Конспект урока по творчеству И.А.Крылова "Люблю, где повод есть, пороки пощипать..."
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Газалиева Зулфия Магомедовна

Урок разработан в соответствии с возрастными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_krylov.docx274.33 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема урока: «Люблю, где повод есть, пороки пощипать…»

(Итоговый урок по творчеству И.А.Крылова).  6 класс

Цель урока:

-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

      *    умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Вид урокаурок-игра

Средства наглядности:

— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование компьютер, проектор, портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.

Эпиграфы:

                                                                                   Он баснописец и поэт народный -                  

                                                                                                   вот в чем его великость.

                                                                                                                 В.Г. Белинский

                                                                           

                                                                          История твердит – вот человек каков,                    

                                                                           а должен быть каким – вещает басня

                                                                                                                                Вольтер

                                            Ход урока:

I.Организационный момент

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 

Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их. Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

II. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации.

Для проведения игры класс делится на команды.

III. Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                    М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

IV.Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5-7)

Что такое басня?

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: ( Аллегория)

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

V. Викторина.

 Конкурс-разминка.  

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 8-13)

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

2) Угадай   название басни по её морали.(Слайды 15-17)

     а) Случается нередко нам
      И труд и мудрость видеть там,
      Где стоит только догадаться,
      За дело просто взяться. «Ларчик»

      б) Примолвить к речи здесь годится,
      Но ничьего не трогая лица,
      Что делом, не сведя конца,
      Не надобно хвалиться. «Синица»

      в) Свет полон дружбою такою.
      Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
      Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
      Послушать — кажется, одна у них душа, —
      А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

      г) Невежи судят точно так:
      В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

      д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

          Но если помолчать вовремя не умеешь

          И ближнего ушей ты не жалеешь,

          То ведай, что твои и проза и стихи

          Тошнее будут всем Демьяновой ухи.     «Демьянова уха»

     

       е) Таких примеров много в мире:

           Не любит узнавать никто себя в сатире.

           Я даже видел то вчера:

           Что Климыч на руку нечист, все это знают;

           Про взятки Климычу читают,

           А он украдкою кивает на Петра.  «Зеркало и Обезьяна»

3)Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты:

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
  • «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
  •  «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
  • «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
  •   Да только воз и ныне там»  («Лебедь, Щука и Рак»)

5) Конкурс «Найди пару»

- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.

- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

6) Инсценирование басни.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.  

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость.Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).  

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».

Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Инсценирование басни «Волк на псарне».

- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня - общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).

7) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды№ 1

Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

                    Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Для команды№ 2

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________  на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Для команды № 3

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

                         Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________  к ручью  напиться;

                И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________    Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

                            Здесь чистое мутить __________

                           Моё

С песком и илом?

VI. Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между тремя командами.

Оценивание актеров.

VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №41-42).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.

V. Домашнее задание:
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Урок окончен, всем - спасибо!

IMG_20190227_140924 (2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Основная цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;          Учащиеся должны  развивать навыки работы в группах, умение выразительно ч...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Презентация к обобщающему уроку по басням. И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". Составлена учениками. Содержит вопросы, викторину, кроссворд....

Урок-проект по басням И.А.Крылова " Люблю,где случай есть, пороки пощипать..."

Урок литературы в 5(или 6) классе после изучения басен И.А.Крылова. Требует домашней подготовки учащихся. Может быть проведен в форме "Минуты славы"Содержит технологическую карту урока и презентацию. ...

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...

Конспект урока по литературе в 9 классе "Островский. "Бедность не порок". Особенности драматургии

Конспект урока содержит сведения о биографии писателя. На уроке рассматриваются особенности драматургии Островского на примере произведения "Бедность не порок"...

Конспект открытого урока "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..."

Все басни своими корнями уходят в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен ...

Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится ...