Система уроков по роману "Война и мир" Л.Н.Толстого
методическая разработка по литературе (10 класс)

Жидкова Лариса Ивановна
Система изучения романа "Война и мир" для профильной школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Составила: Жидкова Л.И.,

 учитель русского языка

и литературы

МБОУ Школа №127 г.о. Самара

№ урока

Тема урока

Объём темы

Домашнее задание

Вступительный урок к восприятию текста. Постановки задач предстоящей работы.

История создания романа Толстого «Война и мир». Особенности жанра.

Лекция учителя с привлечением дневниковых записей Л.Толстого.

Составление опорной схемы.

Теория литературы(роман-эпопея)

1863-1869 – время работы над романом

1860 – задуман роман о декабристе

1857 – встреча с Пущиным и Волконским

1825 – восстание декабристов

1812 – Отечественная война 1812 года

1805 – война против Наполеона  в союзе с Австрией.

Лекционный материал.

Чтение т.1 ч 1 гл. 1-4 (Портреты героев)

Принципы изображения Толстым великосветского общества. Знакомство с героями романа.

Анализ глав на тему «Вечер в салоне Шерер».

Теория литературы (портретная характеристика героев романа как отражение внутреннего мира).

Анализ сцены именин у Ростовых.

Семья Болконских. Подведение итогов 1 части 1 тома.

Миниатюра

 «Почему князь Андрей скучает на вечере Шерер?»

 Или

 «Была ли опасность для Пьера пропустить умные разговоры?»

Т.1 ч.2

Изображение войны 1805-1807гг.

Шенграбен и его герои. Подвиг простого человека на войне.

Анализ Аустерлицкого сражения.

Анализ эпизодов:

Смотр войск в Браунау.

Благословение Кутузова на «великий подвиг».

Батарея Тушина и рота Тимохина в бою.

(Сравнить поведение солдат и офицеров в бою).

Ответить на вопросы:

Чем отличается героизм Долохова от героизма Тушина?

Можно ли понять Николая Ростова, бросившего в бою оружие?

Что понял Андрей под небом Аустерлица?

Каков смысл эпизода «Небо Аустерлица» и его роль в романе «Война и мир»?  

Или миниатюра

«Что такое мужество?»

Т.3 ч.2 гл.20-39

Бородино и его герои

Анализ эпизода «Пьер на кургане».

Размышления князя Андрея накануне сражения.

Молитва Кутузова и солдат.

Батарея Раевского и флеши Багратиона

Рассуждение на тему «Почему была проиграна битва под Шенграбеном и одержана победа под Бородином?»

«Мысль народная» в романе «Война и мир».Что такое патриотизм?

Истинный и ложный патриотизм.

поступок купца Ферапонтова (т.3 ч.2 гл.4);

поведение кн. Марьи (т.3 ч.2 гл.10);

отъезд Ростовых из Москвы (т.3 ч.3 гл 13-16);

агитация Растопчина (т.3 ч.2 гл.18, ч.3 гл.5,10,24,25);

Берг и история шифоньерки (т.3 ч.3 гл.16)

Вопрос (анализ эпизода):

«Почему графине Ростовой стало стыдно перед мужем и дочерью?»

Т 4 (Партизанское движение)

«Дубина народной войны». (Партизанское движение в романе)

Материал, посвящённый размышлению Толстого о партизанской войне как «дубине народного гнева».

Анализ глав, посвящённых отряду Денисова, Долохова.

Судьба Пети Ростова

Тихон Щербатый как воплощение всего народа в этой войне.

Миниатюра «Почему погиб Петя Ростов?»

 или

«Почему Тихон Щербатый был незаменимым в отряде Денисова?»

7-8

Два полководца  в романе. (Кутузов и Наполеон)

Сравнительная характеристика героев:

Кутузов

 (Смотр войск в Браунау – портрет, отношение к солдатам т.1 ч.2 гл 2,3)

Кутузов под Аустерлицем (т 1 ч.3 гл. 15,16)

Совет в Филях (т.3 ч.3 гл 3,4)

Кутузов под Бородином (т.3 ч.2, гл.15,16,21,35)

Европа (т.4 ч.2 гл.2 ч.4 гл. 5,6)

Наполеон (портрет т.1 ч.2 гл. 2-4 ч.3 гл.15,16)

Переправа через Неман, встреча с Балашевым (т.3 ч.1 гл 2,7)

Наполеон под Бородином (т.3 ч.2 гл. 15, 16, 26-29, 34,38)

Вопрос: как вы понимаете слова Толстого «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды?»

9

«Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир»

Урок- диспут «В какой семье я хотел бы воспитываться и почему?»

Миниатюра «Что такое идеальная семья?»

 

10

Интересы «мысли» толстовских героев.

Путь исканий героев романа. Взлёты и падения Андрея Болконского.

Анализ эпизодов:

Кн. Андрей в салоне Шерер (т.1ч.1гл.6)-

Подвиг под Аустерлицем и мечты о славе (т.1ч.3гл16,19)

Дружба с Пьером (разговор на пароме)-

Общественная деятельность (Сперанский)

Любовь к Наташе Ростовой- Европа

Жажда мести – 1812 год

Ранение и смерть - понимание смысла жизни

Итог  урока – опорная схема.

Наизусть отрывок

 «Небо Аустерлица»

 или

«Старый дуб»

11

Интересы «мысли» толстовских героев.

Путь исканий героев романа. Пьер Безухов.

Анализ эпизодов:

Пьер в салоне Шерер (портрет)

Ошибки Пьера: кутежи с Курагиным (т.1ч.1гл.6);

Женитьба на Элен (т.2ч.2гл.2)

Дуэль с Долоховым (т.2ч.1 гл 4,5)

Масонская деятельность Пьера (встреча с Баздеевым, преобразования в имениях)

1812 год (Бородино, желание убить Наполеона; плен – Платон Каратаев - понимание души простого солдата, осмысление жизни и смерти, предназначения человека)

Пьер и Наташа (семья и общественная деятельность)

Можно ли утверждать, что в образах Пьера и кн. Андрея автор показал образ будущих декабристов? почему?

12

Наташа Ростова. «Жизнь сердца».

Урок – диспут «Кого я выбрал бы в подруги: Наташу или Соню?»

Миниатюра

«Почему Соня так и не вышла замуж?

или

«Почему Наташа – любимая героиня Толстого?)

13

Философия истории Толстого.Уроки Толстого

Идейное содержание романа. Размышление над словами толстого о войне как о великом бедствии человечества, а также над сказкой Платона)

Готовиться к итоговому сочинению по произведению

14-15

Сочинение по роману Толстого «Война и мир»

Темы сформулированы с учётом особенности последних требований к сочинению как допуску к экзаменам:

  1. Почему старик Болконский не выезжает из Лысых Гор?
  2. Долохов – герой положительный или отрицательный?
  3. Что такое война?
  4. Почему русский солдат на войне кажется богатырём?
  5. Почему Наполеон проиграл Бородинское сражение?
  6. Почему автор даёт кн. Андрею возможность увидеть небо Аустерлица?
  7. Мой любимый герой в романе.

и  т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...