Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

 

Основная цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;

          Учащиеся должны  развивать навыки работы в группах, умение выразительно читать инсценировать басни, создавать презентации;

            Предварительная домашняя работа способствует  проявлению  интереса к чтению, к анализу прочитаноого и его осмыслению.

 Оборудование: иллюстрации к басням различных художников, выставка творческих работ и рисунков учащихся, презентация по творчеству И.А.Крылова, созданная группой учащихся, подборка книг баснописца - вызывает интерес к предмету.

На уроке внедряются новые обучающие технологии: развивающего обучения, игровая, ИКТ.  Дети работают в группах, выполняют творческие задания. Учтены их индивидуальные возможности.

                                              

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Обобщающий урок по басням И.А.Крылова.

Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Цель:1) обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;

           2) развивать навыки работы в группах, умение выразительно читать инсценировать басни, создавать презентации;

           3) воспитывать непримиримое отношение к недостаткам человеческого характера;

               Вызывать интерес к чтению, к предмету.

 Оборудование: иллюстрации к басням различных художников, выставка творческих работ и рисунков учащихся, презентация по творчеству И.А.Крылова, созданная группой учащихся.

Технологии обучения: Работа в группах  

                                        Развивающее обучение

                                        Игровая технология.

                                        ИКТ технология.

                        Ход урока.

 Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.          В.Г.Белинский.

1. Вступительное слово учителя.

        Кто не слыхал его живого слова?

        Кто в жизни с ним не встретился своей?

        Бессмертные творения Крылова

        Мы с каждым годом любим всё сильней.

 

Так писал о великом русском баснописце И.А.Крылове М. Исаковский. Дедушкой Крыловым издавна зовёт его народ русский. Крылов писал стихи, пьесы, издавал журналы, но настоящим призванием его стала басня. Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним её особенные черты, окунёмся в мир крыловских героев, попробуем сами выступить в роли критиков, литературоведов, художников-иллюстраторов басен Крылова, создателей презентации по творчеству баснописца.  

2. Проверка выполнения домашнего задания     (групповая форма работы).

        Вспомним всё, что мы знаем о басне.

        1 группа - литературоведы.

Задание: 1)Рассказ о басне, о зарождении этого жанра, о композиционном построении басни, о том, кто писал в этом жанре, о художественных особенностях басни.

Жизнь писателя и его творчество всегда вызывают интерес у читателя.

        2 группа - библиографы.

Задание: рассказ о жизни писателя по заранее составленному плану  (презентация, подготовленная учениками).

        У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость - эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве.

        3 группа - критики (делятся на 3 разноуровневые  подгруппы).

Сильные учащиеся. Басня «Волк на псарне»

Задание: - выразительно прочитать предложенную басню;

             - анализ басни по вопросам;

             - сделать вывод;

             - найти слова из басни, ставшие крылатыми.

Учащиеся с базовым уровнем знаний. Басня «Свинья под дубом».

Задание:- выразительно прочитать басню в лицах;

            - анализ басни по вопросам;

            - подумать, чему научила басня.

Слабые учащиеся. Басня «Ворона и лисица»

Задание: - выразительно прочитать басню в лицах;

             -анализ басни по вопросам;

             - сделать вывод.

(Вопросы к басням даны заранее и отражены в презентации, которую составляют учащиеся 4 группы).

3.Обобщающее слово учителя.

        Обратили ли вы внимание на то, что мораль басен Крылова никогда не бывает навязчивой, похожей на скучное нравоучение. Басня поучает мудро и весело. Как будто старый человек, который стоит за басенной строкой. Говорит: «А ну-ка, дружок, примерь мою басню на себя, а нет ли у тебя такого недостатка?» В баснях Крылова чувствуется постоянная близость к народу, его творчеству. Язык басен прост и ясен. Поэтому часто встречаются образные народные обороты. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения.

           

4.Игра «Чья копилка полнее». (Учащиеся зачитывают выписанные из басен крылатые выражения. Копилка полнее у того, кто больше записал)

5.Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова»

        А) Даётся заранее подготовленный текст известной детям басни. Задача учащихся - вписать недостающие слова или предложения.

        Б) Назвать басню, содержание которой вы видите на иллюстрации. Вспомните фамилию художника.

        В) Викторина по басням Крылова.

        (Материал к игре и конкурсу в презентации)

        

6. Выставка- конкурс «Лучшая книжка-малышка, лучший рисунок по басням Крылова»

        Басни И.А.Крылова интересны не только меткими словами. Они привлекают не только мастеров художественного слова, но и мастеров- художников. Создано множество великолепных иллюстраций к  басням. Они разные, но объединены одним – любовью к творчеству баснописца и желанием раскрыть. Показать характер героя, выделить обличаемый порок, недостаток. Вы видели иллюстрации художников Алексеева, Строгановой, Куприянова, Рачева.

        Чьи иллюстрации более всего проясняют иносказательный смысл басен?

        А ещё вы попробовали сами создать иллюстрации к понравившимся басням. Рассмотрите повнимательнее рисунки и выберите лучшие.

7. Итог урока.

- Чему вы научились у баснописца? Интересно ли вам было знакомиться с его произведениями? Нужна ли басня сейчас?

        Подведение итогов работы детей в группах, а также участия в играх и конкурсах, выставке рисунков.

Н.В.Гоголь писал: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино».

         

   

     

            МОУ « Тюбукская СОШ №3»

09

Обобщающий урок по басням И. А. Крылова.

            6 класс.

 (Использование ИКТ, игровой технологии и развивающего обучения)

 

Кибирева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Презентация к обобщающему уроку по басням. И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". Составлена учениками. Содержит вопросы, викторину, кроссворд....

Урок-проект по басням И.А.Крылова " Люблю,где случай есть, пороки пощипать..."

Урок литературы в 5(или 6) классе после изучения басен И.А.Крылова. Требует домашней подготовки учащихся. Может быть проведен в форме "Минуты славы"Содержит технологическую карту урока и презентацию. ...

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова (6 класс)

Конспект обобщающего урока по басням И.А.Крылова в 6 классе с использованием программы Plickers....

Конспект урока по творчеству И.А.Крылова "Люблю, где повод есть, пороки пощипать..."

Урок разработан в соответствии с возрастными особенностями....

Конспект открытого урока "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..."

Все басни своими корнями уходят в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен ...

Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится ...