Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»
статья по литературе (10, 11 класс)

Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtobiograficheskiy_mif.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Способы создания автобиографического мифа в «Былом и думах»

Неомифологизм как принцип построения художественного произведения и как специфический характер мышления начинает формироваться  на рубеже XIX  и XX века. В XX веке неофилогизм станет неотъемлемой частью, любого произведения и проявит себя на разных уровнях художественного текста. В XIX веке неомифологизм как ментальная черта и  как часть поэтики  произведения  присутствует в потенциальном, неэксплицированном виде, как «пафос мифологизма» и свойственное ему «обнаружение постоянных и вечных принципов, скрытых под обыденной поверхностью и сохраняющихся неизменными при любых исторических изменениях».[1] В «Былом и думах» А.И. Герцена черты неомифологизма можно выделить на основании «проекций» мифов, их формальных показателей: образов, тем, мотивов, аллюзий. Объектом изучения мифопоэтики становятся скрытые аналогии, связывающие литературные образы, мотивы, архетипы. В основе мифологии Герцена – «биография рода человеческого», исторический опыт, осмысленный художником и философом. Герцен не ограничивается описанием фактов и логической аргументацией, он отыскивает  причины на более глубоком уровне, подтверждая свои догадки мифологическими мотивами. Герцен анализирует реальность «с помощью конкретных предметных представлений, которые, однако, способны приобретать знаковый, символический характер, не теряя своей конкретности», таким образом, воссоздавая авторскую символико-мифологическую картину мира, так называемый «образ мира».[2]

В систему автобиографического мифа  встраиваются некоторые факты, обусловленные не мифилогизаторской деятельностью самого А.И. Герцена, а независимыми обстоятельствами. К таким фактам можно отнести, искусственную фамилию. В статье Ю.М. Лотмана «Миф — имя — культура» утверждается конституирующая роль имени собственного для мифологического сознания. Это позволяет говорить  о специфическом типе семиозиса: «миф и имя непосредственно связаны по своей природе. В известном смысле они взаимоопределяемы, одно сводится к другому: миф — персонален (номинационен), имя — мифологично».[3] Герцен  - фамилия, придуманная отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz). «Былое и думы» является отражением «истории сердца», истории, которая сочетает в себе подробный анализ собственных чувств, переживаний, жизненных противоречий  и летопись собственных идей, в их движении, эволюции.

Значимым элементом автобиографического мифа становится круг чтения А.И. Герцена и его окружения. В круг чтения входили художественные произведения Гёте, Шиллера, Бомарше, Пушкина, Рылеева. Их ярко выраженная романтическая направленность  способствовала выработке  идеализма. В романтической эстетике присутствует противопоставление материальной практики «жизни духа». Причем граница между «жизнью духа»  и искусством почти стирается, автобиографический герой творит собственную жизнь как литературное произведение. Так Герцен «встраивает» свое бытие в важное для российской истории событие Отечественной войны – московский пожар. Герцен, соединяя свою индивидуальную  судьбу   с историческим путём  России,  пишет: «я с гордостью улыбался, довольный, что принимал участие в войне».[4] Таким же образом в «биографическую легенду» встраиваются восстание декабристов, европейские революции 1848—1849.

С.Е. Эрлих предлагал рассматривать Герцена и его окружение в рамках  культурных героев в связи с тем, что их деятельность стала значимой для становления декабристского мифа, который является неотъемлемой частью истории русской культуры.  Сергей  Ефроимович в своей диссертации показывает трансформацию этого мифа, разные его изводы. Герцен перевернул  так называемый «основной миф» - поединок божественного героя (Николая I) с демоническим противником (оппозиция в лице декабристов) и «добавил к языческому, по сути, ритуалу жертвоприношения врага смысл христианского самопожертвования».[5] Декабристы в герценском мифе наделяются такими признаками:

1) Неправедный суд

2) Добровольная жертва

3) Искупление грехов «молчащей» интеллигенции

В «Былом и думах» не только декабристы наделяются семантикой христианского  самопожертвования, но и образ автобиографического героя, и образ Огарёва. Герцен пишет: «мы, постояли,  оперлись  друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду  всей  Москвы,  пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу». [6] Воробьевы горы становятся «святыми холмами», «местом богомолья». А дальнейшая жизнь и последствия борьбы сопоставляются с библейской историей богоборчества Иакова: «Сила сломила в нас многое, но не она нас сокрушила, и ей мы не сдались,  несмотря на все ее удары. Рубцы, полученные от нее, почетны, - свихнутая нога Иакова была знамением того, что он боролся ночью с богом». Автобиографический миф Герцена является сложным синтезом как христианских мотивов, так и просветительских мотивов богоборчества. Мотив богоборчества – это и идеологический компонент, и  символическая огласовка темы борьбы с отцом как носителем властных полномочий, несправедливого царя, равнодушного к людским страданиям. Автобиографический миф Герцена конструируется с использованием антитезы, является некой формой, которая, с одной стороны, объединяет индивидуальные переживания с культурной традицией, а с другой — сохраняет диалектическое отношение противоположностей. Таким образом, важной чертой автобиографического мифа Герцена является амбивалентность.

Амбивалентность в «Былом и думах» получает онтологический статус, то есть становится фундаментальным принципом утверждающим бытие, оформляется в цельную категорию. «Ложное» положение внебрачного сына, существование на границе официального и неофициального, западного и восточного христианства, веры и безверия – все это накладывает отпечаток на творчество Герцена и его непрерывную эволюцию.  А.Е. Рыбас пишет, что   «образы Герцена»  можно «систематизировать по принципу бинарных оппозиций: экзистенциалист, философ жизни – рационалист-адепт науки, нигилист-имморалист - проповедник евангелия будущего,  оптимист -  пессимист исторический реалист – добрый мечтатель <…>и так далее до бесконечности»[7]

На основании двойственности выстраиваются многие художественные образы «Былого и дум». Олег Егоров, исследователь дневников российских писателей XIX века,  утверждает, что персонажи Герцена развиваются «по принципу топологической соотнесенности с историческими и мифологическими личностями». Миф, сбрасывая фантастические элементы, ассимилируясь с объективно-исторической реальностью, приобретает дополнительные смыслы, но при этом не перестаёт быть мифом. «Герцен находит не только типическое, но и стремится связать его по аналогии с образами всемирно-исторического значения».[8]

К примеру, это отражается в описании А.С. Хомякова: «Ильей Муромцем, разившим всех, со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков <…> Ум сильный,  подвижной,  богатый  средствами  и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением,  он  горячо  и неутомимо проспорил всю свою жизнь. Боец без  устали  и  отдыха,  он  бил  и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цитатами, пугал и заводил в лес, откуда без  молитвы  выйти  нельзя,  -  словом,  кого  за  убеждение  - убеждение прочь, кого за логику - логика прочь».[9] Или в описании Бакунина. «Бакунин, кончив курс в артиллерийском корпусе, был  выпущен  в  гвардию офицером. Его отец, говорят, сердясь на него, сам просил, чтобы его перевели в армию; брошенный  в  какой-то  потерянной белорусской  деревне,  с  своим парком, Бакунин одичал, сделался нелюдимом, не исполнял службы и  дни  целые лежал в тулупе на своей постели».[10] Он сравнивается с Колумбом:  «Колумб без Америки и корабля», вечный бродяга, «бездомник».[11] 

 Мифологическими смыслами обрастают не только яркие исторические деятели, но и жена Герцена  Натали. Её роды рождают авторскую ассоциацию с обликом Богородицы. «Это измученно-восторженное лицо, эту радость, летающую вместе с началом смерти около юного чела родильницы, я узнал потом в Фан-Дейковой  мадонне  в римской галерее Корсики». [12]
        Важным приемом в «Былом и думах» Герцена становится использование аллюзий, «введение имени», несущего семантику национального мифа (Петр Великий, имена Святых) или мифа историко-культурного (Гете, Шиллер, Гамлет, Колумб ).

Амбивалентностью характеризуется и  художественное пространство  «Былого и дум». Образ дома распадается на две ипостаси – половину отца и половину матери.  «Мне казалось естественно и просто, что я живу в доме моего отца, что у него на половине я держу себя чинно, что у моей матери другая половина, где я кричу и шалю сколько душе угодно».[13] Каждая половина является отдельным идеологически насыщенным пространством, за которым закреплена своя система ценностей и как следствие определенная модель поведения; такое промежуточное положение позволяет Герцену-персонажу не принимать ни одну из данных систем ценностей,  вырабатывая собственную.

Система ценностей А.И. Герцена раскрывается в динамике, в её эволюции. Герцен постоянно подвергал свои идеалы переоценке. В «Былом и думах» отразилось поэтапное становление мировоззренческих установок А.И. Герцена. Первый этап связан с романтической идеализацией концепта свободы, европейских ценностей и революционного настроения. Этот этап связан с общественными тенденциями 40-ых годов ХIХ века, а именно с культурно-историческим феноменом западничества, его умонастроением, идейными посылами, особой системой ценностей. Западники, выступая за модернизацию России по образцу стран Европы, верят в  так называемые «европейские ценности», которые складываются на базе веры в то, что Европа, то место, где личность может полностью реализоваться, а гражданские свободы и высокоразвитая культура являются основой западной цивилизации. Картина мира западника включает в себя представления о личности и ее отношении к социуму, о свободе, о ходе истории и путях развития государства, о соотношении нового и старого. Можно выделить такие признаки западничества, как европейская образованность, либерализм, европоцентризм, важным  стало осознание своей принадлежности одновременно к России и всей Европе. Во главу угла была поставлена ценность  личности, свободы (ценности, традиционно ассоциирующиеся с Западом).

 Таким образом, создается «европейский миф» - система представлений о Европе, её образ в сознании русского человека ХIХ века. В русской части «Былого и дум» Европа –  это романтическая утопия, сопоставимая с мифологической категорией космоса-порядка. Она обладает чертами идиллического топоса, аксиологический вектор которого направлен в сторону общечеловеческого, вечного.

Второй этап связан с переосмысление таких  категорий, как «революционность» и европейские ценности. После событий 1848 года начинается глубокое разочарование Герцена в Западе. Когда  Герцен  остановился в Европе, идеал  померк и «невеста обманула», в итоге осталось только «разочарование и усталь». «Мы вообще знаем Европу школьно, — продолжает Герцен, — литературно, т.е. не знаем ее, а судим поверхностно, по книжкам и картинкам... Наше классическое незнание западного человека наделает много бед...».[14]   Развенчание европейского мифа происходит постепенно, по мере  духовной и интеллектуальной эволюции Герцена-персонажа. Писатель приходит к выводу, что внешне свободный человек Запада внутренне порабощен, является пленником мещанских ценностей, которые отразились даже в устройстве протестантской церкви. Герцен, выросший в православной культуре,  заметил в протестантизме преобладание внешней формы над духовностью, черты мещанства там, где должна быть вера. «Из протестантизма они сделали  свою  религию,  -  религию,  примирявшую совесть христианина с занятием ростовщика, - религию до того мещанскую,  что народ, ливший кровь за нее, ее оставил. В Англии чернь всего менее  ходит  в церковь».[15] До 1848 года в сознании Герцена еще присутствует противопоставление монархизма России идеалам парламентарной монархии Англии, после революционных событий происходит переосмысление  этой оппозиции, противоречие снимается за счет осознания бесполезности, суетности данного органа:  парламент воспринимается как «самое колоссальное беличье колесо в мире».[16]

Биографический миф Герцена определил не только отношение к Европе, но и был положен в основу социалистического революционного движения. В.И. Ленин оценил Герцена как революционного деятеля, популяризатора и основоположника революции. Рабочая партия должна «упомянуть» Герцена для  «уяснения настоящего исторического места писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции».[17] Данный тезис направлен  на пропагандистское отделение Герцена-революционера от Герцена-мыслителя, нарочитое снижение его влияния на русскую общественную мысль ХIХ века. Стоит отметить влияние Герцена не только на русскую философскую мысль ( К.Н. Леонтьев, Н. Бердяев), но и на западноевропейскую и американскую.  К примеру,  французский историк Ж.Мишле, отрицательно отзывавшийся о русском народе, под влиянием очерка Герцена «Русский народ и социализм» (1852) переменил свои взгляды на Россию. Английский философ и историк европейских идей И. Берлин в своей работе, посвященной проблеме свободы, считает Герцена значимой фигурой не только русской освободительной борьбы, но и  центральным героем мировой истории свободы.  И. Берлин говорит о том, что тип русского радикала, «бесов», первым разоблачил не Достоевский, а именно Герцен.

Американский журналист и литературный критик Майкл МакДоналд утверждает, что слависты уделяют много внимания  революционной деятельности Герцена, упуская из вида его оригинальную журналистскую работу, навыки опытного корреспондента и издателя. Журналист сопоставляет Герцена с такой фигурой российской журналистики, как А. Политковская. Он выстраивает ряд параллелей царская  Россия во времена Герцена  -  современная Россия и делает вывод о том, что анализ наследия Герцена  полезен для понимания современной  политической ситуации в контексте исторических традиций ХIХ века.[18]

Протоиерей Александр Рябков[19], опираясь на философские труды С.Булгакова, В.В. Зеньковского,  в своей статье, посвященной 200-летию Герцена, считает, что трагическая фигура А.И. Герцена в истории русской философии вполне может быть сопоставлена с образом Иова из Ветхого Завета. В.В.Зеньковский видит причины душевной драмы Герцена в его секуляризме. Ученый называет взгляды Герцена «философией отчаяния, безнадежности и безверия, - романтическим бунтом против тусклой действительности, против мещанского упоения внешними благами, бунтом последними остатками религиозного сознания, которое только в Царстве Божьем, только в Боге и могло бы найти себе покой».[20]


Список использованной литературы

1.        MacDonald М. The Brilliant Rage of Alexander Herzen // The American interest. 2013. Volume 8, Number 5 Published on: April 12. URL: http://www.the-american-interest.com/2013/04/12/the-brilliant-rage-of-alexander-herzen. (Дата обращения 3.03.2016)

2.        Айхенвальд Ю. Герцен // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994. С. 517.

3.        Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр., сост., вст. ст. и общ ред. Г.К. Косикова. М.: Изд.гр. «Прогресс», «Универс», 1994. С. 101.

4.        Бахтан М.М. Вопросы литературы и эстетики — М., 1986. 616с.

5.        Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. : Сб. — М.: Худож. лит, 1975. — 483с.

6.        Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — С. 122.

7.        Белинский В. Полн.собр.соч., т. Х, М.,АН СССР, 1956, С.316.

8.        Берлин И. Александр // Новое литературное обозрение. 2001. № 49. 99-118. URL: http:// magazines.russ.ru/nlo/2001/49/berlin.html (дата обращения: 14.01.2016).

9.        Веселова В.А. Россия VS. Европа в художественных мемуарах А.И. Герцена / Вестник Череповецкого государственного университета. Научный журнал. — Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2012. -№ 1(37). - Т. 2. - С. 65-68.

10.        Герцен А. И. Полн. Собр. соч. : в 30 т. М. : Изд-во АН СССР, 1957.

11.        Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви. – М.: изд.Мысль. -1976. С.244.

12.        Достоевский Ф. М. Письма, т. 2. М. — Л., 1930, с. 259.

13.        Егоров  О.Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование / О.Г. Егоров. - М.: Флинта: Наука, 2002. С.100

14.        Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эспалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа., 2004. 85с

15.        Зеньковский В. В.  История русской философии URL: http://krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_09.html (Дата обращения 15.04.2016).

16.        Зусман В. Г. Рецептивная эстетика. Эстетика воздействия // Русский акцент в мировой культуре: литература, искусство, перевод: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 30-летию кафедры зарубежной литературы и теории межкультурной коммуникации НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород: 2010. С. 53-60.

17.        Кантор В. К. Трагедия Герцена, или Искушение радикализмом  //Вопросы философии 2010 № 12. - С. 76-85.

18.        Кара-Мурза А.А. 2000 – Кара-Мурза А.А. “Свобода лица – величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти действительная воля народа” / Русский либерализм: идеи и люди М.: Новое издательство, 2000. С.142.

19.        Каширина, С. В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста  / Каширина С. В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - N 9, ч. 1. - С. 180-185.

20.        Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну: 2e изд.; перераб. и доп. — М.: Академический Проект,2006. Стр.129

21.        Колядич Т.М. Воспоминания писателей XX века (проблематика, поэтика): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Т.М. Колядич. - М.: Б.и., 1999. - 35 с.

22.        Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.301.

23.        Ленин В.И., Памяти Герцена, М., Политиздат, 1980

24.        Лищинер С. Д. Герцен // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.

25.        Лосев А.Ф., Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001[Электронный ресурс] : URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_DialMif/  (дата обращения: 12.10.2015)

26.        Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 352с.

27.        Лотман Ю.М. Избранные статьи [электронный ресурс] URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm (Дата обращения 12.11. 2015)

28.        Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе. — СПб.: Искусство-СПБ, 1997. — С. 622-627.]

29.        Лотман, Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998 – С.140.

30.        Луков Вал. А., Луков Вл. А. К 200-летию Александра Герцена: рецепция европейского культурного тезауруса // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/2/Lukovs_Bicentenary-of-Alexander-Herzen. (Дата обращения 14.11.2015)

31.        Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока// Диссертац. В виде научн. докл. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. М.,1998. С. 8.

32.        Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (предварительные замечания) // Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник. III. Тарту, 1979. С.З - 33;

33.        Мамардашвили М. Введение в философию//Мой опыт нетипичен. — СПб, 2000. — С. 40.

34.        Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XIX век. [Т.3, кн. 2]: Литература / Ю. В. Манн, О. В. Стукалова, Е. П. Олесина. — СПб.: Питер, 2007. — 460 с

35.        Маслин М.А. Философия А.И. Герцена сегодня. [Электронный ресурс].  URL: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/pj/pj_9/10.pdf (Дата обращения 12.05.2016)

36.        Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. — Л., 1928. — С.181.

37.        Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2000. С. 129

38.        Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 407с.

39.        Минц 3. Г. Понятие текста и символистская эстетика // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I. (5). Тарту, 1974. С. 134 - 141; Минц З.Г. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока // А. Блок и его окружение. Блоковский сборник. IV. Тарту, 1985. С.З - 18.

40.        Николаев А.И. Основы литературоведения: учеб. пособие. Иваново: ЛИТОС, 2011. 256с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. listos.biz/филология/николаев-а-и-основы-литературоведения/роды-и-жанры-литературы (дата обращения 11.04.2016).

41.        Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы / Н. А. Николина. - М.: Флинта, 2011. – с.11

42.        Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Novikova/_Index.php (Дата обращения 04.03.2016)

43.        Паперно И. Советский опыт, автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель / Паперно И. // Новое литературное обозрение. — 2004. — N 4(68). [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/68/pap5.html. (Дата обращения 14.11.2015)

44.        Потебня А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. – М. ; СПб : ACADEMIA, 2003. – с. 297

45.        Поэтика русской литературы конца XIX — начала XX века.  Динамика жанра. Общие проблемы. Проза.— М.: ИМЛИ РАН, 2009. – С.11

46.        Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Гл.науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. 358с.

47.        Прокофьева, В. Ю. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик / В. Ю. Прокофьева, Ю. Г.  Пыхтина. Оренбург, 2005.

48.        Путинцев В.  А. И. Герцен и его "Былое и думы" URL: http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0120.shtml (Дата обращения 03.09.2015)

49.        Рыбас А.Е. К философии истории А.И. Герцен // Фигуры истории или «общие места» историографии. С. 146

50.        Рябков А. Герцен. Иов XIX века // Журнал ВОДА ЖИВАЯ. 2012. № 4. URL: http://aquaviva.ru/journal/?jid=16961 (Дата обращения 3.03.2016)

51.        Семушкин А.В. Антиномизм Мифа и Логоса в генезисе философского знания // ВЕСТНИК Российского университета дружбы народов, Серия ФИЛОСОФИЯ Научный журнал 2008, № 2 63с.

52.        Созина Е.К. Динамика художественного сознания в русской прозе 1830—1850 гг. и стратегия письма классического реализма. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та. - 2001. - с.22.

53.        Суханов В.А. Романы Ю.В. Трифонова как художественное единство. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2001. 169-214

54.        Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 1999. с. 29-32.

55.        Теория литературы: В 4 т. Т. 3. Роды и жанры. М., 2003. С. 4.

56.        Томашевский Б. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4(28). С.8

57.        Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 206.

58.        Тороп, П. Х. Хронотоп / П. Х. Тороп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко ; под рук. И. А.Чернова.. URL: http://diction.chat.ru/xronotop.html. (Дата обращения: 12.09.2015)

59.        Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. С.218.

60.        Черкашина Т.Ю. Основные тематические блоки в структуре жанра автобиографии // Вестник ОГУ. 2014. №1 (162) С.36-40.

61.        Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. — Воронеж, 1984. — С. 44.

62.        Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

63.        ШеллингФ.В. Сочинения: В 2 т.-М.: Мысль, 1989.-Т.Н.-636 с

64.        Щукин, В. Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. – 2004. - № 10. –  С. 47- 64.

65.        Элиаде М. Миф о вечном возвращении. [Электронный ресурс]. URL: http://nz-biblio.narod.ru/html/eliade1/index.htm (дата обращения: 12.10.2015)

66.        Эрлих С.Е. Декабристы в исторической памяти [Электронный ресурс] URL: http://www.spbiiran.nw.ru (Дата обращения 14.11.2015)


[1] Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2000. С. 129

[2] Мелетинский Е.М.»Поэтика мифа», 1976, с.165]

[3] Лотман Ю.М. Избранные статьи [электронный ресурс] URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm (Дата обращения 12.11. 2015)

[4] Герцен А. И. Полн. Собр. соч. : в 30 т. М. : Изд-во АН СССР, 1957. Т.8 с.16

[5] Эрлих С.Е. Декабристы в исторической памяти [Электронный ресурс] URL: http://www.spbiiran.nw.ru (Дата обращения 14.11.2015)

[6] Герцен А. И. Полн. Собр. соч. : в 30 т. М. : Изд-во АН СССР, 1957. Т.8 с. 31

[7] Рыбас А.Е. К философии истории А.И. Герцен // Фигуры истории или «общие места» историографии. С. 146

[8] Дневники русских писателей XIX века: Исследование / О.Г. Егоров. - М.: Флинта: Наука, 2002. С.100

[9] Герцен А. И. Полн. Собр. соч. : в 30 т. М. : Изд-во АН СССР, 1957 Т.9 с. 159

[10] Там же Т. 9 с.43

[11] Там же Т.10 с.316

[12] Там же Т.8 с.386

[13] Там же Т.8, 32с

[14] Там же  Т. 10 с. 124

[15] Там же Т. 10 с. 130

[16]Там же  Т. 10 с. 127

[17] В.И. Ленин, Памяти Герцена, М., Политиздат, 1980

[18] MacDonald М. The Brilliant Rage of Alexander Herzen // The American interest. 2013. Volume 8, Number 5

Published on: April 12. URL:  http://www.the-american-interest.com/2013/04/12/the-brilliant-rage-of-alexander-herzen (Дата обращения 3.03.2016)

[19] Рябков А. Герцен. Иов XIX века // Журнал ВОДА ЖИВАЯ. 2012. № 4. URL: http://aquaviva.ru/journal/?jid=16961 (Дата обращения 3.03.2016)

[20] В. В. Зеньковский История русской философии URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/zenkv010.htm (Дата обращения 7.03.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учащегося к уроку литературы по книге А.Герцена "Былое и думы"

Презентация подготовлена ученицей 10 класса Рассохой А. для открытого урока по теме "Портрет поколения на фоне эпохи". Данный урок дает неограниченный возможности для проведения параллелей между покол...

Способы создания групп для коллективной работы

О взаимодействии учащихся с учителем...

«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»

Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович  Шварц. Его сказки -  добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...

презентация к уроку "Способы создания текстуального комментария"

Используя рассказ Ю.Буйды "Все больше ангелов" и исследуя детали, создаем комментарий к части "С" ЕГЭ....

мастер - класс "Коммуникативная цепочка как способ создания качественного высказывания

Этот мастер-класс был представлен на конкурсе "Учитель года". Эта технология - результат усилий целого коллектива. Разработана была в Школе совместной деятельности под руководством к.ф.н., преподавате...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...