Урок литературы по теме "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Савельева Татьяна Алексеевна

Урок изучения нового материала. Знакоство с лирикой А.А. Ахматовой. Лекция с элементами беседы и литературно-музыкальной композиции. Сопоставление раннего и позднего творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Тема урока: «А.А. Ахматова – «голос своего поколения».

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой А.А. Ахматовой,

охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»;

показать, как исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, художественный вкус исполнителей и слушателей нравственные ценности.

Воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, любовь к Родине.

Средства обучения: учебники, хрестоматии, портреты А. Ахматовой, сборники ее стихов, ресурсы Интернет, компьютер, презентация слайдов «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой».

Методические приемы: повторение пройденного материала, лекция с элементами беседы и литературно - музыкальной композиции, сопоставление раннего и позднего творчества поэта.

Тип урока: комбинированный.

                                                                      Эпиграф:

                                                                              Я – голос ваш, жар вашего

                                                                                                                     дыханья,

                                                                              Я – отражение вашего лица.

                                                                              Напрасных крыл напрасны

                                                                                                                     трепетанья,

                                                                              Ведь все равно я с вами до конца.

                                                                     

                                                                                                                            Многим.                                                                                                      

Слово учителя.

У всего  на земле  есть свой звук, свой  голос: по-особому звучит шум камыша у тихой реки, шум ветра в водосточной трубе, своё звучание у скрипки и тромбона, свой особый голос у соловья и совы. У каждого человека тоже свой неповторимый голос.

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Целеполагание: - О  каком голосе идет речь в этом отрывке? Какой смысл вкладывает поэтесса в эти несколько строк? Как вы понимаете слова автора?

 - Чему будет посвящён, по вашему мнению, наш урок?

 - Какую задачу мы поставим перед собой? Какова, на ваш взгляд, цель нашего урока?

Учащиеся: Нам уже  известно раннее творчество А. Ахматовой,  сегодня мы продолжим знакомство с лирикой поэтессы, охарактеризуем особенности ее позднего творчества, увидим, как исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве и судьбе.

- Откройте тетради и запишите тему и план  урока. В течение всего занятия вам необходимо делать записи в тетради в соответствии с данным планом. Необходимо записи делать кратко, чётко, лаконично.

 

План урока:

1. Раннее творчество А.А. Ахматовой.

2. «Вечер» и «Четки» - первые сборники поэтессы.

3. Сборник «Белая стая» - поворотный момент в творческой биографии А.А. Ахматовой.

4. Судьба России в творчестве поэта.

5. Пушкинские традиции в лирике А.А. Ахматовой.

6. Судьба и творчество поэтессы во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

7. Образ А. Ахматовой в искусстве.

 

                                              Тихо звучит музыка А. Вивальди.

            - Давайте послушаем эпилог поэмы «Реквием» и попробуем ответить на вопрос: Как связана жизнь Ахматовой с жизнью народа?  В чём это проявляется?

                Учитель:

                                        А если когда-нибудь в этой стране

                                        Воздвигнуть задумают памятник

                                                                               мне,

                                        Согласье на это даю торжество,

                                        Но только с условием –

                                                                    не ставить его

                                        Ни около моря, где я родилась:

                                        Последняя с морем разорвана

                                                                             связь,

                                        Ни в царском саду возле старого

                                                                                пня,

                                        Где тень безуспешная ищет меня,

                                        А здесь, где стояла я триста часов,

                                        И где для меня не открыли засов.

                                        Затем, что и в смерти блаженной

                                                                               боюсь,

                                        Забыть громыхание чёрных

                                                                          марусь,

                                        Забыть, как постылая хлопала

                                                                             дверь,

                                        И выла старуха, как раненый

                                                                            зверь.

                                        И пусть с неподвижных и бронзовых век,

                                        Как слёзы, струится подтаявший

                                                                                  снег,

                                        И голубь тюремный пусть гулит

                                                                                  вдали,

                                        И тихо идут по Неве корабли.                                                                          

                                                           

Эти строки принадлежат поэтессе, которая среди поэтов XX века занимает особое место. Это Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко).

Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. Ей довелось пережить смерть близких, две революции, две страшных войны, обиды, предательства, личные трагедии… Но никто не видел её с поникшей головой. Душа её не гнулась под «ветрами клевет».

  Презентация слайдов «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой».

В первую очередь имя Ахматовой ассоциируется с Петербургом, там она прожила большую часть своей жизни. Но до Петербурга было еще Царское Село – маленький «город муз». Там прошли детство и юность Анны Андреевны, там началось становление ее поэтического дара.

Отцу не понравилось увлечение дочери, и он не разрешил ей «позорить его фамилию». Тогда она взяла фамилию бабушки, не подумав, что под фамилией, хранящей память о монгольском иге, собралась стать русским поэтом. Так в русскую литературу вошла Анна Ахматова.

                                        Я – голос ваш, жар вашего

                                                                                    дыхания,

                                        Я – отражение вашего лица.

                                        Напрасных крыл напрасны

                                                                                    трепетанья,

                                        Ведь все равно я с вами до конца.

Уже в начале своего творческого пути А. Ахматова понимает свое предназначение, говорит «я – голос ваш». И затем всей своей жизнью, всем своим творчеством подтвердит, что она «голос своего поколения».

 

  1. Беседа о творчестве поэтессы. Активизация знаний учащихся.

О раннем творчестве Анны Андреевны Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой – Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

  - Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова. Кто был ее единомышленниками? В чём заключалась суть этого течения?

                 

Ученик:  Акмеизм – литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Единомышленниками также были С. Городецкий, М. Кузмин, ранний Н. Гумилев. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», возврат к материальному миру.

Учитель: Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера «материализации» переживаний была характерна, прежде всего, для творчества Анны Ахматовой.

             - Как называются первые сборники Ахматовой? Каковы темы её раннего творчества? («Вечер», 1912 год и «Чётки», 1914. Главная тема раннего творчества – любовь.)

Учитель: Мне хочется заметить, что чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних её сборниках -  чувство абсолютно земное, лишённое мистической потусторонности…

Сообщение учащегося о первых сборниках Ахматовой.

            В литературу Анна Ахматова вошла внезапно и быстро. Помог напечатать первую книгу Анне Андреевне в 1912 году её муж Николай Гумилёв. Он отобрал из 200 стихотворений те 46, какие и составили сборник «Вечер». После появления первой книги стали говорить о «загадке Ахматовой». Сам талант очевиден, но загадочным казалось сочетание женственности и хрупкости с той твёрдостью, переходящей во власть и почти жестокость.

Сначала хотели это противоречие не замечать. Некоторое время за Ахматовой следовали эпитеты: надломленная, страдающая, безвольная, хрупкая. А Гумилёв писал о своей жене – «и держит молнии в руке». Но вот в 1914 году вышла и вторая книга – «Чётки», и Ахматова заняла своё место на поэтическом Олимпе. Ей стали подражать. Стали «любить по-ахматовски». У многих вызывала восхищение её любовная лирика, в которой, пренебрегая всеми столетними канонами, рассказывает о любви не он, не мужчина, а – она  и лишь она. Конечно, и до Ахматовой  были талантливые поэтессы (Евдокия Ростопчина,  Каролина Павлова), но подобной власти слова не было ни у кого из женщин – поэтов. Ахматову называли Сафо XX столетия.

                           Стихи из раннего творчества читают учащиеся.

                               Чтец:   Сжала руки под темной вуалью…

                                        «Отчего ты сегодня бледна?»

                                        - Оттого, что я терпкой печалью

                                        Напоила его допьяна.

                                        Как забуду? Он вышел, шатаясь.

                                        Искривляя мучительно рот…

                                        Я сбежала, перил не касаясь,

                                        Я бежала за ним до ворот.

                                        Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

                                        Все, что было. Уйдешь, я умру».

                                        Улыбнулся спокойно и жутко

                                        И сказал мне: “Не стой на ветру”.

                          Чтец:    Не любишь, не хочешь смотреть?

                                        О, как ты красив, проклятый!

                                        И я не могу взлететь,

                                        А с детства была крылатой.

                                        Мне очи застит туман.

                                        Сливаются вещи и лица,

                                        И только красный тюльпан,

                                        Тюльпан у тебя в петлице.

Это было в 1912 году. Стихи перепечатывали 13 раз, но, тем не менее, российские молодые поэтессы того времени неизменно начинали свое творчество с подражания ее знаменитому «Сероглазому королю».

Александр Вертинский, восхищенный лирикой «красавицы тринадцатого года», брал у нее тексты стихов для своих песен. И получались великолепные романсы.

 

(Звучит романс на стихи А.А. Ахматовой «Сероглазый король»

 в исполнении А. Вертинского)

 

Так начинался ее путь, путь к совершенству, путь познания и самопознания, путь высокой ответственности души, самый тяжелый и единственно необходимый путь одаренных тягой к познанию творческих натур.

II. Новый материал.

1.  Слово учителя.

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в сентябре 1917 года  сборник «Белая стая».

Этот сборник стал для нее драматическим прощанием с прошлым и встречей с новой, страшной действительностью. « Музыку революции», которую услышал А. Блок, Ахматова не восприняла. У нее появились иные строки:

                        Чтец:      И целый день, своих пугаясь

                                                                                        стонов,

                                        В тоске смертельной мечется толпа,

                                        А за рекой на траурных знаменах

                                        Зловещие смеются черепа.

                                        Вот для чего я пела и мечтала,

                                        Мне сердце разорвали пополам,

                                        Как после залпа сразу тихо стало,

                                        Смерть выслала дозорных

                                                                                   по дворам.

В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Мотив памяти приобрел новый, во многом надличностный характер. И происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини.

Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии – различные ипостаси русской женщины.

Осип Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность,  дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

  1. Чтение и анализ стихотворений.

 Мы прослушали стихотворения раннего периода творчества Ахматовой,

а сейчас прозвучат её более поздние стихотворения.

- Попробуйте увидеть изменения, которые произошли во внутреннем мире поэтессы, в её мировосприятии.

(Стихотворения читают заранее подготовленные ученики.)

                            Чтец: Вместо мудрости – опытность, пресное

                                       Неутоляющее питье.

                                       А юность была – как молитва воскресная…

                                       Мне ли забыть ее?

                                       Столько дорог пустынных исхожено

                                       С тем, кто мне не был мил,

                                       Столько поклонов в церквях положено

                                       За того, кто меня любил…

Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла - оно становится глубже и шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «темный город у грязной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:

                                       О, есть неповторимые слова,

                                       Кто их сказал - истратил слишком много.

                                       Неистощима только синева

                                       Небесная, и милосердье Бога.

В цикле исчезает «псевдосложность» юности; уже осмыслены вечные ценности: свобода, жизнь, смерть. Поэтому даже в стихах, развивающих знакомую тему любви, появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить своё чувство с простором мира:

                                       Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

                                       Прозрачный, теплый и веселый…

                                       Там с девушкой через забор сосед

                                       Под вечер говорит, и слышат только пчелы

                                       Нежнейшую из всех бесед.

                                        А мы живем торжественно и трудно

                                        И чтим обряды наших горьких встреч,

                                        Когда с налету ветер безрассудный

                                        Чуть начатую обрывает речь.

                                        Но ни на что не променяем пышный

                                        Гранитный город славы и беды,

                                        Широких рек сияющие льды,

                                        Бессолнечные, мрачные сады

                                        И голос музы еле слышный.

В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России:

             

                                                            Молитва.

                                       Дай мне горькие годы недуга,

                                       Задыханья, бессонницу, жар,

                                       Отыми и ребенка, и друга,

                                       И таинственный песенный дар -

                                       Так молюсь за твоей литургией

                                       После стольких томительных дней,

                                       Чтобы туча над темной Россией

                                       Стала облаком в славе лучей.

Это молитва за Россию, это готовность на любые жертвы

                                  («Отыми и ребенка, и друга,

                                  И таинственный песенный дар»)

ради того, «чтобы туча над темной Россией/ / Стала облаком в славе лучей».

Какое необыкновенное стихотворение, если вдуматься в непомерность жертв, самоотреченно перечисленных здесь поэтом.

Развивается образ Музы, появившийся уже в ранних стихотворениях Ахматовой. Он становится более предметным, живым, приобретает конкретные черты:

                   

                                       Муза ушла по дороге

                                       Осенней, узкой, крутой,

                                       И были смуглые ноги

                                       Обрызганы крупной росой.

                                       Я долго ее просила

                                       Зимы со мной подождать,

                                       Но сказала: «Ведь здесь могила,

                                       Как ты можешь еще дышать?»

                                       

                                              * * * * * * *

                                       Я, глядя ей вслед, молчала,

                                       Я любила ее одну,

                                       А в небе заря стояла,

                                       Как ворота в ее страну.

Прочитаем стихотворение « Я так молилась: «Утоли…».

-Какова тема этого стихотворения?

- Какие традиции продолжает Ахматова?

                                       Я так молилась: «Утоли

                                       Глухую жажду песнопенья!»

                                       Но нет земному от земли

                                       И не было освобожденья.

                                       Как дым от жертвы, что не мог

                                       Взлететь к престолу Сил и Славы,

                                       А только стелется у ног,

                                       Молитвенно целуя травы,-

                                       Так я, Господь, простерта ниц:

                                       Коснется ли огонь небесный

                                       Моих сомкнувшихся ресниц

                                       И немоты моей чудесной?

Ученик: Тема поэта и поэзии. Разрабатывается она в традициях русской классической поэзии.

Учитель:  Прежде всего, пушкинской. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк».

В нем Пушкин говорит о высоком назначении поэта и поэзии.

Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые».

Мысль о гражданственности творчества с особенной силой высказана в строках:

                                       «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                                       Исполнись волею Моей,

                                       И, обходя моря и земли,

                                       Глаголом жги сердца людей».

Этим требованиям отвечало творчество самого Пушкина.

А. Ахматова видит предназначение поэта в том, чтобы быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды.

Широкое смысловое поле сборника «Белая стая», глубина и разнообразие ассоциаций придают импульс дальнейшему творчеству, эпическому основанию мира.  

Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), и «Anno Domini МСМХХI 1921» упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России.

Сообщение учащегося о сборниках «Подорожник» и «Anno Domini МСМХХI».

Сборник «Подорожник», вышедший в апреле 1921 года, содержал всего 36 стихотворений. В «Подорожнике» Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты «Белой стаи». Что касается тем, связанных с общественной жизнью (революция, гражданская война), то они в «Подорожнике» выявлены отдельными значительными стихотворениями, но большая часть стихотворений этого плана, написанных в плодотворном для Ахматовой 1921 году, вошла в следующую книгу поэта.

 Ахматова дважды включала «Подорожник» в качестве отдельного раздела в книгу «Anno Domini». Однако в основных изданиях последних лет жизни («Из шести книг» и «Бег времени») «Подорожник» печатался как самостоятельная книга.

„Anno Domini“- пятая книга Ахматовой. Она выходила двумя изданиями. Первое вышло в 1922 году с названьем «Anno Domini МСМХХI» - что в переводе с латинского означает «В лето Господне 1921». Второе издание отпечатано в Берлине под заглавием «Anno Domini». Новые стихи Ахматовой большевик Н.Осинский назвал «документом эпохи», а саму Ахматову «лучшим русским поэтом нашего времени».

Учитель: Впереди целая жизнь и три сборника, которые А. Ахматова выпустит при жизни.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян её муж, поэт Николай Гумилев. В 30-е  годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Она в полной мере разделила судьбу миллионов своих соотечественников. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он вновь был арестован. Во время воины воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе. Этому периоду жизни Ахматова посвятила поэму «Реквием». Лев Гумилев стал ученым с мировым именем и не уехал из страны, как и его мать.

                                     

                                      Мне голос был. Он звал утешно,

                                      Он говорил: «Иди сюда,

                                      Оставь свой край глухой и грешный,

                                      Оставь Россию навсегда.

                                      Но равнодушно и спокойно

                                      Руками я замкнула слух,

                                      Чтоб этой речью недостойной

                                      Не осквернился скорбный дух.

 

Для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:

                                      Не с теми я, кто бросил землю

                                      На растерзание врагам,

                                      Их грубой лести я не внемлю,

                                      Им песен я своих не дам.

                     

Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году поэтесса вернулась в освобожденный Ленинград.

            В годы Великой Отечественной войны А. Ахматовой были написаны стихи, насыщенные высокой патетикой и мужеством, хранившие, как святыню, «великое русское слово». Это был «голос поколения», много пережившего, но лишь закалившего силу духа.

 

                                      Мы знаем, что ныне лежит

                                                                             на весах

                                      И что совершается ныне.

                                      Час мужества пробил на наших

                                                                                    часах.

        И мужество нас не покинет.

        Не страшно под пулями мёртвыми

                                                                                         лечь.

        Не горько остаться без крова,-

        И мы сохраним тебя, русская речь,

        Великое русское слово.

        Свободным и чистым тебя пронесём,

                                       И внукам дадим, и от плена спасем

                                       Навеки!

                                                                           Мужество. 1942 г.

Учитель: В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны. Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться. И здесь Ахматова говорит «мы» - голос всего народа, объединенного Словом.

В конце жизни голос Ахматовой с высоты прожитого и пережитого зазвучал с новой силой. В 1962 году она завершила писавшуюся более двадцати лет «Поэму без героя», где поэтически преобразуется давняя метафора, прозвучавшая в стихах Николая С. Гумилева «Все мы – смешные актёры / В театре Господа Бога». В том далеком 1910 году она стала женой Гумилева. Из трагического времени Великой Отечественной войны Ахматова бросает мысленный взгляд в годы своей поэтической юности. Прежняя жизнь Серебряного века предстает как маскарад, вызывает у автора поэмы самые противоречивые чувства: радости узнавания, боли, горечи. «Большое видится на расстоянье» - Ахматова, « голос своего поколения», осмысливает ход времени, Историю!

           …по набережной легендарной

                                      Приближался не календарный –

                                      Настоящий Двадцатый Век.

Лирические стихи Ахматовой последних десятилетий её жизни пронизаны высокой духовностью, философичностью, раздумьями над смыслом жизни: «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты» (1940), «И голос вечности зовет /  С неодолимостью нездешней…» (1958).

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлениях А. Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. У Ахматовой было отобрано всё: возможность продолжать работу, печататься, её книги были под запретом, тираж уже напечатанный в 1946 году сборника стихов был уничтожен. После исключения из Союза писателей она лишилась даже продовольственных карточек. Тогда её друзья создали так называемый фонд помощи Ахматовой, а в той ситуации это было подвигом.

           

            Но была и очередная  волна славы. В последние годы жизни поэзия Ахматовой получила мировое признание. Летом 1964 года ей была присуждена одна из крупнейших литературных премий Италии «Этна-Таормина». Анна Андреевна ездила за ней в Италию. В 1965 году она была в Англии, где получила почетное звание доктора Оксфордского университета.

В этом же году выпустился сборник стихов «Бег времени» - это итог её поэзии, её судьбы.

             Сообщение учащегося о сборнике «Бег времени».

             До сборника «Бег времени» был цикл стихов «Тростник» (1940год), затем рукопись книги «Нечет» (1946 год) со стихами военных лет. Когда в 1952 году издательство возвратило Ахматовой рукопись её стихотворений «Нечёт», она начала работу над «седьмой книгой», дав ей название «Бег времени», где вместила сокровенные раздумья о личной ответственности поэта за отпущенное ему историческое Время.

Но влиятельная в высших литературных кругах критик-литературовед Е. Ф. Книпович, которой рукопись ахматовской книги была отдана на рецензию, не пропустила ее. В результате чего название «Бег времени» получила не седьмая книга, а сборник, состоящий из всех вышедших ранее книг Ахматовой.

             Классическая строгость и ясность стихов Ахматовой напоминают о главной традиции, которой она следует, - традиции Пушкина. До последних лет жизни она изучала творческое наследие великого поэта, написала целый ряд статей и заметок о жизни и творчестве Пушкина. В желании сохранить бесценные традиции тоже возразила «голос поколения» Ахматовой. Отсюда интерес к природе творчества, к «тайнам ремесла».

В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:

                                        Мне ни к чему одические рати

                                        И прелесть элегических затей.

                                        По мне, в стихах всё быть должно некстати,

                                        Не так, как у людей.

                                        Когда б вы знали, из какого сора

                                        Растут стихи, не ведая стыда,

                                        Как желтый одуванчик у забора,

                                        Как лопухи и лебеда.

                                        Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

                                        Таинственная плесень на стене…

                                        И стих уже звучит, задорен, нежен,

                                        На радость вам и мне.

             -В чем видит Ахматова природу творчества? Что роднит её  с другими поэтами?

             Ученик: (Творчество по Ахматовой - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из глуши самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить).

            Учитель: По Ахматовой, поэзия вырастает из «сора» земли, хочет быть услышанным – через поэта – и обрести бессмертие:

                                        Много еще, наверно, хочет

                                        Быть воспетым голосом моим:

                                        То, что бессловесное грохочет,

                                        И  во тьме подземный камень точит,

                                        Или пробивается сквозь дым.

                                        У меня не выяснены счеты

                                        С пламенем, и ветром, и водой…    

                                        Оттого-то мне мои дремоты

                                        Вдруг такие распахнут ворота

                                        И ведут за утренней звездой.

- Как вы думаете, Ахматова исполнила своё назначение на этой земле?

Ахматова исполнила своё назначение на этой земле. А если что-то не придумалось, не написалось, то «божественно спокойна и легка: «Допишет музы смуглая рука». Ахматова всегда ощущала присутствие музы за своим плечом, слышала шорох её крыльев, видела блеск её белой тени.

                                        Я завет твой, Господи, исполнила

                                        И на зов твой радостно ответила,      

                                        На твоей земле я все запомнила…

Под музыку А. Вивальди.

           

 Она скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном санатории.

Её похоронили под Ленинградом в посёлке Комарово на Карельском перешейке. И летом, и зимой на её могиле всегда лежат живые цветы.

Розы. Ландыши. Цикламены. И ромашки тоже. Дорожка на её могиле не заносится снегом и не зарастает травой летом. Ветер с залива шумит в вершинах сосен, и они разговаривают, чуть раскачиваясь, между собой, о чём-то своём. К ней приходит и юность, и старость, к ней приходят женщины и мужчины. Такая у неё участь. Ведь истинный поэт живёт очень долго и после смерти, и люди будут идти сюда долго, очень долго.

Анна Ахматова – истинный поэт, поэтому ее образ запечатлен в искусстве.

Образ А. А. Ахматовой в искусстве.

           

 А. Ахматову рисовали многие знаменитые художники, в числе их Амедео Модильяни (1911), Юрий Анненков (1921), Лев Бруни (1922), Николай Тырса (1927), Георгий Верейский (1929), Мартирос Сарьян (1946), Михаил Лянглебен (1964) и др. Наиболее выразителен портрет Натана Альтмана. Анна Ахматова изображена в платье интенсивно-синего цвета, контрастирующем с ярко-жёлтой шалью, и как бы обрамлена зелёными кристаллами пейзажа, причём угловатость её фигуры соответствует гранениям фона и уравновешивает их. И, несмотря на оттенок салонности, присущий этому полотну, перед нами подлинный портрет Ахматовой и в какой-то мере – той эпохи. В нём прочитываются духовная глубина, спокойная сила, тревожное предчувствие драматических событий и стоическое противостояние  судьбы.

Известны также барельеф, бюст и статуэтка Анны Ахматовой работы скульптора Натальи Данько.

На стихи А. А. Ахматовой «Сероглазый король» А. Вертинский написал романс. На тему поэмы «Реквием» композитор Э. Раздолина сочинила музыку.

           

   О памятниках А. Ахматовой.

А. Ахматовой были поставлены памятники, но также исполнилось ее завещание из поэмы «Реквием», в котором она просила поставить памятник ни около моря, ни в Царском саду, а там где она «простояла триста часов», и где для нее «не открыли засов». На петербуржской набережной Робеспьера 18 декабря 2006 года открыт памятник Анне Ахматовой работы скульптора Галины и архитектора Владимира Реппо. Бронзовый монумент обращен к следственному изолятору «Кресты», где был заключен сын поэтессы Лев Гумилев.

Итог урока:

 

  А.С.  Пушкин сказал о себе:

                                      …Я памятник себе воздвиг  нерукотворный…

- Как вы  думаете, можно ли  эти строки адресовать Анне Андреевне Ахматовой?

- Обоснуйте свой ответ.

 

(Ахматова – истинный Поэт, «голос своего поколения», голос совести своего народа.)

 

Рефлексия: Поэзия - это великое чудо, удивительная музыка пробуждается в нашем сердце, когда мы читаем настоящие стихи.

- Какую музыку услышали сегодня вы?

- С игрой какого музыкального инструмента вы могли бы сравнить ваше настроение в конце урока?

 - Тесты по лекции.

 - Оценка работы учащихся.

 Домашнее задание:   письменно проанализируйте понравившееся стихотворение

 А.А. Ахматовой.

Список использованных источников

           

  1. Ахматова А.А., Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. – М.: АСТ «Олимп», 2000
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М.: ВАКО, 2004
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М.: ВАКО, 20012
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М.: ВАКО, 2014
  5. Русская литература XX века. 11 класс. IIчасть. – М.: Изд. «Просвещение», 2004
  6. «Читаем, учимся, играем». Сборник сценариев для библиотек. - М.: Издательство «Либерия-бибинформ», 2000-2005

Савельева Т.А. МОБУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко А.А.» Бузулукского района, Оренбургской области        Страница


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. Я голос ваш, жар вашего дыханья. А.Ахматова.

Медиаурок по литературе в 11классе. Литературная композиция по жизни и творчеству А.Ахматовой....

А. Ахматова - "голос своего поколения"

Презентация будет ярким иллюстративным материалом к лекции учителя о творчестве А.А. Ахматовой...

АННА АХМАТОВА - ГОЛОС СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Музыкально-поэтический спектакль о жизни и творчестве Анны Ахматовой...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

урок литературы по творчеству А. Ахматовой

Цель урока литературы в 9 лингвистическом классе: познакомить учащихся с узнаваемыми чертами поэтики А. Ахматовой.Главной задачей урока является овладение навыками аналитического чтения лирических про...

Презентация к уроку "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"

Презентация к уроку  "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"...

План-конспект урока литературы в 11 классе «Я – голос ваш»

План-конспект урока литературы в 11 классе "Я - голос ваш"...