Урок литерного чтения в 7 классе по теме ""Поэт, хранимый памятью народа», посвященный памяти Сергея Есенина"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Коваленко Людмила Викторовна

                         

                  

                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7-а классе

Тема:

«Поэт, хранимый памятью народа», посвященный памяти Сергея Есенина».

Планируемые результаты

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество; работать индивидуально и в группе; применять таблицы   для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.

Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: коллективная, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные, анализ поэтического текста, поисковый (факты биографии)

Цели урока:

•        расширить представление о поэтическом мире С. Есенина, познакомить с этапами творческого пути;

•        показать народность творчества С. А. Есенина.

•        совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Есенина, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;

•        воспитывать любовь к родному краю и к миру поэзии.

План урока:

1. Вступление

2. Детские годы Сергея Есенина

3. Пора творческого взлета

4. Тема Родины в стихах и романсах

5. Есенин и живая природа

6. «Он искал в этих женщинах счастье…»

7 «Анализ стихотворения»

8. «Последние годы жизни поэта»

9. Заключение

Оформление: презентация, портрет С. Есенина, иллюстрации, цветы, книжная выставка под названием: «Чудо поэзии», плакаты, аудиозапись: романсы на стихи С. Есенина.

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня мы проводим необычный урок, героем которого будет известный русский поэт С.А. Есенин.

(слайд-1)

Тема нашего урока:  «Поэт, хранимый памятью народа», посвященный памяти великого поэта.

(слайд-2)

Сообщение целей урока.

1.Вступление:

(слайд-3)

(чтение эпиграфа)

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли. (эпиграф)

? Ребята, как вы понимаете эти замечательные слова?

- Запишите в ваши тетради тему и эпиграф урока:

(слайд-4 )

?- Ребята, сейчас можно часто услышать такие слова: «Родина», «патриотизм», а что значит для вас Родина?  (ответы детей)

 (Звучит музыка. )

(слайд-5 )

Учитель:

- В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, 30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в этой жизни в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

(слайд-6 )

Учитель:

Его стихи – это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.

 (слайд-7 )

(Чтец)

Имя Сергея Есенина хорошо известно в России. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Нет человека, который не любил бы его стихов (о природе, о любви, к Родине, к матери). Его стихи близки каждому человеку.

В этом имени – слово «осень»

Осень. Ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень березы и синий рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности чистоты…

Только скажут – Сергей Есенин –

Всей России встают черты,

И весенний осин сережки

И рязанского неба ширь, и проселочные дорожки, и приокские камыши.

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

Не знаю, не помню.

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани

Жил мальчик

В простой крестьянской семье

Желтоволосый,

С голубыми глазами,

Худощавый и низкорослый

Средь мальчишек всегда герой.

Часто-часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему заживет».

Чтец:

Родился С. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

Село Константиново расположилось на высоком холмистом берегу Оки.

(слайд-8)

Место это необыкновенно красивое. Внизу – заливные луга, заросшие камышами. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом.

Чтец:

Здесь, в Константиново, в 1905 году поступил в Константиновское училище. Его одноклассники вспоминали: «Есенин занимался легко, как бы шутя, он по праву считался одним из способных учеников. И учителя, и мы любили Есенина за прямоту и веселый нрав, был он среди нас, как говорится, первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Но одарен он был ясным умом. Выделялся он среди нас. Отвечал на уроках бойко, особенно, когда читал стихи. Есенин любил читать».

(слайд 3)

Чтец:

Удивительно, что природа наделила Есенина поэтической внешностью голубоглазого паренька с кудрявой головой и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной с самыми любимыми его словами: весенняя Русь.

(слайд-9)

Детские годы Сергея Есенина

Чтец:

С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. (слайд-10)

 Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни.

В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

А сейчас мы предлагаем вам послушать романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”.

(слайд-11)

/ Романс “Отговорила роща золотая” в исполнении О. Газманова

Чтец:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая

Лампады кроткий свет.

Под окнами

костер метели белой.

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное,

Степное пела,

Порой зевая и крестя свой рот.

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Была моя страна.

Я помню только то,

Что мужики роптали,

Бранились в черта,

В бога и в царя.

Но им в ответ

Лишь улыбались дали

Да наша жидкая

Лимонная заря.

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова

И я сказал:

«Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова!»

И помню дед мне

с грустью говорил:

«Пустое дело…

Ну а если тянет –

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл».

Тогда в мозгу,

Влеченьем к музе сжатом,

Текли мечтанья

В тайной тишине,

Что буду я

Известным и богатым,

И будет памятник

Стоять в Рязани мне.

(слайд-12)

(проецируется памятник в Константинове)

Чтец:

Друзья вспоминают: «Впервые нам стало известно о том, что С. Есенин пишет стихи, в 3 или 4 классе. Однажды зимой Есенин пришел в класс и, подав учителю клочок бумаги, на котором было что-то написано, сказал: «Посмотрите, вот, что я сам сочинил». Окончил он школу с Похвальным листом, на круглые пятерки»

(слайд-13)

3. Пора творческого взлета.

Чтец:

В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в Спас-Клепиковскую учительскую школу. По окончании ее в 1912 году ему было присвоено звание «Учитель школьной грамоты». Клепиковский период – важная веха в жизни поэта. Здесь, в Клепиках, он впервые по-настоящему занялся поэзией, мечтая всю душу «выплескать» в слова. «Стихи я начал писать рано, лет в 9,- вспоминал Есенин, но сознательно творчество отношу к 16-17 годам».

Чтец:

Есенин послал некоторые стихи в петербургские журналы, но их не напечатали. Тогда он сам решил поехать в Петербург. Первый с кем он познакомился, был известный поэт Александр Блок.

(слайд 14)

Опытный мастер, чью строгость в делах изящной словесности литераторы знали и ценили, сразу же определил в нежданном госте “талантливого поэта”. А. Блок помог войти Есенину в большую литературу.

Чтец:

Я о своем таланте много знаю.

Стихи - не очень трудные дела.

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Чтец:

С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”. О ней много писали. И все говорили, что Есенин – это талант!

За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.

(слайд 15)

4. Тема Родины в стихах и романсах

Чтец:

Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел?

Там вон встретил вербу,

Там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

/ Романс “Клён ты мой опавший” в исполнении Е. Максимовой

Чтец:

Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.

Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож, верно несёт свою многолетнюю службу.

До конца своей жизни Есенин пронес любовь к родному краю, деревеньке с бревенчатыми избами и резными ставнями. Эту родину он не променяет ни на какую другую.

Чтец:

Тогда я понял,

Что такое Русь,

Я понял, что такое слава,

И потому мне в душу грусть

Вошла, как горькая отрава.

5. Есенин и живая природа

(слайд 9)

Чтец:

Есенин умел видеть красоту в самом простом.

Казалось бы, что нового можно сказать о белоствольной березе, об опавшем клене после того, как об этом написали мастера русской поэзии XIX века – А. Пушкин, А. Фет, Ф. Тютчев…

Но для истинного таланта мир всегда нов.

Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятности степных просторов.

«Страна березового ситца» предстает перед нами в неповторимом есенинском облике.

Чтец:

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!

6. «Он искал в этих женщинах счастье»

Чтец:

А теперь попробуем приоткрыть завесу тайны личной жизни поэта.

О тех женщинах, с кем сводила его судьба можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой поэта.

Больше всего стихотворений - 7 - из цикла «Любовь хулигана», Есенин посвятил Августе Миклашевской – юной актрисе Московского театра.

Самый яркий цикл лирических стихотворений – “Персидские мотивы”, написанный на Кавказе (1924–1925).

В “Персидских мотивах” теплота и нежность есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращенных к восточной красавице.

В стихотворении “Шаганэ, ты моя Шаганэ…” поэт обращается к персиянке. В 1924 году поэт познакомился с армянской учительницей Шагандухт Тальян.

Есенин создает цикл стихов о Шаганэ.

Шаганэ, ты моя Шаганэ!

Там, на Севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ, ты моя Шаганэ.

Чтец:

Наш рассказ о любимых женщинах Сергея Есенина был бы неполным, если бы мы не рассказали о святой любви Есенина к его матери и сестрам.

Он с восторгом говорил о них, он помогал им учиться в Москве.

В стихах поэт делится самыми сокровенными чувствами и думами с родными. Много стихов посвящено сестре Шуре.

(слайд-17)

 “Я красивых таких не видел”, - писал о ней поэт.

Трепетно, священно для поэта чувство к матери.

(слайд-18)

 Вот как выразил Есенин это чувство в задушевных, сердечных строках.

Давайте послушаем романс на стихи С. Есенина «Письмо матери»

( звучит  романс)

Чтец:

В 1922-1923 гг. поэт совершает путешествие по Европе и США. И здесь по-настоящему понимает, насколько ему дорога Россия.

В 1924-1925 гг. у него был небывалый творческий подъем. Есенин создал около 100 стихотворений. В автобиографии писал: «Мне еще пока рано подводить какие-либо итоги о себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди».

7. «Анализ стихотворения»

Анализ стихотворения: «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

1) Название стихотворения.

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

2) О чём это стихотворение?

 Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

3) Род литературы:

 Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч.  повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч., действие).

Стихотворение лирическое. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения.

4) Когда было написано стихотворение?

Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году.

5) Сюжет. Тема.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств.

6) О чём повествует поэт в 1-й строфе?

- во 2-й?

- в 3-й и т.д.

 В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь.

 Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете», но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами.

7) Чем заканчивается стихотворение?

 Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

8) Композиция стихотворения?

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

9) Стиль написания стихотворения. Рифма.

Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная.

10) Художественные средства.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль». Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть». Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь». Далее используется смысловая антитеза, экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси». Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный», «таинственный», изба «золотая». Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут», «плачут». Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом».

8.  «Последние годы жизни поэта»

Чтец:

Есенин ушел из жизни, но звучит его неповторимое песенное есенинское слово.

Сколько людей согрело свои души у чудесного костра поэзии Сергея Есенина. Сколько наслаждалось звуками его лиры!

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Читайте, любите, наслаждайтесь поэзией Есенина

Он как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

(слайд-20)

         Его жизнь оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.

   Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

В этом стихотворении поэт не прощается с нами, а говорит «до свиданья».

(слайд-21)

В городе Рязани стоит памятник Сергею Есенину, и его распростёртые руки приглашают нас на любимую Родину.

Подведение итогов:

(слайд-22)

Рефлексия:

-Что понравилось на уроке?

-Что особенного запомнилось?

-Что нового узнали?

Оценки за урок.

Домашнее задание:

- Ребята, я думаю, что каждый человек находит в этих бессмертных стихах что-то свое. А какого Есенина открыли вы для себя? Давайте попробуем выразить ваши чувства в мини – сочинении «Мой Есенин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку математики в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями", посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне

План-конспект к уроку математики в 6классе по теме "Действия с десятичными дробями"  в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, презентация к у...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». Дата: 21.11.2017Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели: сформировать умение уча...

Урок географии в 7 классе по теме "Поэт-географ Н.С. Гумилёв"

Данный урок проводится в 7 классе с целью закрепления изученного материала по географии. Межпредметная связь с уроком литературы. Этот урок поможет в формировании умения понимать и  ценить поэзию...

Методическая разработка музыкально-поэтического урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)

Методическая разработка  урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..."  (к 125летию рождения Сергея Есенина)...