"А ларчик просто открывался"
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_a_larchik_prosto_otkryvalsya.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 9-11

«А ларчик просто открывался…»

Мотивный анализ одного произведения»

Цель урока: Формирование навыков мотивного анализа художественного произведения на основе изучения рассказа А. Матвеевой "Подожди, я умру- и приду",  помогающего осознать актуальность проблемы.

Задачи:

Образовательная:

формировать умение анализировать текст художественного произведения, находить проблемы, видеть художественные особенности, аргументировать свою точку зрения; формировать умение создавать  высказывание, основанное на интерпретации прочитанного; уметь сопоставлять произведения разных жанров, эпох для осознания  жизни как высшей ценности;

Развивающая:

способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся.

Воспитательная:

совершенствовать умение работать в  группе, формировать коммуникативные качества; способствовать воспитанию потребности .

Метапредметная цель урока:

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, мыслить.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированная.

Проблемно-поисковая.

Информационно-коммуникационная.

Творческое саморазвитие.

Мотивация учебной деятельности.

Цель - создать доброжелательную атмосферу в классе, пространство для самовыражения, самореализации; настроить учеников на урок, проложить  нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве посредством чтения художественной литературы;

способствовать расширению кругозора

УУД: Личностные: действие смыслообразования.

 Регулятивные: волевая саморегуляция, настрой на урок.

Коммуникативные: коллективная работа, умение работать в группе

Оборудование: интерактивная доска,  распечатанный текст произведений, презентация

Ход урока:

1. Приветствие

Светлана Искаковна: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех на нашем уроке

Алла Уразбековна: Здравствуйте, ребята. Знаете, у меня есть одна из любимых песен.  Прослушайте, пожалуйста, её фрагмент в исполнении Игоря Талькова  «Я вернусь..» (Звучит музыкальная заставка (припев песни Игоря Талькова «Я вернусь»).  В ней вы услышали довольно странную фразу: вернусь в страну не дураков, а гениев.  И.Т., последняя фраза звучит,  на первый взгляд,  даже как-то оскорбительно. Уважаемый мною певец называет великую страну, давшую миру Пушкина. Менделеева. Ломоносова, Циолковского, Калашникова,  Пирогова и мн. др. называет Россию страной дураков. Нет ли здесь чудовищного противоречия, даже кощунства?  Ведь Россия - страна гениев. Тогда И.Тальков  подразумевал что-то другое?

-Вот я, ребята, вижу, что И.Тальков  имеет в виду гениальность вовсе не в каких-то научных открытиях, а какую-то другую область человеческого сознания. Какую? (быть добрее, выступать против насилия и терроризма и т.д). Значит, И.Тальков  мечтает вернуться в страну другого качества: хочет видеть людей  духовно богатых, изменившихся и изменивших мир. И в этом он считает гениальность людей. Гениальность как высшее духовное качество людей. Вернуться в Страну Будущего.

- Ребята, а сложно или просто быть гением в этом смысле? Гораздо труднее быть гением-ученым…Трудно или легко измениться в лучшую сторону, удивляться простым вещам, радоваться жизни?

Картинка ларчика

Как вы думаете, ребята, что удивило девочку? А вы, Светлана Искаковна, как думаете, чему удивилась девочка?

Светлана Искаковна: Меня радует провокационное начало нашего урока. Хочу присоединиться к Вашим добрым провокациям, Алла Уразбековна.

У вас, ребята, сводится все к  волшебству. Вы даете ожидаемые ответы-те, что находятся на кончике языка. А может там просто фонарик светится? Или часы со светящимся механизмом? Получается так: надо удивляться упавшей в ларчик звезде, а простому зажженному не надо, да? Нас больше поражает лицо девочки. Что бы то ни было, человек видит это, радуется этому, удивляется этому. Всё зависит от человека, от его восприятия. От умения радоваться простым вещам. А можем ли мы, как дети, как эта девочка радоваться простым - не волшебным - вещам? Вот эту детскость восприятия в себе взращивать…

Алла Уразбековна: Понять это совсем не сложно, сложнее следовать этому. (к картинке) Видите, ребята. как всё просто. А ларчик…

Светлана Искаковна:...просто открывался! Радуйтесь и удивляйтесь, живите и радуйтесь! Не ищите что-то высокое в том, где живет простое, обычное. И неустанно ищите,  что в ларчиках, а не ждите, когда кто-то придет и откроет вам этот ларчик!

                  Название урока. Всплывает с картинкой

Светлана Искаковна: Ну а мы продолжаем.

 (на доске слайд№2: паутина, маски, мышь, человек в грязи, танк,  связанный человек, одинокий человек, рупор, пьедестал и т.д.)

Светлана Искаковна: Итак, вы видите картинки. Они вас ничем не удивили. Что первое пришло на ум, когда вы взглянули на них? (пауза) Может, какие-то ассоциации возникли?

Дети отвечают, возможны разные ответы.

Алла Уразбековна. : предлагаем вторую подсказку

 (всплывает слайд№3 со словами: «Подожди, я умру,- и приду» (плывущей строкой )

Не правда ли, странная фраза, Светлана Искаковна?

Светлана Искаковна: Полностью с Вами согласна, АллаУразбековна! Вы провокатор! Что же может означать это выражение? Ну,  поиграем в следователей (на доске слайд№4: угроза, утешение, надежда, отговорка).

Вообще,  культ мертвых свойственен многим странам: Мексике, Египту,Тибету, России.

-Можно ли исключить что-либо из этого списка? Что маловероятней всего?

Примерный ответ: отговорка.

- А какое слово имеет наивысшую эмоциональную силу?  И вообще веет от всего предложения мракобесием каким-то.

-Оказывается, есть одно  современное произведение, рассказ. Оно такое замысловатое, тоже провокационное, даже претендует на премию Большая книга 2017… Мы выясним, о чем оно, прочитав его, и, так как у нас все-таки открытые вопросы остались, выясним:

-почему оно так названо,

-что означает это название,

-какое отношение имеют картинки к этому  рассказу, заглавию

-и какое слово из этого выражения является значимым  и отсюда определяет основной мотив произведения.

 И последний момент: мы выясним,  как связаны название урока и рассказа между собой и при чем здесь крыловский  ларчик.

Это и будет пунктами нашего  мотивного анализа

Алла Уразбековна: Перед вами тексты с басней Крылова. Они нам пока не нужны, а мы спешим раздать вам листки  с основным произведением.

(раздаются листки с текстом)

- Предлагаю вам совершить путешествие, переместиться в 22 век. А хотели бы вы заглянуть в Будущее? Зачем? (посмотреть, до чего может дойти технический прогресс, каким станет человек, как будет выглядеть Земля через много-много лет).

- Как вы думаете, каков он, 22 век? Каковы приоритеты, ценности  22 века?

Итак, рассказ без названия, а пока мы можем сказать о его авторе вот что:

(на доске небольшая справка об Анне Матвеевой-без сборника «Подожди…» )

Чтение рассказа (в сокращении).

Анализ  (работа с текстом)

Алла Уразбековна: Что больше всего удивило вас в этом сюжете?

- Почему в целом текст производит довольно мрачное впечатление?

- Согласны ли вы были, читая рассказ, внутренне с тем, что в музей ужасов попали вещи, по нашему убеждению, составляющие ценности нашего века, нашей жизни? Может, эти вещи попали случайно?

Светлана Искаковна: А теперь поработаем со словесным полотном рассказа

-Какие детали в тексте несут большую смысловую нагрузку?

-Что необычного в тексте? Может, есть то, что режет слух?

(Имена собственные английские, несколько раз указано географическое место- Россия, что говорит о конкретном месте происходящего)

-Почему этот музей назван музеем ужасов? Что ужасного в этих экспонатах? (ужасно то, что они несут с собой).Это и есть так называемые смысловые пятна, которые выделяются на общем полотне рассказа. Скажите честно, трудно согласиться с автором и назвать эти экспонаты ужасными?

- Если бы вам предложили создать современный музей ужасов, какие бы экспонаты туда поместили? Впрочем, хотим вам предложить несколько занятий, а для этого вам надо разбиться на группы

И еще вопрос: мы намеренно вырезали один небольшой фрагмент из рассказа. Вы должны воспроизвести его. А именно, какая фраза затерялась и требует своего возвращения в текст.

Алла Уразбековна:  Работа в группах (5 минут):

1 – создаёт список экспонатов музея достижений 21 века

2- опровергает автора –какие ужасные экспонаты  должны переместиться в музей достижений и почему

3 – каким они видят  выставку достижений 22 века

(По истечении времени выслушиваются ответы детей)

-Возвращаясь к вопросу девочки о фразе «Подожди, я умру  - и приду», как бы вы ответили на этот вопрос? (выслушиваются ответы учеников)

А теперь послушаем, что ответил хранитель музея Декстер(зачитывается оригинал  фрагмента)

На доске проецируется правильный текст: фрагмент из того текста с верным предложением, которое выделено)

- А что для вас, ребята,  Интернет? Сколько времени вы проводите в Интернете, для чего вы используете Интернет? Какое место он занимает в вашей жизни?

Светлана Искаковна: А мы вернемся к началу нашего урока. Какие картинки являются условной иллюстрацией к этому рассказу? Вернемся к ассоциативному ряду: Что означает изображаемое на картинках? (метафорический ряд предметов, символизирующий…)

-Авторская позиция ясна или неясна? Авторская позиция более чем ясна. Она проглядывает в лексике текста, но еще красноречивей объясняет позицию автора заглавие текста

Краткий мотивный анализ:

Итак, мы познакомились с текстом, названием этого произведения. Мы хотим понять идейный замысел этого произведения, его мораль, высокое, так сказать,  предназначение, генеральную линию. Тот нравственный урок, которым и хочет поделиться автор. В этом и заключена его авторская позиция. Ничто так хорошо не помогает в этом, как нахождение мотивов в произведении. И если мотивов несколько, а значит, образуется единый мотивный ряд.

(на доске слайд -определение мотива).

Слово «мотив» многозначное: (слайд)

  1. Побудительная причина, довод в пользу чего-либо.
  2. Мелодия, напев, основной элемент, из которого складывается музыкальное произведение.
  3. Смысловой элемент текста, которому свойственны повторяемость, сцепляемость (способность к ассоциациям), атрибуты (пейзаж, деталь, поступки героев).

И здесь мы попробуем пойти простым путем: использовать один формальный признак - чем длиннее заглавие произведения, проще определить мотивный ряд, цепочку смыслов, которые помогут и выявить нравственный урок. Будем работать только со словами, взятыми из контекста названия. Посмотрим, как это работает (пишу название рассказа).

Итак, в начале урока вы, сами того не ведая, точно определили один из ключевых мотивов. Это мотив смерти (ну хотите, назовите мотив темой). Возьмем слово в овал. Это так сказать выпуклый образ.

-Следующий шаг. Определяем место этого слова в иерархии других слов. Для этого берем соседнее слово подожди. Мы видим, как расщепили мы это длинное слово на сегменты. Что же произошло? Центр тяжести от слова смерть перемещается на слово подожди, и если сказать с обычной интонацией, то получится так …). Возникает мотив Паузы как временного затишья и как надежды. Причем мотив смерти заглушается мотивом этим. Берем другой сегмент. Я умру и приду. Мотив прихода, возвращения. Теперь центр тяжести на слове Приду. Это серьезное заявление, клятва. Теперь посмотрим, как играют мотивы внутри этого мотивного ряда:

Ожидание, смерть, приход. Нет перевесов мотивов - все в совокупности –мотив Возрождения, Воскрешения. Но здесь деятель - личное местоимение Я. В рассказе это условный герой (ребенок). Но в широком аспекте - это человек и Россия, ( к Талькову) но уж точно не Северная Корея. В этом рассказе гротеск, аллегория.

Опять возвращаемся к началу урока. Вы отмели  слово отговорка. Но безобидное название рассказа, обозначающее детскую отговорку, приобрело огромный внутренний смысл. Вот так все перевернулось, все смыслы.

В этой фразе и надежда автора на перемены в сознании человека, и надежда, что наступит возрождение. Ведь не может это все  оборваться, закончиться. Это своего рода круговорот людей, событий, ценностей…Закон Сансары…Теперь вам, ребята, понятно, почему целый сборник рассказов А. Матвеевой с таким названием?

После этого уже понятно, что нравственный урок однозначен: автор  верит, что вернутся ценности… Вам есть, что добавить к этому анализу, Алла Уразбековна?

Алла Уразбековна: Небольшой анализ:  то, что хотела сказать о содержании рассказа…

- И теперь, когда  ребята знают, что такое выпуклый образ, мотив, смысловое пятно, вы ответите, что мотивный ряд присутствует не только в заглавии текста, но и в самом рассказе?

Мотив утраты: ценностей, живого общения, исконно русского: имён, языка, мотив памяти (потомки создали музей), мотив ужаса.

Светлана Искаковна: Промежуточный вывод: Рассказ имеет конкретный мотивный ряд. Все они как звенья одной цепи. Авторская позиция выведена в заглавие текста. Обычная фраза –отговорка в этом рассказе имплицитно (неявно, запутанно) приобретает совершенно иной, высокий, так сказать, смысл, иную мораль. «Подожди, я умру, -и приду». (связать с первыми впечатлениями, с выводами детей в начале урока). Вот Алла Уразбековна сказала о мотиве утраты, а мотив утраты это смежное понятие смерти. Действительно, в рассказе русский язык мертвый, почти все глаголы в прошедшем времени и т.д.

Почему Весь сборник рассказов Анны Матвеевой так назван?

Словно Анна Матвеева нас успокаивает: Подождите немного, все вернется на круги своя. Надо только подождать. Это всего лишь этап…Это мотив воскрешения.

Таким образом, срабатывает эффект обманутого ожидания, и в этом рассказе мотив смерти сменяется  мотивом  возвращения и  возрождения. Возрождения России как великой страны! И нам легко об этом говорит и так горячо любимый Аллой Уразбековной  Игорь Тальков. Послушайте, пожалуйста.

Включается продолжение припева песни.

Чувство эмоционального совпадения нас вместе с вами, ребята, авторов песни и рассказа (целого сборника!) охватило , и в продолжение разговора…

Чтобы ответить на чисто русский вопрос  «Что делать?»…

Алла Уразбековна: Нам надо вспомнить гениальную басню Ивана Крылова «Ларчик»

Просмотреть текст

Вот мы вспомнили эту басню, и нам нужна последняя ее строка  «А ларчик просто открывался».  Гениальный Крылов словно говорит нам: не усложняйте ничего, все до гениального просто.

Как применима последняя строка к этому рассказу? Как вы думаете, какой совет людям 21 века, дает автор рассказа? В чем простота открытия ее ларчика?

(дети отвечают)

Алла Уразбековна: Просто жить, наслаждаться каждым мгновением в реальности, ценить то, что происходит в реальности, а не в виртуальной жизни и т.д. (сказать о России, устремленной в будущее).Ведь дело не в Интернете, а в умении сделать жизнь в эпоху Интернета интересной, нужной, насыщенной.

«А ларчик просто открывался»…

Нам нужно в этой жизни Просто, Гениально жить!

Светлана Искаковна читает стихотворение.

Презентация «Жить»(5 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Крылов И.А. Басня "Ларчик". Презентация, контрольная работа (тест), викторина к уроку литературы в 6 кл.

Материалы к уроку литературы в 6 кл. по теме "И.А. Крылов. "Ларчик". Презентация,  фонохрестоматия (читает В. Гафт),  контрольная работа  (тест)  по теме "Басни", викторина. Цели:...

Викторина для начинающих пианистов «Музыкальный ларчик с сюрпризами»

Викторина- познавательная игра в вопросы и ответы...

Презентация "Драгоценный ларчик"

Моя семейная реликвия "Драгоценный ларчик"...

Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»

Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»Докладчик №78...