир, выпишите в тетрадь в один столбик, другой – во второй столбик (слайд32-33).

    4. Как вы понимаете выражение «и жерновов навешали на шею»? (слайд 34)

    Учитель:

    ― Это  стихотворение написано в 1918 году. К этому времени в лирике Цветаевой появляется “двоякость природы человека: две женские сути, символизирующиеся в Психее (Душа) и Еве (тело), и обобщение: человеческие высоты – и низости, чистота – и греховность, свет и тьма, высшее - и земное, “бытие” и “быт”…(слайд35)

    Ученики:

    - В художественном пространстве стихотворения мы обратили внимание на существительные, которые представляют два противоположных мира: “самозванка” – “земля” – “лохмотья” - “плоть” – “отрепье” и “дом” – “небо” – “крылья” – “великолепие”. Распределив их на две группы, можно сделать вывод, что в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с Землей, - отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Таким образом, Небо – ее дом.

    5. Чтобы понять смысл стихотворения, вспомните и расскажите миф о Психее.

    Ученики рассказывают миф (слайд 36)

    6.Учитель:

     - Есть ли в стихотворении то, что вы узнали из мифа?

    Ученики:

    - Лирическая героиня, как и Психея, прошла на этой земле много испытаний (об этом говорят глаголы прошедшего времени: все “истрепала”, “изорвала”, только “осталось”) и теперь желает обрести любовь.

    Учитель:

    ―Хотела бы заметить, что для усиления впечатления от прочитанного автор использует одну из черт художественной речи – эмоциональность; все стихотворение – варьирование образа Психеи (кстати, это один из постоянных приемов Цветаевой): “не самозванка”, “не служанка”, “твой день седьмой”, “твое седьмое небо”. Этот прием проясняет и уточняет образ, усиливает эмоциональное воздействие. “Психея – ласточка” объединяет два противоположных мира, положенных в основу стихотворения.

    7.Учитель:

    -  Что можно предположить, проанализировав звукопись стихотворения?

    Ученики:

    - Разумно предположить, что и в звуковой инструментовке стихотворения проявляется антитеза. Аллитерация такова, что на фоне сонорных [л], [м], [н], [р] выделяются парные [д], [т], [б], [п], что придает контрастность. Ассонанс же в основном на [о] и [е] придает оттенок страстности и нежности одновременно.

    Вывод:

    -  Перед нами страстный монолог женщины, обращенный к возлюбленному. Проанализировав стихотворение, нетрудно догадаться, что тема его – душа, жаждущая любви (записываем в тетрадь). Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Высокая, «неземная» любовь противопоставлена земной, телесной, плотской любви.

    Ключевые слова: высокая, неземная любовь

    5. стадия― Рефлексия -  Работа в группах

    Задание группам:

    Проанализируйте стихотворения в группах по плану:

    Анализ лирического текста

    1.Отметьте ключевые слова, помогающие раскрыть тему стихотворения

    2.Выделите средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы, оксюмороны и др.)

    Определите их роль в развитии  замысла поэта.

    3.Особенности изображения лирической героини (героя). Чувства, настроение, движение души.

    4. Анализ синтаксических фигур (знаки препинания)

    5. Анализ фонетики (звукопись: аллитерация, ассонанс)

    После анализа стихотворений от группы выступает представитель, остальные записывают основную информацию в тетрадь.

    1группа-стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель"(слайд 38)

    Любовь - бесконечная преданность, самоотверженность

    2 группа - стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»(слайд 39)

    Любовь - расставанье, обида, непонимание, боль

    3 группа - «Быть мальчиком твоим светлоголовым» (слайд 40)

    Любовь - преклонение, готовность защитить, закрыть с собой, бескорыстная самоотдача, самопожертвование

    4 группа - «Не обман― страсть, и не вымысел» (слайд 41)

    Любовь -  любовь земная, бытовая, пошлая противопоставлена возвышенной любви

    6. стадия – Подведение итогов

    Учитель:

    ―Прочитайте стихотворение « Наконец-то встретила надобного – мне» (слайд 42) и определите, какое значение Цветаева вкладывает в слово «надоба»

    Ученики: «надоба» - это чувство любви, без которого не может жить человек, без которого не могла существовать Цветаева.

    Она любила любить, и все ее стихи - это как единая книга о любви, написанная на одном вздохе.

    Стихи, посвященные любви, подкупают абсолютной открытостью, искренностью, потрясают обнаженностью души. Цветаева писала: «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи ― те самые серебряные, сердечные дребезги…»

    Ей присуща нервная сжатость стиха, напряженность, затрудненность поэтической речи, резко акцентированная звукопись, делающие ее стихи, проникающими в душу.

    Учитель:

    ― Попытаемся из ключевых слов вывести формулу цветаевской любви

    (в это время звучит романс в исполнении Т. Гвердцители  «Посвящение женщине») (слайд 44) (сайды 45-46)

    Формула:

    Дружба +бесконечная преданность + самопожертвование: боль, обида, страдание, непонимание= любовь

    7. стадия ― Домашнее задание

    Написать сочинение-миниатюру «Любовьв лирике Цветаевой»(слайд 47)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)

    На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными  этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...

    Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013

    Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...

    План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

    План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

    Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

    Цели:1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.2. Помочь разобраться в особенностя...

    Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой

    Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой...

    Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).

    laquo;Маленькая история большой любви» – так можно на­звать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть го­ворит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...