Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс)

Прикуле Марина Николаевна

Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_kl.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Читы

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №___

От ____ _______2018 г.

__________________

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ №19»

______/________________

____ _______2018 г.

        

Рабочая программа

по литературе

для 7 класса

составлена на основе УМК

авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.,

выпущенного издательством «Вентана-Граф»

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Прикуле Марина Николаевна,

категория высшая,        

стаж 33 года

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7).
  3. Учебный план МБОУ СОШ №19 на текущий учебный год.

Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 70 часов (2 часа в неделю)  в общеобразовательной школе по учебнику «Литература. Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 7 класс» / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. - Москва: Вентана-Граф, 2017.

Цель

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
  • развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

7 класса

Личностные результаты

-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов.

- Совершенствование коммуникативных качеств личности.

- Стремление к речевому самосовершенствованию.

-Использование для решения познавательных задач различных источников информации.

Метапредметные результаты:

-Умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

-Умение самостоятельно организовать собственную деятельность.

-Умение работать с разными источниками информации.

Предметные результаты

В результате изучения литературы учащиеся получают возможность

Знать/понимать:

- авторов и содержание изученных по программе литературных произведений;

- образную природу словесного искусства;

- смысл понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность, ложь и истина;

- смысл и значение понятийного аппарата для 6 класса: тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; поэзия и проза; основы стихосложения.

Уметь:

- отличать произведения разных жанров (рассказ, повесть, стихотворение, былина);

- применять теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста;

- воспринимать художественный текст;

- выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- составлять и вести диалог с учителем, одноклассником;

- определять стихотворный размер (ямб, хорей).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- ведения диалога с учителем, сверстниками;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет);

- осознания значения вечных ценностей (на примере изученных произведений и/или на жизненных впечатлениях).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

7 КЛАССА

(70 ч.)

Какими способами литература представляет мир

Роды литературы.

Гомер.  «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»)

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

Внеклассное чтение. Народный героический эпос

Лирика как род литературы.

Ф. Петрарка. Сонет LXXXVII.

У. Шекспир. Сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»), сонет 66 («Зову я смерть...»)

А.С. Пушкин. Стихотворения «Погасло дневное светило…», «К морю»

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Внеклассное чтение.

Пафос литературного произведения

Пафос литературного произведения

Владимир Мономах. «Поучение»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

В.П. Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка»

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве»

А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Внеклассное чтение. М.М. Зощенко. «Галоша»

Что лежит в основе пафоса. Тематика литературных произведений

Родная природа

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина»

А.К. Толстой. Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…»

А.А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля»

Гражданские мотивы

А.С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Дума»

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник»

Защита Отечества

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»)

Р. Гамзатов. Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…».

М. Джалиль. Стихотворение «Прощай, моя милая».

М. Карим. Стихотворение «Бессмертие»

Национальный характер

И.С. Тургенев. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы»

В.М. Шукшин. Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп»

Внеклассное чтение.

Проблема бытия. Честь и достоинство

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Внеклассное чтение.

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

М. Горький. Рассказ «Челкаш»

Внеклассное чтение. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

Дружба

А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Арион»

Любовь

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка»

А.К. Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»

Внеклассное чтение. Мы помним… (произведения о Великой Отечественной войне)

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Раздел

Примечание

Повторение. Литература как искусство слова

Роды литературы. Эпос как род литературы. Гомер. Поэма «Илиада».

Художественный образ в произведении. Отношение автора к изображаемым событиям.

Поэма Гомера «Одиссея». Тема патриотизма.

Творческая работа.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и философская основы повести.

Проблема национального сознания. Приемы создания героического характера.

Образ Тараса Бульбы.

Образы Остапа и Андрия. Деталь и подробность.

Героико-патриотический пафос.

Пейзаж. Образ автора (рассказчика). Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.

Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»

В/ч

Образы главных героев.

В/ч

Система художественных образов.

В/ч

Художественное пространство в повести

В/ч

Сочинение.

Лирика как род литературы. Франческо Петрарка. Вильям Шекспир. Сонет.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Погасло дневное светило», «К морю»

Драма как род литературы. Русский классицизм.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Образы главных героев.Чтение по ролям.

Сочинение. Просветительские идеи.

Уроки Простаковой и уроки жизни.

Просветительские идеи автора. Традиции и новаторство в комедии Фонвизина.

Нравоучительное в литературе. «Поучение Владимира Мономаха»

Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

В/ч

«Фотография, на которой меня нет»

В/ч

«Конь с розовой гривой»

В/ч

Сочинение

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Внешний и внутренний конфликт.

Система художественных образов.

Рассказ А.П. Чехова «Тоска»

Мольер. Драматургия. «Мещанин во дворянстве»

Приёмы создания комического. «Мещанин во дворянстве»

Актуальность пьесы.

Творческий практикум

Сказки М. Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик ..»

Сказка «Дикий помещик» О правде жизни и правде искусства.

Сказки «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» Герой сатирического произведения.

А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».

Рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий»

М.Зощенко «Галоша»

В/ч

Что лежит в основе пафоса? М.Ю.Лермонтов «Родина»

А.Н. Толстой. А.А. Ахматова. Стихи. Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

А.С. Пушкин «К Чаадаеву». Внутренний мир героя.

М. Ю. Лермонтов. «Дума»

Н.А. Некрасов «Школьник»

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

Глава «Переправа». Выразительное чтение.

Главы «Два солдата», «Смерть и воин». Образ солдата на войне.

И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»

И.С. Тургенев «Певцы»

В.М. Шукшин. Рассказы «Миль пардон, мадам!»

Рассказ «Микроскоп». Человек в литературе.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

Проспер Мериме «Таманго»

В/ч

Л.Н.Толстой «После бала»

М. Горький «Челкаш»

В.Г.Распутин «Уроки французского»

В/ч

Мы помним… Б.Л.Васильев «Завтра была война»

В/ч

Нравственные проблемы.

В/ч

Сочинение.

А.С. Пушкин «19 октября»

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

В.А. Жуковский «Светлана»

А.К. Толстой «Средь шумного бала…»

Читательская конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...