Презентация к уроку"Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Борисова Антонида Леонидовна

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу», - писал И.С. Тургенев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_turgenev_stihi_v_proze.pptx855.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Лебединая песня Тургенева» Стихотворения в прозе И.С.Тургенева МБОУ «Пестеревская ООШ» А.Л.Борисова

Слайд 3

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд : тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу», - писал И.С. Тургенев.

Слайд 4

Что такое стихотворение в прозе? ответ Факты

Слайд 5

Роды литературы это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому ЭПОС рассказ о герое и происходящих с ним события х ЛИРИКА Раскрывает чувства, мысли , переживания лирического героя ДРАМА п редназначена для постановки на сцене

Слайд 6

Основные жанры лирики Сонет Эпиграмма Ода Романс, песня Послание Элегия Лирическое стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками .

Слайд 7

Художественный текст ПРОЗАИЧЕСКИЙ ТЕКСТ – это речь отрывистая , не связанная метром и рифмой СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ – это речь периодическая, ритмически организованная , обладающая метром, размером, рифмой и ритмом Главное отличие поэзии от прозы –наличие рифмы и ритма

Слайд 8

Стихотворение в прозе- лирическое произведение в прозаической форме Раскрывает чувства, мысли, переживания лирического героя Отсутствие рифмы, ритма, т.е. прозаическая форма ЛИРИКА ПРОЗА Стихотворная форма Лирический герой близок автору

Слайд 9

История создания 80-е гг. Франция, г. Буживаль Редактор журнала " Вестник Европы" М. М. Стасюлевич Стасюлевич предлагал назвать "зигзагами«, т.к . "коротки как молнии и как молния внезапно освещают пред Вами громадные перспективы". Однако писатель назвал свой цикл по-латыни "Старческое" – " Senilia ". “ Senilia ” (“Старческое”), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи (вежливо выражаясь) старика”, – писал Тургенев в одном из писем

Слайд 10

Инструктаж План работы в творческих группах: Распределить роли чтеца; комментатора(тот, кто выступает от имени группы). Прочитать выразительно стихотворение. Проанализировать стихотворение по плану. Обобщение План анализа стихотворения в прозе: Название. История создания(место, время создания стихотворения) Тема. Основная мысль. Художественные средства. Авторское отношение.//моё отношение

Слайд 11

Собака (февраль, 1878 г.) Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Слайд 12

Воробей Апрель, 1878 Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Слайд 13

«Русский язык» Июнь 1882 г. Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882 г . царя Александра I . В августе 1882 г . приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия , специализирующаяся на агентурной деятельности.

Слайд 14

Домашнее задание На выбор: – выучить наизусть одно из стих-ий ; – сделать анализ по образцу; – написать своё стихотворение в прозе на любую тему. Дополнительное задание , предваряющее изучение Н.А.Некрасова: подготовить презентацию или сообщение о поэте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».

            Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа...

Презентация "Стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Памяти Ю.П. Вревской".

Краткое содержание презентации: жанр стихотворения в прозе, стихотворения в прозе И.С. Тургенева, историческая основа и история создания стихотворения в прозе "Памяти Ю.П.Вревской", личность и судьба ...

Презентация к уроку - конкурсу "Выразительное чтение наизусть стихотворений в прозе И.С.Тургенева"

Цель  урока - конкурса :-продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.С.Тургенева;-рассмотреть особенности жанра «стихотворение в прозе»;-познакомиться с историей создания «Ст...